город Томск |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А03-1680/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Афанасьевой Е.В., |
судей: |
Фертикова М.А., |
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1240" (N 07АП-10632/2022) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.09.2022 по делу N А03-1680/2022 (судья Синцова В.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (ИНН 2238005111, ОГРН 1112235000206, с. Волчиха Волчихинского района Алтайского края) к обществу с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1240" (ИНН 2209049636, ОГРН 1192225014255, г. Рубцовск Алтайского края) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2421 УКЛ от 25.10.2021 за период с 10.02.2019 по декабрь 2020 года в размере 263 489 рубля 87 копеек, о взыскании неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2421 УКЛ от 25.10.2021 за период с 13.12.2021 по 21.01.2022 в размере 6749 рублей 39 копеек.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Коровицына Наталья Викторовна (ИНН 220911693904, прекратила деятельность в качестве предпринимателя), общество с ограниченной ответственностью "Союз 2020" (г.Рубцовск, ОГРН 1202200004929), публичное акционерное общество "Сбербанк", финансовый управляющий Вишнякова Татьяна Владимировна (ИНН 7731024000, ОГРН 1107799028523).
В судебном заседании приняли участие - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (далее - ООО "ВторГеоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1240" (далее - ООО "Автоколонна 1240") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2421 УКЛ от 25.10.2021 за период с 10.02.2019 по декабрь 2020 года в размере 263 489 рублей 87 копеек, неустойки за период с 13.12.2021 по 21.01.2022 в размере 6 749 рублей 39 копеек, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 8 732 рубля (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, были привлечены индивидуальный предприниматель Коровицына Наталья Викторовна (далее - Предприниматель, ИП Коровицына Н.В.), общество с ограниченной ответственностью "Союз 2020" (далее - ООО "Союз 2020"), публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России"), финансовый управляющий Вишнякова Татьяна Владимировна (далее - Управляющий, Вишнякова Т.В.).
Решением от 27.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Автоколонна N 1240" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что согласно договору аренды, обязанность по обращению с ТКО возложена на собственника, часть работников с 02.04.2020 была переведена на дистанционную работу, в связи с чем утилизация ТКО происходила вне рабочего места. Основным видом деятельности ответчика является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуг по перевозке, в связи с чем рабочим местом является транспортное средство. С 2014 года ответчик, на постоянной основе, осуществляет свою деятельность в г. Карасук.
ООО "ВторГеоРесурс", в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предоставило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле, своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, ходатайств об отложении заседания не поступало.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей извещенных участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора между Министерством строительства, транспорта, жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края N 867/18-РО от 06.12.2018 года, обществу с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен пунктом 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года N 641".
С 2019 года истец по согласованному с органами местного самоуправления графику обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на всей территории с. Новичиха, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО и так далее в связи с чем, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он обязан их утилизировать не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
Истцом подготовлен и направлен в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2421 УКЛ (далее - Договор, типовой договор), с расчетом начислений (Приложение N 1 Договора), произведенным согласно установленных тарифа и норматива.
Деятельность ответчика длительное время осуществляет по юридическому адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, пр. Сельмашский, д. 4, в том числе и в спорный период.
Договор на обращение с твердыми коммунальными отходами ответчик не подписал, протокол разногласий ответчик в адрес истца не направлял.
Ответчик обязательства по оплате услуг не исполнил, истец направил в адрес ответчика претензию с предложением оплатить задолженность в добровольном порядке, неисполнение которой послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 8(17) Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016, в случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) в установленный законом срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу п. 8(18) Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.16 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается Региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу Регионального оператора.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом, в соответствии с п.6 вышеуказанного постановления в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления отходов, утвержденных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 N 215 и единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 13.12.2018 N 514 в размере 567,76 руб. за м3. Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019 N 49 пересмотрен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Рубцовской зоне Алтайского края на 2019 год в связи с чем в настоящее время размер платы за 1 м3 составляет 545,95 руб. Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20.12.2019 N 566 пересмотрен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в Рубцовской зоне Алтайского края с 2020 года в связи с чем в настоящее время размер платы за 1 м3 составляет 530,72 руб.
Расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив, для предприятий торговли - промтоварный магазин является площадь помещения, при этом величина норматива составляет 0,028 м3 в месяц.
Расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив, для предприятий и иных отраслей промышленности является количество сотрудников, при этом величина норматива составляет 0,225 м3 в месяц. Согласно сведениям налогового органа численность сотрудников ООО "Автоколонна 1240" составляет 96 человек.
С учетом нормативов накопления ТКО, установленных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 года N 215, у ООО "Автоколонна 1240" в месяц образуется 21,600 м3 ТКО.
Пунктом 4 типового договора установлено, что датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является январь 2019 года.
Приложением N 1 к Договору определено, что стоимость услуг за 1 месяц в 2020 году составляет 707 рублей 45 копеек, при учете единого тарифа на 2020 год.
Приложением N 1 к Договору определено, что стоимость услуг за 1 месяц в 2020 году до 01.07.2021 составляет 96 365 рублей 48 копеек, при учете единого тарифа на 2020 год, с 01.07.2021 стоимость равна 7 384 рубля 52 копейки, а в 2019 году стоимость услуг за 1 месяц составляла 99 130 рублей 87 копеек, при учете единого тарифа на 2019 год.
Пунктом 6 Договора установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Ответчик договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2421 УКЛ не подписал, протокол разногласий в адрес истца не направил.
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела, в основном, императивный характер.
При отсутствие единого подписанного сторонами документа, истец не лишен возможности оказывать услуги ответчику.
Законом установлены правила отбора региональных операторов, зоны деятельности которых охватывают всю территорию субъекта Российской Федерации и не пересекаются, на собственников ТКО возложена обязанность заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО (пункты 4, 9 статьи 24.6, пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
С учетом установленной абонентской обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности и факт заключения им договора на обращение с ТКО (либо входящих в этот термин одного или нескольких видов деятельности) с лицом, не являющимся региональным оператором, а также факт исполнения таким лицом обязанностей по указанному договору.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
В материалы дела представлены вписки из Единого государственного реестра недвижимости на объекты Алтайский край, г. Рубцовск, пр. Сельмашский, д. 4, из которых следует, что собственником помещений и нежилых зданий по указанному адресу является открытое акционерное общество "Автоколонна N 1240", ИНН 2209003568 (т.1 л.16 -19). Из данных Единого государственного реестра юридических лиц, являющегося общедоступным информационным ресурсом, следует, что ответчик ООО "Автоколонна N 1240" создан путем реорганизации в форме преобразования, является правопреемником акционерного общества "Автоколонна N 1240", ИНН 2209003568.
Являясь собственником помещений, используемых для целей предпринимательской деятельности, ответчик обязан оплачивать услуги регионального оператора, факт оказания которых не опровергнут.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при отсутствии доказательств невыполнения региональным оператором своих обязательств по вывозу ТКО и вынужденного в этой связи самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, вывод суда о наличии оснований для возникновения обязательств по оплате является правомерным.
Ссылки на перевод работников на дистанционную работу в определенный период, на осуществление деятельности посредством транспортных средств не свидетельствуют о том, что отходы не были образованы и не подлежали вывозу. Также не подтверждает этого и факт аренды ответчиком базы в с. Карасук, при этом ответчик является собственником объектов в г. Рубцовске, пер.Сельмашский, 4, в которых осуществляется предпринимательская деятельность.
Сдача данных помещений в аренду иным лицам сама по себе не подтверждает отсутствие обязанности по оплате, поскольку из условий договоров аренды и фактических взаимоотношений с арендаторами не следует, что ими были приняты на себя обязательства по оплате ТКО, образующихся в результате деятельности в помещениях ответчика. При таких обстоятельствах обязанность перед региональным оператором по оплате услуг по вывозу ТКО остается на собственнике помещений - ответчике.
Материалы дела также не содержат доказательств того, что в спорный период ответчик не обращался к истцу с какими - либо претензиями по нарушениям истцом условий договора, в том числе, с претензиями по качеству и объему оказанных услуг.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив наличие у истца статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, факт оказания им в спорный период услуг в соответствии с условиями договора, а также несоблюдение ответчиком обязанности по оплате услуг в отсутствие достаточных и бесспорных доказательств факта оказания услуги иными лицами, некачественного оказания услуг; признав обоснованным и арифметически верным размер начисленной истцом задолженности и неустойки, суд пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.09.2022 по делу N А03-1680/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1240" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
М.А. Фертиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1680/2022
Истец: ООО "ВторГеоРесурс"
Ответчик: ООО "Автоколонна N 1240"
Третье лицо: ПАО "Сбербанк России"