г. Москва |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А40-157737/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционные жалобы Приволжской электронной таможни
на определение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 и на решение от 07.10.2022, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-157737/22
по заявлению ООО "ЦОЛЛРУ"
к Приволжской электронной таможне
третье лицо: ООО "Вита Лайн"
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЦОЛЛРУ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный судом города Москвы с заявлением к Приволжской электронной таможне (далее - Ответчик, Таможенный орган, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Приволжской электронной таможни N 10418000-000257/2022 от 24.06.2022 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.2 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 46 257, 79 руб.
Определением от 28.07.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Арбитражным судом города Москвы от 22.09.2022 в порядке упрощенного производства вынесена резолютивная часть решения по делу N А40-157737/22, согласно которой в удовлетворении заявленных требований о признание незаконным и отмене постановления Таможенного органа N 10418000-000257/2022 от 24.06.2022 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 46 257, 79 руб. было отказано.
23.09.2022 Арбитражным судом города Москвы вынесено определение об исправлении описок (опечаток) в котором суд указал, что резолютивную часть решения Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2022 по делу N а40-157737/22, опубликованную 23.09.2022 в 19:24:25 МСК считать ошибочной.
07.10.2022 изготовлено мотивированное решение Арбитражного суда города Москвы об удовлетворении требования Общества.
Не согласившись с определением суда об исправлении опечатки, а также мотивированным решением суда, Таможенный орган обратился с апелляционными жалобами, в которых просит указанные судебные акты отменить.
Таможней поданы дополнения к апелляционной жалобе и приложены дополнительные доказательства. Суд отказывает в приобщении дополнительных доказательств, поскольку такие документы не были представлены в суд первой инстанции, уважительных причин невозможности представления указанных доказательств в суд первой инстанции истцом не приведено.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Заявитель возражает по ее доводам, считает решение суда законным и обоснованным. А также поданы дополнительные пояснения, которые приобщаются к материалам дела.
Таможенным органом подано ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового судопроизводства.
Суд рассмотрел ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии с п.п. 4, 5 ст. 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд в том числе, по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Ходатайство не содержит сведений о наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанных в части 5 статьи 227 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, усматривает основания для отмены определения суда об исправлении опечатки суда, исходя из следующего.
Согласно п. 9 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100 (ред. от 11.07.2014), вся информация по судебным делам, размещенная в электронном виде в системах автоматизации, должна точно соответствовать материалам судебного дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Под исправлением допущенных в решении описок, опечаток и арифметических ошибок в порядке ст. 179 АПК РФ понимается изменение решения относительно случайно допущенных, очевидных, не требующих доказывания по правилам рассмотрения дела по существу и пересмотра дела дефектов текста судебного акта.
Так, под опечаткой понимается случайная ошибка в письменном (печатном) тексте, описки и неточности, связанные с искажениями наименования юридического лица и данных гражданина (фамилия, имя и т.д.), а также неправильным написанием в решении слов и цифр, имеющих какое-либо значение для лиц, участвующих в деле, или для органов, исполняющих решение, которые обнаружены после оглашения судебного акта. Подлежащие исправлению опечатки по своей сути носят технический характер и не затрагивают существо судебного акта.
По смыслу нормы ст. 179 АПК РФ указанные изменения могут быть внесены в судебный акт только в том случае, если исправления вызваны необходимостью устранить допущенные судом при изготовлении судебного акта несоответствия, но, по сути, не приводят к изменению существа принятого судебного акта.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.03.2014 N 576-О, ч. 3 ст. 179 АПК РФ, предоставляющая принявшему решение арбитражному суду право исправить допущенные им в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания, направлена на обеспечение неизменности судебного решения, не предполагает ее произвольного применения судами и не может расцениваться как нарушающая конституционные права участвующих в деле лиц.
Таким образом, исправление арбитражным судом описки (опечатки) не должно приводить к изменению (дополнению) содержания судебного акта, его мотивировочной и резолютивной частей. Внесение же в судебный акт исправлений (дополнений), изменяющих его суть, является по своему смыслу вынесением нового судебного акта по делу, что недопустимо в силу прямого указания ч. 3 ст. 179 АПК РФ.
Данный вывод согласуется с позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 14364/07.
Из материалов дела установлено, что 22.09.2022 Арбитражным судом города Москвы вынесена резолютивная часть решения, подписана и размещена в Картотеке арбитражных дел в системе Интернет, в которой отказано в удовлетворении требований Заявителя.
Путем вынесения определения об исправлении опечатки от 23.09.2022 Арбитражный суд города Москвы изменил существо принятого судебного акта, удовлетворив заявленные требования Общества, что не отвечает признакам технической ошибки, описки, опечатки, повлекло изменение содержания судебного акта, следовательно, противоречит положениям ч. 3 ст. 179 АПК РФ.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 подлежит отмене на основании на основании п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 270 АПК РФ, как принятое с нарушением норм процессуального права.
Оценивая законность решения суда от 07.10.2022, которым были удовлетворены заявленные требования Общества, апелляционный суд исходит из того, оно противоречит вынесенной 22.09.2022 резолютивной части решения по делу, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права и является основанием для его отмены.
Оценивая спор по существу, апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из обстоятельств дела, 09.02.2022 таможенным представителем Общества в соответствии с требованиями ст.ст. 104, 105, 106, 134 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Таможенного органа с применением электронной формы таможенного декларирования подана таможенная декларация (далее - ДТ) на товарную партию из, в том числе:
- товар N 2 - "код по ТН ВЭД ЕАЭС: 3004900002, описание из декларации: лекар. ср-ва, не содерж. антибиотиков, алкалоидов, гормонов и витаминов, йода и соединений йода, не для ветеринарии, не содерж. наркотических и сильнодействующих вещ-в, расфас. в упаковки для розничной продажи, вес брутто с поддонами 505.500 кг. 1.синупрет таблетки, покрытые оболочкой (блистеры) п50. действ, вещ-ва: горечавки корни 6,0 мг, первоцвета цветки 18,0 мг, щавеля трава 18,0 мг, бузины цветки 18,0 мг, вербены трава 18,0 мг. комплектность: по 25 табл. в блистере, по 2 блист. в карт, пачке с инструкцией по применению, серия п 0000166846 годен до 07.2024 г. производитель: бионорика се, германия / вивельхофе гмбх, германия, товарный знак: синупрет, артикул: 11623, количество: 14500 шт страна происхождения: федеративная республика германия, фактурная стоимость: 5 607 005 руб., статистическая стоимость: 74 458.06 $, таможенная стоимость: 5 607 005 руб., вес нетто: 426.3 кг (93.73% брутто), вес брутто: 454.818 кг.".
Товар заявлен под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления "ИМ40".
В тот же день ДТ была принята Таможенным органом и зарегистрирована под номером N 10418010/090222/3034762.
Товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) из Германии автомобильным транспортом на условиях поставки DAP - Домодедово (Инкотермс 2010) в зоне деятельности пункта пропуска Козловичи Брестской региональной таможни (Республика Беларусь) в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту N Vita/Bio-2019 от 27.06.2019, заключенному ООО "Вита Лайн" (Россия) с компанией "Bionorica SE" (Германия), по инвойсу N 95503799 от 28.01.2022, и международной товарно-транспортной накладной N 4993693-2 от 28.01.2022.
В графе 33 ДТ в отношении вышеуказанного товара Обществом заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС - 3004 90 000 2 с соответствующей ему ставкой ввозной таможенной пошлины 3%.
09.02.2022 в рамках системы управления рисками, с целью контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС у таможенного представителя были запрошены пояснения по товару N 2.
На основании анализа полученных документов и на основании заключения таможенного эксперта, в отношении товара, Таможенным органом Отделом товарной номенклатуры и происхождения товаров было принято решение о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС под номером N РКТ-10418000-22/000148 от 29.03.2022 в подсубпозицию 3004 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД.
В результате корректировки классификационного кода товара N 2 были доначислены таможенные пошлины, налоги в сумме 61 677.05 рублей (в том числе ввозная таможенная пошлина (4%) - 56 070.05 рублей; НДС (10%) - 5 607 рублей).
На основании выявленных нарушений, Таможенным органом в отношении Заявителя составлен протокол N 10418000-257/2022 от 13.04.2022 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Данный протокол составлен при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы административного дела, заместителем начальника Административного органа было вынесено постановление N 10418000-000257/2022 от 24.06.2022 в отношении Заявителя о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 46 257,79 руб.
Проверив порядок привлечения Заявителя к административной ответственности, суд установил, что протокол и постановление вынесены уполномоченными должностными лицами, положения ст.ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены Административным органом. Нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.
Постановление вынесено в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В силу п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно п.п. 35 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование представляет собой заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем (п. 2 ст. 104 Кодекса).
На основании п.п. 4 и 9 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД; код товаров в соответствии с ТН ВЭД, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст.108 Кодекса.
В силу положения ст. 19 ТК ЕАЭС единая ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Согласно ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (п. 1). Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (п.п. 1 п. 2 Кодекса).
В соответствии с Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (Российская Федерация присоединилась к Конвенции с 01.01.1997) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД (Правила 1, 6 ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с требованиями п.п. 29 п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах. Под номером 1 указываются: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
Следовательно, в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением Таможенного органа N РКТ-10418000-22/000148 от 29.03.2022 о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС.
В разделе 7 "Сведения необходимые для классификации товара" указаны следующие данные необходимые для классификации: "синупрет (таблетки покрытые оболочкой) в состав товара входят:
мальтоза-0,4 масс%, сахароза -6,4 масс.%, глюкоза -0,1 масс%, лактоза- 8,0 масс%, крахмал- 2,3 масс%, красители, измельченное сырье растительного происхождения, производные фурфурола, жирные кислоты, сквален, триглицериды жирных кислот, растительные стерины (бета-ситостирол и др.), альфа-токоферол (витамин е), парафины и др. содержит витамины. упакован в упаковки для розничной продажи. комплектность: по 25 таблеток в блистере, по 2 блистера в картонной пачке с инструкцией по применению".
На основании этого решения принимались решения о корректировке ДТ и выносилось оспариваемое постановление.
При этом нигде Таможенным органом не указывалось, что информация о рибофлавине (Е101) относится к Сведениям необходимым для классификации товара.
Вместе с тем, Заявителем представлено Регистрационное удостоверение П N 014247/02 лекарственного препарата синупрет при декларировании товара по ДТ N 10418010/090222/3034762 товаров (фармацевтических препаратов) ООО "Вита Лайн". Факт представления этого документа в электронном виде при декларировании товара подтверждается заверением таможенного инспектора, распечатавшего его из системы АИСТ, а также описания документов, поданных с ДТ N 10418010/090222/3034762.
Согласно Заключению таможенного эксперта N 12411001/0003972 от 23.03.2022 экспертизы товара в составе таблеток (10 таблеток) синупрета при экспертизе не было обнаружено такого вещества как рибофлавин (Витамин В2) и вообще иных водорастворимых витаминов не обнаружено. Этот факт нашел отражение и в решении Таможенного органа о классификации товара от 29.03.2022 в разделе 7 "Сведения необходимые для классификации товара"- нет рибофлавина.
Согласно нормативной документации на лекарственный препарат синупрет и данным указанным в Регистрационном удостоверении П N 014247/02 такого лекарственного вещества как альфа-токоферол не указано.
Заключением таможенного эксперта N 12411001/0003972 от 23.03.2022 количественный состав не установлен.
Представленный Заявителем ответ экспертной организации Федерального государственного бюджетного учреждения "Научный центр экспертизы средств медицинского применения" (далее - ФГБУ "НЦЭСМП") Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2022 за N 18833 также подтверждает, что в состав вспомогательных веществ таблетки синупрет альфа-токоферол не входит, не подлежаит контролю, его количественное содержание не регламентировано, то есть фармакокинетическое действие алфа-токоферола в составе таблетки не определено.Фармакологическое действие таблеток синупрет обусловлено биологически активными веществами растительного происхождения.
Соответственно, лекарственный препарат синупрет не относится к группе витаминсодержащих препаратов.
Также в материалах дела Таможенным органом представлен Сертификат анализа лекарственного препарата - таблеток синупрет.
Данный Сертификат анализа на серию 0000166846 представлялся Заявителем при декларировании товара по ДТ N 10418010/090222/3034762 и подтверждает соответствие серии таблеток синупрет требованиям нормативной документации. В том числе в данном сертификате анализа не содержится упоминания, о каком либо альфа-токофероле как составной части. Приводятся только флавоноиды и вербеналин как составные вещества.
Таким образом, таможенный представитель Общества дал достоверное и полное описание товара согласно нормативной документации, включая Сертификат анализа, Регистрационное удостоверение на таблетку (не драже) синупрет, необходимое для его декларирования.
Доказательств обратного Административным органом не представлено.
При этом ссылка Таможенного органа на решение ЕАЭС от 14.05.2019 N 70 "О классификации витаминосодержащих препаратов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", является несостоятельной, поскольку препарат не содержит витамины в качестве основного действующего вещества.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам ст. 71, 75 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Административным органом в действиях Заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствиях ч. 2 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, заявленное требование подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление - признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 и решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-157737/22 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Приволжской электронной таможни N 10418000-000257/2022 от 24.06.2022 о привлечении ООО "ЦОЛЛРУ" к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 46 257, 79 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157737/2022
Истец: ООО "ЦОЛЛРУ"
Ответчик: ПРИВОЛЖСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "ВИТА ЛАЙН"