г. Чита |
|
29 декабря 2022 г. |
Дело N А58-290/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Антоновой О.П., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инженертехсервис+" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2022 года по делу N А58-290/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Инженертехсервис+" (ОГРН 1111435013304, ИНН 1435248182) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402050074, ИНН 1435028645) о взыскании 17 590 602,47 рублей,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ОГРН 1111435000819, ИНН 1435237430),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инженертехсервис+" - Налеваевой Е.С. - представителя по доверенности от 19 января 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инженертехсервис+" (далее - истец, общество или ООО УК "Инженертехсервис+") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство, ответчик) с иском о взыскании с Республики Саха (Якутия) убытков в размере 24 148 770,13 рублей.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам настоящего дела, по доводам, изложенным в жалобе.
По мнению общества, незаконные действия Министерства и убытки ООО УК "Инженертехсервис+" находятся в прямой причинно-следственной связи и с учётом наличия в деле доказательств затрат, сформировавших расходы для защиты нарушенного права, баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, требования о взыскании суммы со стороны общества являются обоснованными и полностью доказанными.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы.
Министерство в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает её доводы несостоятельными. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 21 декабря 2022 года объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 23 декабря 2022 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о перерыве в судебном заседании, однако Министерство и ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16 апреля 2016 года ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" и ООО УК "Инженертехсервис+" заключили соглашение N 102-я о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
Предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2018-2019 годах субсидии в целях возмещения недополученных доходов организации, связанных с поставкой льготной категории потребителей в январе - мае 2018 года следующих видов коммунальных ресурсов (услуг): Водоотведение (с промежуточным вывозом автотранспортом) (пункт 1.1).
27 июля 2018 года сторонами к соглашению заключено дополнительное соглашение N 102-я/1, 24 августа 2018 года - дополнительное соглашение N 102-я/2, 24 августа 2018 года - дополнительное соглашение N 102-я/3, 20 сентября 2018 года - дополнительное соглашение N 102-я/4, 19 октября 2018 года - дополнительное соглашение N 102-я/5, 26 ноября 2018 года - дополнительное соглашение N 102-я/6, 11 февраля 2019 года - дополнительное соглашение N 102-я/7.
В целях возмещения недополученных доходов ООО УК "Инженертехсервис+", связанных с поставкой льготной категории потребителей в январе - декабре 2019 года, сторонами заключено соглашение о предоставлении субсидии N 116-я от 27 марта 2019 года с дополнительными соглашениями от 23 июля 2019 года N 116-я/1, от 25 ноября 2019 года N 116-я/2, от 22 января 2020 года N 116-я/3.
На январь - декабрь 2020 года сторонами заключено соглашение о предоставлении субсидии N 73-я от 19 февраля 2020 года с дополнительными соглашениями от 10 августа 2020 года N 73-я/1, от 13 ноября 2020 года N 73-я/2, от 11 декабря 2020 года N 73-я/3, от 16 февраля 2021 года N 73-я/4.
Во исполнение обязательств по предоставлению субсидии истцу было перечислено 60 900 887 рублей.
На основании приказа Министерства от 15 января 2021 года N 9-ОД "О внесении изменений в приказ Министерства от 30 октября 2020 года N 525-ОД "Об утверждении Плана проверок ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" на 2021 год" проведена документарная проверка ООО УК "Инженертехсервис+" на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, период проверки: 2018 - 2020 года, по результатам которой составлен Акт N 524/12-12/18 от 31 мая 2021 года.
Согласно данному акту по итогам проверки установлено, что в заявленном жилом фонде ООО УК "Инженертехсервис+" присутствуют 12 многоквартирных домов (далее - МКД), которые отсутствуют в утвержденных технических характеристиках за период 2018-2020 годах пер. Северный, д. 3, 4, ул. 40 лет Победы д. 51, ул. Алымова, д. 42, 47, ул. Антенная д. 1/2, 2, 5, 6, ул. Брусничная, д.1, ул. Кухто, д. 11, ул. Лесная, д.3; при сличении степеней благоустройства жилого фонда по данным ООО УК "Инженертехсервис+" и ГУП "ЖКХ РС(Я)", выявлены несоответствия по степеням благоустройства в 34 домах из 45 МКД; при сверке данных проверки с бухгалтерскими регистрами ООО УК "Инженертехсервис+" по счету 5.10 "Сальдовая оборотная ведомость по услугам" установлены расхождения на общую сумму - 956 948,91 рублей; по итогам проверки за период 2018 - 2020 годов в нарушение пунктов 2.4.6, 3.13, 5.1 Порядка N 450-п выявлена необоснованно начисленная и предоставленная субсидия в размере 6 390 940,00 рублей.
ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО УК "Инженертехсервис+" о взыскании излишне выплаченной субсидии в размере 6 390 940 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 января 2022 года по делу N А58-7606/2021 исковые требования Агентства удовлетворены. Решение суда вступило в законную силу.
19 января 2022 года в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило исковое заявление ООО УК "Инженертехсервис+" о взыскании убытков, связанных с перепоставкой услуг.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Общий срок исковой давности согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ начало течения срока исковой давности - момент, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
О наличии убытков по результатам 2018 года истец мог узнать не ранее окончания 2018 года, а значит обращение в суд с иском в январе 2022 осуществлено в пределах срока исковой давности, соответственно не пропущен истцом и срок исковой давности по требованию о взыскании убытков за 2019 год.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2013 года 1235-3 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
Соглашения между истцом и ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" заключены на основании Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года N 450-п (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.8.1 Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов или финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2017 года N 450-п организации, получающие субсидии, в подтверждение факта поставки ресурсов (услуг) предоставляют сведения о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные коммунальные ресурсы (услуги) в модуле АСЮЛ путем загрузки данных из РГИС ЖКХ и подтверждают их электронной подписью по установленной ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" отчетной форме "Сведения о загруженных данных".
По загруженным сведениям из подсистемы "Биллинговый центр" размер фактического объема, отгруженного населению, составил в 2018 году 45 465,24 м3, в 2019 году 50 636,54 м3, в 2020 году 44 337,06 м3 на сумму 70 882 427,96 рублей.
Согласно пункту 2.8.11.6. Порядка, ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" производит начисление организации отдельно по каждому виду услуг в отдельно взятом муниципальном образовании (поселении), отдельно по каждому тарифу, нарастающим итогом с учетом предыдущих месяцев, но не более плановых субсидий. Суммы начислений по каждому виду услуг образуют всего сумму субсидий по организации.
ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" с учетом пункта 2.8.11.7(2) Порядка (баланс воды), начислена субсидия в размере 60 511 204 рублей.
В отношении истца ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий", в соответствии с пунктом 5.1 Порядка, в 2021 году проведено контрольное мероприятие (плановая проверка) в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов.
Итоги контрольного мероприятия утверждены актом проверки от 31.05.2021 N 524/12-12/18 (далее - Акт). Согласно Акту за период 2018-2020 годы размер излишне выплаченной субсидии составил 6 390 940,00 рублей.
Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) рассмотрено дело N А58-7606/2021 по иску ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" к ООО УК "Инженертехсервис+" о взыскании 6 390 940,00 рублей. Иск удовлетворен в полном объеме, решение вступило законную силу.
Основанием для обращения ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным иском явились итоги контрольного мероприятия и неисполнение требования о возврате излишне выплаченной субсидии.
Согласно Акту, в период с июля по декабрь 2019 года согласно пункту 2.8.11.7(1) Порядка (ред. от 13 ноября 2019 года) ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" формировало в АСЮЛ протоколы:
5.1. "Протокол сверки объемов водоотведения и водоснабжения",
5.2. "Протокол сверки количества потребителей водоотведения и водоснабжения",
5.3. "Протокол сверки нормативов водоотведения и водоснабжения" - выявляющие расхождения в части объемов, нормативов, количества потребителей по поставщикам водоотведения и водоснабжения (далее - Параметры по протоколам) в следующие сроки:
а) за январь - июнь при начислении субсидий за июль текущего периода;
б) за июль - декабрь при начислении субсидий за декабрь текущего периода;
Объемы по домам с расхождениями Параметров по протоколам принимались к начислению в следующих случаях:
1) когда у поставщика водоснабжения экономически обоснованный тариф равен льготному тарифу и когда поставщик водоснабжения не является получателем субсидий:
2) если в одном доме несколько степеней благоустройства, в связи с чем. Применяются разные нормативы коммунальных услуг.
3) если по одним и тем же адресам:
а) при отсутствии горячей воды из открытой системы отопления в межотопительный период, в случае соответствия Параметров по протоколам сверки объемов холодного водоснабжения, но расхождения Параметров по протоколам сверки количества потребителей и нормативов;
б) при соответствии Параметров по протоколу сверки количества потребителей и нормативов, но в случае расхождения Параметров по протоколу сверки объемов в диапазоне от 0,01 до 0,01.
в) при приготовлении горячей воды в многоквартирном доме с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
г) при предоставлении коммунальной услуги по водоотведению разными ресурсоснабжающими организациями;
д) при осуществлении водоотведения с использованием коллекторной системы и канализационных септиков.
Согласно пункта 2.8.11.7(2) Порядка, в случае одновременного расхождения в связи с несоответствием хотя бы одному из Параметров по протоколам и случаев, указанных в подпунктах 2.8.11.7(1) Порядка, то все объемы по адресам с расхождениями не принимались к начислению в периоде (месяце), в котором произошли расхождения у поставщиков водоснабжения и водоотведения, до устранения расхождений связанных с несоответствием параметров.
Расчет субсидий на фактические объемы согласно пункту 2.8.11.5 Порядка производился автоматически в программе АСЮЛ (отчет 5.4. "Поадресный расчет по услугам", далее - отчет 5.4.) по параметрам соответствующим параметрам каждого дома.
Согласно протоколу сверки объемов водоотведения и водоснабжения 5.1 за период июль-декабрь 2019 года имели расхождения 38 домов.
Согласно протоколу сверки количества потребителей водоотведения и водоснабжения 5.2 за период июль-декабрь 2019 года имели расхождения 29 домов.
По протоколу сверки нормативов водоотведения и водоснабжения 5.3 за период июль-декабрь 2019 года имели расхождения 30 домов.
Непринятые объемы согласно пункта 2.8.11.7(2) Порядка за период июль-декабрь 2019 года составили 23 121,54 м3 для ВО-КК.
В ходе проверки приняты в расчет субсидии дома с расхождениями параметров по протоколам в части объемов, нормативов, количества потребителей по поставщикам водоотведения и водоснабжения.
Таким образом, даже с учетом принятия к начислению домов с расхождениями параметров по протоколам в части объемов, нормативов, количества потребителей по поставщикам водоотведения и водоснабжения у истца имеется задолженность перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) в размере 6 390 940,00 рублей.
Доводы истца со ссылкой на договор N 20-17 на вывоз и размещение отходов от 01 июля 2017 года, заключенный с ИП Александровым И.Н., акты выполненных работ, акты сверки взаимных расчетов, противоречат сведениям поставщика водоснабжения, и фактически направлены на преодоление состоявшегося судебного акта по делу N А58-7606/2021.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о необоснованности требований истца.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2022 года по делу N А58-290/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Антонова О.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-290/2022
Истец: ООО Управляющая компания "Инженертехсервис+"
Ответчик: Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"