г. Киров |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А29-4444/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомстрой-жилье"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.10.2022 по делу N А29-4444/2022
по иску акционерного общества "Коми тепловая компания"
(ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомстрой-жилье"
(ИНН: 1105020750, ОГРН: 1091105000205)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми тепловая компания" (далее - Компания, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомстрой-жилье" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 111963,97 рублей задолженности за бездоговорное потребление теплоносителя по адресу: г. Печора, ул. Социалистическая, д. 1а.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.10.2022 в части взыскания 111626,54 рублей задолженности и принять в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, спорная врезка использовалась ответчиком для удаления воздуха из системы отопления. В подтверждение указанного довода ответчик представил копию журнала регистрации обращений граждан в аварийно-диспетчерскую службу, а также карточки наряд-заданий, подтверждающих выполнение ответчиком указанных работ с указанием их продолжительности. Таким образом, при расчете стоимости теплоносителя следует учитывать, в частности, данные о продолжительности работ по удалению воздуха из системы отопления спорного объекта. В соответствии с контррасчётом ответчика объем потребленного ответчиком теплоносителя составил 5,85 куб.м (в стоимостном выражении 337,43 рублей).
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.11.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.11.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу доводы Общества отклонила, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что от участвующих в деле лиц не поступило возражений относительно проверки решения только в оспариваемой заявителем части, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку решения суда только в части требований о взыскании 111626,54 рублей задолженности.
Как следует из материалов дела, Компания являясь ресурсоснабжающей организацией на территории г. Печора, осуществляет поставку тепловой энергии, горячей воды в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Печора, ул. Социалистическая, д. 1а (далее - спорный МКД), находящийся в управлении ответчика.
15.12.2021 по результатам технического обследования системы теплопотребления спорного МКД обнаружено несанкционированное, самовольное подключение в тепловые сети, а именно: в подвале дома в системе отопления на обратном трубопроводе установлен шаровой кран ДУ-15 мм со шлангом, позволяющий сливать теплоноситель из системы отопления без разрешения Компании, о чем составлен соответствующий акт N 1. Ответчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 20.12.2021
17.12.2021 предписание Компании ответчиком исполнено - шаровой кран демонтирован, установлена заглушка, о чем составлен акт N 1.
Истец начислил ответчику плату за бездоговорное потребление теплоносителя в размере 111963,97 рублей и направил в адрес ответчика претензию от 16.12.2021 N 006-2328 с требованием погасить указанную задолженность в течение 15 дней со дня получения претензии.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда, исходя из нижеследующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Под бездоговорным потреблением тепловой энергии в пункте 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
В соответствии с пунктами 7 - 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.
Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Как указывает истец и не оспорено ответчиком, система теплоснабжения спорного МКД является закрытой, в связи с чем, наличие врезок позволяет осуществлять неконтролируемый отбор горячей воды (теплоносителя) из системы отопления.
В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
В силу части 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с названным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 114 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Согласно подпункту "г" названного пункта правил, в соответствии с указанной методикой осуществляется, в том числе, определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии.
Определение количества тепловой энергии, теплоносителя при выявлении самовольного присоединения и (или) пользования системами централизованного теплоснабжения (бездоговорное потребление) производится расчетным путем (пункт 81 Методики).
Согласно пункту 87 Методики Количество горячей воды при бездоговорном потреблении на горячее водоснабжение в закрытой системе теплоснабжения определяется по пункту 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В соответствии с пунктом 16 Правил N 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется, в том числе, при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
На основании распоряжения администрации муниципального образования муниципального района "Печора" от 25.08.2021 N 680-р отопительный сезон 2021-2022 гг на территории соответствующего муниципального образования начат с 01.09.2021.
В связи с чем, период бездоговорного потребления определен истцом с 01.09.2021 по 15.12.2021, что не противоречит нормам действующего законодательства.
Аргументы заявителя о том, что период бездоговорного потребления должен быть ограничен продолжительностью работ по удалению воздуха из системы отопления, подлежат отклонению в силу следующего.
В пункт 19 Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства от 03.04.2013 N 290, включены работы по удалению воздуха из системы отопления.
Согласно пункту 5.2.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, выпуск воздуха из систем центрального отопления через воздухосборник автоматические удалители воздуха или воздуховыпускные краны на отопительных приборах следует производить периодически, каждый раз при падении давления на вводе ниже уровня статического давления данной системы, а также после ее подпитки, в соответствии с инструкцией (см. п. 5.2.6 г).
Пунктом 9.1.31 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), предусмотрено, что на трубопроводах следует предусматривать устройство штуцеров с запорной арматурой:
- в высших точках всех трубопроводов - условным диаметром не менее 15 мм для выпуска воздуха (воздушники);
- в низших точках трубопроводов воды и конденсата, а также на коллекторах - условным диаметром не менее 25 мм для спуска воды (спускники).
Из пункта 9.2.4 Правил N 115 следует, что все верхние точки разводящих трубопроводов оборудуются воздуховыпускной арматурой, а нижние - арматурой для спуска воды или отвода конденсата.
В рассматриваемом случае спорная врезка в виде шарового крана ДУ-15 мм не является ни воздушником (так как не установлена в высших точках трубопроводов), ни спускником (так как не соответствует диаметр для спуска воды).
Учитывая изложенное, спорная врезка, вопреки доводам заявителя, не предназначена для выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, для работ по удалению воздуха из системы отопления.
В связи с чем ссылки ответчика на то, что назначением спорной врезки являлось развоздушивание системы отопления спорного МКД, не исключают факт несанкционированного потребления теплоносителя в иных целях. Более того, в ответе на досудебную претензию ответчик также указывает, что спорная врезка также служит для промывки системы отопления в летний период и в отопительный период для предотвращения аварийных ситуаций.
При таких обстоятельствах, оснований для определения периода бездоговорного потребления по времени продолжительности работ по удалению воздуха из системы отопления спорного МКД на основании карточек наряд-заданий, представленных ответчиком вместе с отзывом на исковое заявление, не имеется.
Ссылка заявителя на правовую позицию, изложенную в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 N А29-4028/2019, подлежит отклонению, поскольку выводы в указанном судебном акте сделаны при иных фактических обстоятельствах.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.10.2022 по делу N А29-4444/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомстрой-жилье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-4444/2022
Истец: АО "Коми Тепловая Компания"
Ответчик: ООО "Жилкомстрой-Жилье"