г. Вологда |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А05-8681/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Романовой Д.С. по доверенности от 11.11.2022 N 04-11/3855, от Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации городского округа "Город Архангельск" Белозеровой Н.В. по доверенности от 21.09.2022 N 17-09/4429,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области и Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации городского округа "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 октября 2022 года по делу N А05-8681/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Проммонтажстрой" (ОГРН 1027802755012, ИНН 7805235431; адрес: 191180, Санкт-Петербург, улица Гороховая, дом 67, литера А, помещение 14Н; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее - управление) о признании недействительным решения от 19.05.2022 N 04-05/1885 по делу N 115мз-22 029/06/45-438/2022 по жалобе АО "Проммонтажстрой", к Департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1172901004264, ИНН 2901284425; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 60; далее - департамент) о признании недействительным протокола от 13.05.2022 о признании победителя открытого конкурса в электронной форме уклонившимся от заключения контракта, которым общество признано уклонившимся от заключения контракта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрактное агентство Архангельской области (ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - агентство), общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ОГРН 1027739521666, ИНН 7710357167; адрес: 121151, Москва, набережная Тараса Шевченко, дом 23а, этаж 25, помещение 1).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме: оспариваемые протокол и решение признаны недействительными; на ответчиков возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление не согласилось с судебным актом в части признания недействительным его решения управления от 19.05.2022 N 04-05/1885 и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Департамент с судебным актом также не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на правомерность действий управления и департамента, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Представители управления и департамента в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционных жалоб.
Агентство в отзыве поддержало доводы апелляционных жалоб управления и департамента.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
Общество и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, от агентства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей управления и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 18.03.2022 агентством, как уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000622001232 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа "Город Архангельск" "Гимназия N 21 имени лауреата нобелевской премии И.А. Бродского", расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 9. Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 124 982 021 руб. 43 коп. 25.03.2022, 11.04.2022 внесены изменения в извещение.
В подпункте 1 пункта 3 приложения к извещению установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закон о контрактной системе.
Пунктом 1.3.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения, установлен срок окончания работ: не позднее 31.05.2023.
В соответствии с пунктом 6.12 проекта контракта подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке в течение 5 рабочих дней с даты окончания выполнения работ.
Согласно пункту 8.1 проекта контракта обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику до заключения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта в размере 6 249 101 руб. 07 коп. в форме независимой гарантии.
Контракт заключается после предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (пункт 8.3 проекта контракта).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0124200000622001232 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка; по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с Обществом, подавшим единственную заявку на участие в закупке.
Обществом в целях обеспечения исполнения своих обязательств по контракту заказчику представлена независимая гарантия от 29.04.2022 N 781118-ВБЦ сроком действия до 03.07.2023 (том 1, лист 46).
Департамент, полагая, что с учетом положений пунктов 1.3.2 и 6.12 контракта, срок исполнения обязательств подрядчика по контракту - не позднее 07.06.2023, то есть срок действия независимой гарантии должен быть не менее, чем до 07.07.2023, составил протокол от 13.05.2022 признания победителя открытого конкурса в электронной форме уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что в предоставленной участником в качестве обеспечения исполнения контракта независимой гарантии срок действия независимой гарантии не соответствует требованиям извещения.
Общество, полагая действия департамента при проведении открытого конкурса в электронной форме незаконными, 16.05.2022 обратилось в управление с жалобой о признании незаконным указанного протокола и действий заказчика по отказу в принятии независимой гарантии и признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Управление, рассмотрев жалобу, пришло к выводу о правомерном отказе заказчика в принятии независимой гарантии, в связи с этим решением от 19.05.2022 N 04-05/1885 по делу N 115мз-22 029/06/45-438/2022 жалоба общества признана необоснованной.
Не согласившись с протоколом департамента от 13.05.2022 признания победителя открытого конкурса в электронной форме уклонившимся от заключения контракта, а также с решением управления о признании жалобы необоснованной, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, при этом обоснованно руководствовался следующим.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
По смыслу статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо должно иметь возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе). К конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отнесен, в том числе открытый конкурс (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 1 статьи 96 Закон N 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 указанного Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 указанного Федерального закона.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, Законом N 44-ФЗ предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам.
При этом Закон о контрактной системе устанавливает обязательное условие банковской гарантии - превышение срока действия банковской гарантии над сроком исполнения обеспечиваемых обязательств по контракту минимум на один месяц.
Согласно подпункту 1 части 3 статьи 51 Закона N 44-ФЗ при отсутствии предусмотренных пунктами 2 и 3 данной статьи оснований, участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
На основании части 5 статьи 45 Закона N 44-ФЗ заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа (часть 7 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом (пункт 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
Частью 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что в случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является, в том числе:
несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи (пункт 2);
несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 3).
Из положений части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ следует, что в случае не предоставления обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
По смыслу части 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ представление ненадлежащего обеспечения исполнения контракта приравнивается к его не предоставлению, что, в свою очередь, свидетельствует об уклонении от заключения контракта в соответствии с требованиями части 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
В данном случае пунктом 8.2 проекта контракта предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ подрядчиком самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, обществом представлена независимая гарантия от 29.04.2022 N 781118-ВБЦ сроком действия до 03.07.2023. Данный срок действия банковской гарантии определен заявителем исходя из положений пункта 1.3.2 проекта контракта, предусматривающего срок окончания работ - не позднее 31.05.2023.
С учетом того, что в силу пункта 6.12 проекта контракта подрядчик в течение 5 рабочих дней с даты окончания работ формирует с использованием единой информационной системы и размещает в ЕИС документ о приемке, департамент, полагая, что срок исполнения обязательств подрядчика по контракту - не позднее 07.06.2023, то есть срок действия независимой гарантии должен быть не менее, чем до 07.07.2023, составил протокол от 13.05.2022 признания победителя открытого конкурса в электронной форме уклонившимся от заключения контракта в связи с тем, что в предоставленной участником в качестве обеспечения исполнения контракта независимой гарантии срок действия независимой гарантии не соответствует требованиям извещения.
Управление в ходе рассмотрения жалобы общества на действия заказчика пришло к аналогичным выводам.
Вместе с тем отклоняя данные доводы ответчиком, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как предусмотрено статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу пункта 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. Под исполнением обязательства понимается совершение должником действий, которые влекут удовлетворение потребностей кредитора посредством предоставления ему тех благ, в получении которых он заинтересован (передача вещи, выполнение работы, оказание услуги и т.п.).
Неисполнение должником обязательства в виде конкретной обязанности в установленный для нее срок является нарушением принципа надлежащего исполнения обязательств (статья 309 ГК РФ) и порождает обязательства, связанные с его неисполнением (уплата неустойки, возмещение убытков).
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе независимой гарантией.
Согласно пункту 1 статьи 368 ГК РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.
Установление требования об обеспечении исполнения государственного (муниципального) контракта служит средством минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.
Как верно отмечено судом первой инстанции, обеспечение исполнения контракта призвано обеспечить обязательства контрагента, вытекающие из контракта, а также обязанности, связанные с нарушением условий контракта, и упростить процедуру удовлетворения за счет суммы обеспечения требований заказчика к контрагенту.
Соответственно, независимая гарантия предоставляется в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а не заказчиком, поэтому в целях признания предоставленной поставщиком независимой гарантии надлежащей срок действия такой гарантии следует исчислять с предусмотренного контрактом срока исполнения обязательств поставщиком, то есть в данном случае - с.
В силу пункта 1 статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В рассматриваемом случае предметом муниципального контракта является выполнение работ по комплексному капитальному ремонту муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа "Город Архангельск" "Гимназия N 21 имени лауреата нобелевской премии И.А. Бродского", расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 9.
Пунктом 5.3.1 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить работу на условиях, в объемах и в сроки, установленные контрактом, локальными сметными расчетами, техническим заданием на выполнение работ, разработанной сметной документацией на капитальный ремонт объекта в соответствии с нормативными документами, действующим законодательством Российской Федерации и Архангельской области.
В пункте 1.3.2 проекта контракта заказчиком определен срок окончания указанных работ - не позднее 31.05.2023 (включительно), что также следует из графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение 4 к проекту контракта).
Апелляционная коллегия поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что с учетом предмета контракта результатом работ, удовлетворяющим потребность заказчика, должны стать выполненные в полном объеме в соответствии с условиями контракта работы по комплексному капитальному ремонту муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа "Город Архангельск" "Гимназия N 21 имени лауреата нобелевской премии И.А. Бродского", а не дата размещения в ЕИС документа о приемке, на чем настаивают податели жалоб.
При этом департамент и управление настаивают также на том, что срок для размещения в ЕИС документа о приемке не входит в срок выполнения работ; срок исполнения обязанности по размещению данного документа в ЕИС, отличный от срока окончания работ, установлен пунктом 6.12 проекта контракта в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 13 статьи 96 Закона N 44-ФЗ подрядчик при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью уполномоченного лица и размещает в ЕИС документ о приемке в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ.
Данной правовой нормой предусмотрена информация, которая должна содержаться в проекте контракта, сформированного заказчиком с использованием ЕИС и размещенного в установленный законом срок в ЕИС.
Так, согласно подпункту "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ проект контракта, размещенный в ЕИС, должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 указанного закона. В том числе, в проект контракта включается срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), что следует из пункта 8 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из системного толкования положений пункта 8 части 1 статьи 42, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 51, подпункта 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ следует, что законом императивно закреплена обязанность подрядчика по размещению в ЕИС документа о приемке работ в установленный контрактом срок его исполнения; установление для исполнения данной обязанности срока, отличного от срока исполнения контракта, положениями данных статей не предусмотрено.
Следовательно, размещение документа в ЕИС о приемке позднее, чем установленный контрактом срок его исполнения, будет являться нарушением пункта 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 6.20 проекта контракта предусмотрено, что датой окончательного выполнения работ считается дата подписания сторонами документа о приемке.
Следовательно, с учетом совокупного толкования условий пунктов 1.3.2 и 6.20 документ о приемке должен быть размещен подрядчиком не позднее установленного контрактом срока окончания работ, который в данном случае закреплен пунктом 1.3.2 проекта контракта - до 31.05.2023 (включительно).
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом заявителя о том, что срок исполнения подрядчиком своих обязательств, которые должны обеспечиваться банковской гарантией, определяется конечным сроком выполнения самих работ по муниципальному контракту, указанным в пункте 1.3.2 проекта контракта (31.05.2023), до истечения которого работы должны быть выполнены подрядчиком, о чем последний должен уведомить заказчика также до истечения указанного срока.
В данном случае, с учетом положений части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ и закрепленных в проекте контракта условий, такое уведомление должно производится посредством размещения в ЕИС документа о приемке, поскольку до размещения такого документа заказчик не обладает сведения об окончании подрядчиком работ и не может приступить к их приемке; уведомление заказчика об окончании работ является завершающей стадией их исполнения и позволяет определить дату, когда работы фактически были выполнены.
Следовательно, дата уведомления заказчика об окончании работ посредством размещения в ЕИС документа о приемке определяет окончание срока выполнения работ по муниципальному контракту.
Предложенный ответчиками порядок исчисления срока исполнения обязательств подрядчиком по выполнению работ (до 07.06.2023) противоречит положениям подпункта 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ и не учитывает существа обязательства и установленного способа подтверждения даты его исполнения, поскольку работы считаются выполненными подрядчиком именно в момент предъявления их к приемке в случае последующего подписания актов выполненных работ без замечаний заказчиком, а предъявление работ к приемке по истечении установленного срока их выполнения (в данном случае - после 31.05.2023) является одним из оснований наступления гражданско-правовой ответственности подрядчика за нарушение сроков выполнения работ.
В целях надлежащего исполнения обязанности победителя закупочной процедуры по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по контракту срок исполнения таких обязательств должен быть определен однозначно и конкретно во избежание ошибок при исчисление срока, установленного частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ и, как следствие, негативных последствий в виде незаключения контракта, а также направления в антимонопольный орган информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ как в извещении об осуществлении закупки, так и в проекте контракта содержалась информация о сроке выполнения работ, то есть о сроке завершения основного обязательства подрядчика - не позднее 31.05.2023.
Из анализа приведенных выше норм Закона о контрактной системе следует, что независимая гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения обеспеченных такой гарантией обязательств подрядчика, по которым точно определен срок исполнения.
Поскольку на момент предоставления независимой гарантии в целях заключения контракта невозможно заранее определить скок, в который будет осуществлена приемка работ, при этом обязательства по приемке работ относятся к обязательствам заказчика, и не обеспечиваются независимой гарантией, такая гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения обязательств подрядчика, которые должны быть обеспечены независимой гарантией, и срок исполнения которых определен точно и конкретно.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несоблюдение срока выполнения работ может быть вменено исполнителю только при нарушении им сроков выполнения работ по состоянию на конкретную дату, установленную контрактом.
В данном случае такая дата установлена пунктом 1.3.2 проекта контракта.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчиков не имелось достаточных оснований для принятия оспариваемых решений.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 октября 2022 года по делу N А05-8681/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области и Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации городского округа "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8681/2022
Истец: АО "Проммонтажстрой"
Ответчик: Департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации городского округа "Город Архангельск", Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: Контрактное агентство Архангельской области, ООО "РТС-Тендер"