г. Санкт-Петербург |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А56-59469/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей Д.С. Геворкян, Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания: Л.И. Янбиковой,
при участии:
от истца (заявителя): К.Г. Орехов, доверенность от 06.07.2022;
от ответчика (заинтересованного лица): Ф.Ф. Гараджаев, доверенность от 21.08.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37976/2023) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2023 по делу N А56-59469/2023, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
заинтересованное лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургского УФАС России) (далее также -заинтересованное лицо, Управление) от 31.05.2023 о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-675/2023 об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб.
Решением арбитражного суда от 11.10.2023 постановление заинтересованного лица от 31.05.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-675/2023 изменено, размер административного штрафа снижен до 300 000 руб.
Вынесенное решение обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта, податель жалобы ссылается на допущенные нарушения норм материального и процессуального права.
Общество, в том числе обращает внимание на то, что Управлением и судом при принятии решения о привлечении Общества к административной ответственности нарушены правила статьи 4.4 КоАП РФ.
Общество ранее было привлечено к ответственности за нарушение пункта 9.21 Правил, выразившееся в нарушении сроков исполнения договоров N 22-007600 и N 22-007602 (постановление Управления по делу N 078/04/9.21-676/2023 от 31.05.2023 и постановление Управления по делу N 078/04/9.21-677/2023 от 31.05.2023) в отношении смежных объектов заявителя.
Очевидно, что Управлением предполагаемые правонарушения были выявлены в результате проведения одного контрольно-надзорного мероприятия по итогам рассмотрения одного заявления, следовательно, наказание должно было быть назначено Обществу как за совершение одного административного правонарушения, а не 3-х отдельных.
Заявитель также полагает, что судом оставлено без внимания отсутствие вины Общества в задержке выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Помимо изложенного, Общество отмечает, что правонарушение является малозначительным, в Общество действует система антимонопольного комплаенса.
В отзыве на апелляционную жалобу Санкт-Петербургское УФАС России считает решение законным.
Управление обращает внимание, в том числе на то, что по состоянию на 08.11.2023 просрочка составила более 11 месяцев, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, сетевая организация все возможное для выполнения своих обязательств не делает.
Также заинтересованное лицо полагает, что доводы заявителя в части правил статьи 4.4 КоАП РФ являются необоснованными, дело об административном правонарушении возбуждено на основании заявления (жалобы) А.А. Старикова, какие-либо контрольные мероприятия в отношении Общества не проводились.
В судебном заседании присутствовали представители сторон, которые поддержали доводы жалобы и отзыва в соответствующей части.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 03.12.2021 между Обществом и Стариковым А.А. заключен договор N ОД-СПб-031358-21/055481-Э/21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, п. Репино, ул. Железнодорожная, участок 1 (напротив дома 24, лит. А по Железнодорожной улице), кад. N 78:38:0022141:37.
В соответствии с договором N ОД-СПб-031358-21/055481-Э/21 технологическое присоединение должно было быть осуществлено до 03.12.2022.
По информации, представленной Обществом письмом от 11.04.2023 N ЛЭ/06-09/289 (вх. Управления от 12.04.2023 N 8822-ЭП/23) в настоящий момент договор о проведении строительно-монтажных работ с ООО "Петербург Электро Строй" проходит процедуру согласования в филиале Общества сроком заключения и исполнения до 30.04.2023 (Договор о ТП заключен 03.12.2021 со сроком исполнения до 03.12.2022).
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (Правила N 861), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для объекта, который исчисляется с момента заключения договора, не может превышать 12 месяцев.
На момент подачи заявления в УФАС мероприятия по Договору не выполнены.
По результатам проверки доводов заявления Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861, в связи с чем в отношении заявителя было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 22.05.2023 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 078/04/9.21-675/2023.
По результатам рассмотрения административного дела Управлением вынесено постановление от 31.05.2023 о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-675/2023 об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив доводы сторон, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений в ходе производства по административному делу, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, обстоятельств, исключающих производство по делу.
При этом, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер административного штрафа до 300 000 руб.
Оценив доводы сторон и имеющиеся материалы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, наряду с существенными условиями соответствующего договора, установлен пунктом 16 Правил.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что сетевая организация не исполнила мероприятия по договору в установленный срок, что является нарушением пункта 16 приведенных правил.
Поскольку Общество к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнило, ранее к административной ответственности за схожие нарушения привлекалось, то в его действиях (бездействии) имеются признаки объективной стороны состава вмененного административного правонарушения (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам подателя жалобы, нормативных оснований для применения правил статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемо случае не имеется.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае правил статьи 2.9 КоАП РФ.
Выводы суда в приведенной части согласуются с официальным толкованием по применению правил статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, оснований для иного вывода в данной части у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вместе с тем, арбитражный суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и характер правонарушения, принцип соразмерности административного наказания, а также приведенные заявителем доводы, пришел к выводу о наличии оснований для снижения назначенного наказания (размера штрафа) до 300 000 руб. (половины минимального размера штрафа, установленного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции находит, что административное наказание в определенном судом размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, обеспечивает достижение целей административного наказания.
Доводы подателя жалобы были оценены судом апелляционной инстанции и отклонены за необоснованностью, как не нашедшие подтверждения при рассмотрении дела и основанные на неверном толковании и применении норм права, несогласии с судебной оценкой обстоятельств дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2023 по делу N А56-59469/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59469/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8463/2024
03.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37976/2023
29.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37976/2023
11.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-59469/2023