г. Санкт-Петербург |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А56-60448/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34971/2022) ООО "ГТС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2022 по делу N А56-60448/2022 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску ЗАО "Локотранс"
к ООО "ГТС"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локотранс", адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Кооперативная, д. 7, ОГРН: 1027600682010, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ГТС", адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Вишневского, д.2/12, литер К, ОГРН: 1099847032438, (далее - ответчик) о взыскании 109 600 руб. штрафа, начисленного за простой вагонов N 29208113; N29085669 согласно части 6 статьи 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - Устав, УЖТ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 30.09.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что вагоны в настоящем случае подавались локомотивом перевозчика, следовательно, время нахождения спорных вагонов под выгрузкой исчислялось с момента их фактической подачи к месту выгрузки до момента получения перевозчиком от ответчика уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика, что исключает простой спорных вагонов.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на станцию Гатчина-Товарная-Балтийская Октябрьской ж.д. по накладным N ЭЙ132328, N ЭЙ267555 прибыли вагоны N 29208113, N29085669, владельцем которых является ЗАО "Локотранс" (согласно справке ОАО "РЖД" "Справка о техническом состоянии вагона N 29208113"), в адрес грузополучателя Общество с ограниченной ответственностью "ГТС".
По данным справки ГВЦ ОАО "РЖД" "История продвижения вагона по территории РФ" вагоны были сданы под выгрузку 25.12.2021 в 21:00 ч.
Однако, операция "Уборка вагона с подъездного пути" произведена 07.01.2022 в 18:30, что подтверждается справкой ОАО "РЖД" "История продвижения вагона по территории РФ" на вагоны N 29208113, N29085669.
В претензии от 02.02.2022 истец, ссылаясь на статьи 62, 99 Устава железнодорожного транспорта, потребовал уплатить штраф за задержку спорных вагонов под выгрузкой за период с 25.12.2021 по 07.01.2022.
Оставление ответчиком данной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ЗАО "Локотранс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В данном случае какой-либо договор между сторонами отсутствует. Отношения, возникающие между юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, их права, обязанности и ответственность регулирует Устав железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 36 Устава грузополучатель обязан по прибытию груза на железнодорожную станцию назначения принять его и выгрузить с соблюдением технологического срока оборота вагонов, который в соответствии со статьей 62 Устава составляет 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 данного Устава.
Согласно части 2 статьи 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 указанного Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В силу статьи 100 Устава за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Как следует из материалов дела, подача спорных вагонов N 29208113, N29085669 производилась локомотивом перевозчика - ОАО "РЖД".
Для целей определения времени нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой следует различать ситуации, когда вагоны подаются на пути необщего пользования грузополучателя локомотивом, принадлежащим перевозчику, и локомотивом владельца пути необщего пользования.
Если железнодорожные пути необщего пользования обслуживаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, как в настоящем случае, вагоны подаются перевозчиком на этот путь к местам погрузки, выгрузки и убираются им с него. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в данном случае исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика (статьи 56, 62 Устава, пункты 2.1, 3.1, 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26)).
Аналогичный вывод следует и из пункта 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом 8 МПС РФ от 18.06.2003 N 43, согласно которому расчет штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае в соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов N 0102010 вагоны N 29208113 и N 29085669 на станции Гатчина-Товарная-Балтийская Октябрьской ж.д. находились с 03.01.2022 с 11:00 ч. по 03.01.2022 по 16:30 часов. Время уборки 18:30 ч. Таким образом, от времени подачи вагонов до времени уборки составило 7 час 30 мин., что исключает простой спорных вагонов на основании статьей 62, 99, 100 Устава.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о взыскании штрафа за простой вагонов у суда первой инстанции не было.
Указанные обстоятельства являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, государственная пошлина за ее подачу подлежит отнесению в соответствии со статьей 110 АПК РФ на истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2022 по делу N А56-60448/2022 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Локотранс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГТС" 3 000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60448/2022
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ООО "ГТС"