г. Ессентуки |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А61-3518/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юпитер" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.10.2022 по делу N А61-3518/2022, принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676, ИНН 2626800494) к обществу с ограниченной ответственностью "Юпитер" (ИНН 1513083999, ОГРН 1211500001921), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела Министерства внутренних дел России по Кировскому городскому округу о направлении на уничтожение алкогольной продукции,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу Козий К.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Юпитер" (далее - ООО "Юпитер", заинтересованное лицо, общество) с заявлением о направлении на уничтожение алкогольной продукции, изъятой ОМВД России по Кировскому городскому округу, согласно протоколу осмотра места происшествия от 14.03.2022, находящуюся в незаконном обороте.
Определением от 31.08.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ООО "ТоргСервис Кубань" (ОГРН: 1202300019240 ИНН: 2309173443), ООО "РПК Трейд" (ОГРН: 1196196044362, ИНН: 6168109175), ООО "Би2Бир" (ОГРН: 1206100039342, Дата присвоения ОГРН: 08.12.2020, ИНН: 6154159345).
Решением суда от 31.10.2022 заявление управления удовлетворено, алкогольная продукция, изъятая ОМВД России по Кировскому городскому округу по протоколу осмотра места происшествия от 14.03.2022 подлежит уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации совместно с тарой, в которую разлита изъятая алкогольная продукция (390 металлических кег). Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Юпитер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, выражая несогласие с уничтожением продукции и тары. ООО "Юпитер" ссылается на необоснованность выводов суда, сделанных по требованию об уничтожении металлических кег, в которых перевозилась алкогольная продукция, указывая на то, что не является собственником кег, поскольку кеги переданы обществу по договорам аренды.
В судебном заседании представитель управления просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав лицо, участвующее в деле и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.10.2022 по делу N А61-3518/2022 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в управление из ОМВД России по Кировскому городскому округу 15.04.2022 поступил материал проверки, зарегистрированный в КУСП N 1435 от 05.04.2022 в отношении ООО "Юпитер" (ИНН 1513083999, КПП 151301001, ОГРН 1211500001921, место нахождение и адрес юридического лица: 362045, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Владикавказская, д. 44, этаж 2, офис 15, дата постановки на учет в налоговом органе 25.10.2021), для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из представленных материалов проверки следует, что 14.03.2022 сотрудниками ОМВД России по Кировскому городскому округу в 16 час. 10 минут на СП-33 км. АД "Георгиевск-Новопавловск", было остановлено транспортное средство марки "MAN TGX", регистрационный знак К 335 КС 123 в составе с прицепом KRONE SDR27, регистрационный знак ЕТ 8469 23 регион, под управлением Семилетова Виктора Владимировича 04.10.1976 г.р., который перевозил слабоалкогольную продукцию имея при себе сопроводительные документы: ТТН N 405 от 24.02.2022 и ТН N 405 от 24.02.2022, ТТН N 406 от 24.02.2022 и ТН N 406 от 24.02.2022, ТТН N 396 от 22.02.2022 и ТН N 396 от 22.02.2022, ТТН N 397 от 22.02.2022 и ТН N 397 от 22.02.2022, ТТН N 393 от 22.02.2022 и ТН N 393 от 22.02.2022, ТТН N 444 от 10.03.2022 и ТН N 444 от 10.03.2022, ТТН N 445 от 10.03.2022 и ТН N 445 от 10.03.2022, ТТН N 394 от 22.02.2022 и ТН N 394 от 22.02.2022, ТТН N 448 от 10.03.2022 и ТН N 448 от 10.03.2022, ТТН N 447 от 10.03.2022 и ТН N 447 от 10.03.2022, ТТН N 446 от 10.03.2022 и ТН N 446 от 10.03.2022, ТТН N 449 от 10.03.2022 и ТН N 449 от 10.03.2022, ТТН N 395 от 22.02.2022 и ТН N 395 от 22.02.2022, ТТН N 399 от 22.02.2022 и ТН N 399 от 22.02.2022, ТТН N 440 от 10.03.2022 и ТН N 440 от 10.03.2022, ТТН N 411 от 28.02.2022 и ТН N 411 от 28.02.2022, ТТН N 439 от 10.03.2022 и ТН N 439 от 10.03.2022. В ходе досмотра был выявлен факт перевозки алкогольной продукции (пиво в ассортименте: 180 стеклянных бутылок объемом по 0,5 литра каждая, с наименованием "Чешское нефильтрованное"; 180 стеклянных бутылок объемом 0,5 литра каждая, с наименованием "Дарьял традиционное"; 60 стеклянных бутылок объемом 0,5 литра каждая, с наименованием "Жигулевское"; 456 пластиковых бутылок объемом 1,5 литра каждая, с наименованием "Немецкое Светлое"; 684 пластиковых бутылок объемом по 1,5 литра каждая, с наименованием "Царская Корона"; 456 пластиковых бутылок объемом 1,5 литра каждая, с наименованием "Чешское Светлое"; 390 металлических кег объемом по 50 литров каждая), информация о которых не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), данная алкогольная продукция изъята из незаконного оборота согласно протоколу осмотра места происшествия от 14.03.2022. 01.04.2022 опрошенный представитель ООО "Юпитер" (ИНН 1513083999) гражданин Касаев В.М. пояснил, что обнаруженная 14.03.2022 слабоалкогольная продукция действительно принадлежит обществу и транспортируется с сопроводительными документами изъятыми в указанную дату. Относительно несоответствия объему и наименованию груза опрошенный пояснил, что данное несоответствие образовалось по непреднамеренной технической ошибке, совершенной работниками осуществляющими погрузку.
Определением от 19.04.2022 управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, в отношении ООО "Юпитер", в связи с тем, что оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий, проведение которых ограничено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), не допускается.
22.04.2022 на основании акта приема-передачи и (или) предметов N у8-13321/06 представитель уполномоченного органа в лице сотрудника полиции передал, а исполнитель - АО "Росспиртпром" принял на ответственное хранение алкогольную продукцию.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что поскольку из материалов дела следует, что алкогольная продукция, изъятая ОМВД России по Кировскому городскому округу по протоколу осмотра места происшествия от 14.03.2022 находилась в незаконном обороте, она подлежит уничтожению. В части довода ответчика о том, что многооборотная тара (металлические кеги), в которых хранилась и перевозилась алкогольная продукция, уничтожению не подлежит в связи с тем, что она обществу не принадлежит, а была передана ему в аренду, суд первой инстанции указал, что представленные в материалы дела доказательства не содержат каких-либо идентификационных признаков, позволяющих достоверно установить то, что спорные кеги, изъятые у общества, являются именно теми металлическими кегами, которые переданы обществу в аренду арендодателем. В случае, если металлические кеги не маркированы, не содержат никаких идентификационных признаков, то есть, не содержат каких-либо уникальных (индивидуальных) номеров/кодов, то установить собственника таких кег не представляется возможным, в связи с чем, они подлежат направлению на уничтожение, как единый предмет административного правонарушения, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 9-П от 30.03.2016.
Между тем судом не учтено следующее.
В силу статьи 14.19 КоАП РФ противоправным признается нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Санкция указанной нормы права в отношении юридических лиц предусматривает наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
В силу положений пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования названного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов проверки следует, что 14.03.2022 сотрудниками ОМВД России по Кировскому городскому округу в 16 час. 10 минут на СП-33 км. АД "Георгиевск-Новопавловск", было остановлено транспортное средство марки "MAN TGX", регистрационный знак К 335 КС 123 в составе с прицепом KRONE SDR27, регистрационный знак ЕТ 8469 23 регион, под управлением Семилетова Виктора Владимировича 04.10.1976 г.р., который перевозил слабоалкогольную продукцию имея при себе сопроводительные документы: ТТН N 405 от 24.02.2022 и ТН N 405 от 24.02.2022, ТТН N 406 от 24.02.2022 и ТН N 406 от 24.02.2022, ТТН N 396 от 22.02.2022 и ТН N 396 от 22.02.2022, ТТН N 397 от 22.02.2022 и ТН N 397 от 22.02.2022, ТТН N 393 от 22.02.2022 и ТН N 393 от 22.02.2022, ТТН N 444 от 10.03.2022 и ТН N 444 от 10.03.2022, ТТН N 445 от 10.03.2022 и ТН N 445 от 10.03.2022, ТТН N 394 от 22.02.2022 и ТН N 394 от 22.02.2022, ТТН N 448 от 10.03.2022 и ТН N 448 от 10.03.2022, ТТН N 447 от 10.03.2022 и ТН N 447 от 10.03.2022, ТТН N 446 от 10.03.2022 и ТН N 446 от 10.03.2022, ТТН N 449 от 10.03.2022 и ТН N 449 от 10.03.2022, ТТН N 395 от 22.02.2022 и ТН N 395 от 22.02.2022, ТТН N 399 от 22.02.2022 и ТН N 399 от 22.02.2022, ТТН N 440 от 10.03.2022 и ТН N 440 от 10.03.2022, ТТН N 411 от 28.02.2022 и ТН N 411 от 28.02.2022, ТТН N 439 от 10.03.2022 и ТН N 439 от 10.03.2022.
В ходе досмотра был выявлен факт перевозки алкогольной продукции (пиво в ассортименте: 180 стеклянных бутылок объемом по 0,5 литра каждая, с наименованием "Чешское нефильтрованное"; 180 стеклянных бутылок объемом 0,5 литра каждая, с наименованием "Дарьял традиционное"; 60 стеклянных бутылок объемом 0,5 литра каждая, с наименованием "Жигулевское"; 456 пластиковых бутылок объемом 1,5 литра каждая, с наименованием "Немецкое Светлое"; 684 пластиковых бутылок объемом по 1,5 литра каждая, с наименованием "Царская Корона"; 456 пластиковых бутылок объемом 1,5 литра каждая, с наименованием "Чешское Светлое"; 390 металлических кег объемом по 50 литров каждая), информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, данная алкогольная продукция изъята из незаконного оборота согласно протоколу осмотра места происшествия от 14.03.2022.
Для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ в управление из ОМВД России по Кировскому городскому округу 15.04.2022 поступил материал проверки, зарегистрированный в КУСП N 1435 от 05.04.2022 в отношении ООО "Юпитер".
Определением от 19.04.2022 управление отказало в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, в отношении ООО "Юпитер", в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия отсутствие события административного правонарушения, частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ. В мотивировочной части определения отражено, что оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий, проведение которых ограничено Постановлением N 336 не допускается.
Вместе с тем, указанную позицию управления об отсутствии оснований для проведения административного расследования со ссылкой на положения Постановления N 336 судебная коллегия полагает ошибочной ввиду следующего.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), которым установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, права и обязанности таких органов, их должностных лиц при проведении плановых и внеплановых проверок (части 1 и 2 статьи 1, статьи 9, 10).
Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).
При этом под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Пунктом 1 Постановления N 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020. N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 Постановления N 336.
Особенности проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 Постановления N 336. Так, в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры, в частности: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
При этом необходимые для проведения внеплановой проверки сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 поименованного федерального закона).
В свою очередь, пунктом 3 части 2 статьи 90 названного федерального закона установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Таким образом, контрольные (надзорные) мероприятия являются одной из форм деятельности федеральных органов исполнительной власти, по результатам которой могут быть выявлены (обнаружены) признаки административных правонарушений, если они связаны с нарушением обязательных требований контролируемым лицом.
Буквальное толкование оспариваемого в части пункта 9 Постановления N 336 во взаимосвязи с приведенными выше положениями федерального законодательства свидетельствует о том, что он непосредственно связан именно с указанной формой деятельности федеральных органов исполнительной власти, которой, однако, не исчерпываются полномочия данных органов, предусмотренные другими федеральными законами. Указанное нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ и от 31.07.2020 N 248-ФЗ, в том числе касающихся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2021 N 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
Указанная правовая позиция изложена в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494 и Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2022 N АПЛ22-503.
Применительно к рассматриваемому делу введение Постановлением N 336 ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения.
В отношении общества не проводился какой-либо контроль, регулируемый Законами N 248-ФЗ и N 294-ФЗ, о наличии признаков рассматриваемого правонарушения административному органу стало известно не в результате проверки при осуществлении государственного контроля.
Положения Закона N 248-ФЗ и Постановления N 336 не содержат каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. Для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ материал в управление поступил из ОМВД России по Кировскому городскому округу (N1094 от 14.03.2022).
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что предусмотренные в указанных правовых актах антикризисные меры не являются основаниями для принятия решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В тоже время, поскольку порядок привлечения к административной ответственности управлением не соблюден, не установлена виновность лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, то правовые основания для удовлетворения заявления о направлении на уничтожение алкогольной продукции, изъятой ОМВД России по Кировскому городскому округу, согласно протоколу осмотра места происшествия от 14.03.2022, отсутствуют.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.10.2022 по делу N А61-3518/2022 подлежит отмене на основании пунктов 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.10.2022 по делу N А61-3518/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3518/2022
Истец: Межрегиональное управление ФС по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Третье лицо: ОМВД России по Кировскому городскому округу, ООО "Би2бир", ООО "РПК Трейд", ООО "ТОРГСЕРВИС КУБАНЬ", ООО "БИ2БИР", ООО "Юпитер", Хачатурянц Лидия Георгиевна