г. Пермь |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А60-28472/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" и 1101 отдела государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 сентября 2021 года по делу N А60-28472/2021
по заявлению Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ИНН 6670334962, ОГРН 1116670010148)
к 1101 отделу государственного технического надзора (территориальному) Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - заявитель, учреждение, ФКУ "ОСК ЦВО") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к 1101 отделу государственного технического надзора (территориальному) Министерства обороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, административный орган) с требованием о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1101-21-5 от 26.05.2021, в соответствии с которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.09.2021 заявление удовлетворено частично, оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 26.05.2021 N 1101-21-5 изменено в части назначения административного наказания, административный штраф снижен до 100 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, ФКУ "ОСК ЦВО" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приведены доводы о недоказанности в действиях ФКУ "ОСК ЦВО" состава вмененного правонарушения; заявитель утверждает, что учреждение не является эксплуатирующей организацией и не владеет на каком-либо основании опасным производственным объектом; отмечает, что склад (по хранению материальных и технических средств службы горючего), расположенный в п. Кольцово, г. Екатеринбург, на территории которого находятся "зарегистрированные" опасные производственные объекты, эксплуатируется ЦМТО - войсковой частью 58661 - организацией Министерства обороны Российской Федерации; в оспариваемом постановлении установленные нарушения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте выявлены в отношении должностных лиц войсковой части 58661, непосредственно эксплуатирующих данный объект, а также должностных лиц органов военного управления Центрального военного округа, которые не входят в состав ФКУ "ОСК ЦВО", вследствие чего последнее не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ; кроме того, по мнению заявителя, зарегистрированный как опасный производственный объект "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц по адресу п. Кольцо, г. Екатеринбург" относится к объектам военной инфраструктуры и предназначен для приема, хранения, выдачи (отгрузки) горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей, технического имущества и технических средств службы горючего, учета, создания и накопления запасов материальных и технических средств службы горючего и обеспечения ими воинских частей и организаций (учреждений) Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с этим на него не распространяются требования Федерального закона от 21 июля 1997 года N 16-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В представленном дополнении к апелляционной жалобе учреждение заявляет, что оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Административный орган также обжалует решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает, что ранее постановлениями 966 отдела государственного технического надзора (территориального) от 23.04.2020 N N 966/04- 2020/04, 966/04-2020/05 ФКУ "ОСК ЦВО" было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ; данные факты являются отягчающими административную ответственность обстоятельствами; при этом смягчающих вину обстоятельств не выявлено; применяя постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, суд не исследовал все обстоятельства дела, что привело к недопустимо мягкому наказанию (без учета отягчающих административную ответственность обстоятельств), несопоставимому с грубым нарушением требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и отношением юридического лица к данному нарушению, а также нарушающим принцип справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению; размер административного наказания в 100 000 руб. не носит карательный характер при таком административном правонарушении, и цель административного наказания таким размером административного штрафа не достигнута.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 производство по настоящему делу было приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа кассационной жалобы ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2021 по делу N А60-28494/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по тому же делу.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.10.2022 решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2021 по делу N А60-28494/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по тому же делу оставлены без изменения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по настоящему делу и рассмотрения апелляционных жалоб ФКУ "ОСК ЦВО" и 1101 отдела ГТН Минобороны России на решение арбитражного суда от 13.09.2021 по делу N А60-28472/2021 назначено на 26.12.2022.
Определением суда от 23.12.2022 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Борзенковой И.В. на судью Муравьеву Е.Ю.
В судебное заседание 26.12.2022 лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что согласно части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, протокольным определением от 26.12.2022 производство по делу возобновлено в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 5 апреля по 30 апреля 2021 года проведена проверка ФКУ "ОСК ЦВО" в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.04.2021, согласно которому установлено следующее: эксплуатация опасного производственного объекта "Склад ГСМ в/ч 58661-20 (п. Кольцово г. Екатеринбург)" осуществляется учреждением с нарушениями требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 529, а также федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99), Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. N2168 (далее - Правила N 2168), Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1437 (далее - Положение N 1437), Положением об аттестации в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 25 октября 2019 N 1365 (далее - Положение N 1365).
В связи с выявленными нарушениями требований промышленной безопасности уполномоченным должностным лицом 1101 Отдела ГТН Минобороны России в отношении ФКУ "ОСК ЦВО" составлен протокол об административном правонарушении от 12.05.2021 N 17, согласно которому действия учреждения квалифицированы по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административным органом материалов дела постановлением от 26.05.2021 N 1101-21-5 ФКУ "ОСК ЦВО" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ФКУ "ОСВ ЦВО" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления незаконным.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях ФКУ "ОСВ ЦВО" состава вмененного административного правонарушения, заявленные требования удовлетворил частично, посчитав, что назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей не соответствует тяжести совершенного административного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер административного штрафа до 100 000 руб.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности, Закон N 116-ФЗ).
Положения данного закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО) на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Статьей 9 Закона о промышленной безопасности предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, в том числе: иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требование промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями.
В соответствии с части 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат:
- документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
- документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьи 7 Закона о промышленной безопасности;
- здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
- обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, основанием для привлечения учреждения к административной ответственности послужили установленные по итогам проведенной проверки нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта "Склад ГСМ в/ч 58661-20 (п. Кольцово г. Екатеринбург)"
По результатам проверки административный орган пришел к выводу о нарушении ФКУ "ОСК ЦВО" требований Закона о промышленной безопасности, Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529, а также Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437, Положения об аттестации в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365.
Как следует из материалов дела, эксплуатация вышеуказанного опасного производственного объекта осуществляется со следующими нарушениями требований промышленной безопасности:
1. Не лицензирована деятельность (отсутствует лицензия) ФКУ "ОСК Центрального военного округа" по эксплуатации взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта III класса опасности "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 (нарушение пункта 1 статьи 6, абз. 5 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ; нарушение подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ);
2. Не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта III класса опасности "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" должностями: начальник склада в/ч 58661-Ц - 1; слесарь-ремонтник - 1; техник - 5) (нарушение абз. 7 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ);
3. Распорядительным документом войсковой части 58661-Ц к работам на опасном производственном объекте "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" допущены работники (начальник ОХГ, техник ОХГ, сливщик-разливщик ЭТО, начальник хранилища ОХГ, машинист насосных установок ЭТО, слесарь-ремонтник ЭТО), неудовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям. Удостоверения или иные документы, подтверждающие квалификацию работников, отсутствуют (нарушение абз. 8 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ);
4. Не обеспечено проведение аттестации инженерно-технических работников "Склада ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" в области промышленной безопасности. Не прошли аттестацию в необходимых областях промышленной безопасности в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знаний требований промышленной безопасности (не реже 1 раза в 5 лет) инженерно-технические работники, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля и инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом I статьи 14.1 ФЗ N 116 (нарушение абз. 9 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ; нарушение пункта 2, 4 Положения N 1365);
5. В ФКУ "ОСК Центрального военного округа" не определена форма (порядок) подготовки инженерно-технических работников в области промышленной безопасности (кроме работников, указанных в пункте 1 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ) в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (нарушение пункта 2 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ);
6. Не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности инженерно-технические работники распорядительным документом войсковой части 58661-Ц допущены к работам на опасном производственном объекте "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" (нарушение пункта 10 статьи 14.1 Ф3N 116);
7. Эксплуатирующая организация (ФКУ "ОСК Центрального военного округа") не имеет на опасном производственном объекте "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" экземпляров нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте (нарушение абз. 10 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ);
8. Положение о производственном контроле, разработанное войсковой частью 58661-Ц, не утверждено руководителем эксплуатирующей организации (ФКУ "ОСК Центрального военного округа") или его законным представителем по доверенности (руководителем филиала, обособленного подразделения юридического лица) (нарушение пункта 3 Правил N 2168);
9. Эксплуатирующей организацией (ФКУ "ОСК Центрального военного округа") не организован производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 2168. Положение о производственном контроле, разработанное войсковой частью 58661-Ц, не содержит сведений:
о порядке сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями (филиалами) в ФКУ "ОСК Центрального военного округа" (эксплуатирующей организации) и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
о порядке организации обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах с учетом результатов производственного контроля;
о порядке проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
о порядке учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников;
о порядке организации проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
о порядке подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Иные документы с указанными сведениями не представлены и в Положении о производственном контроле реквизиты таких документов не указаны (нарушение пункта 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ; нарушение абз. 5, 6, 7, 10, 11, 12 пункта 4 Правил N 2168);
10. В положении о производственном контроле, разработанном войсковой частью 58661-Ц не определены обязанности и права работников, на которых возложены функции лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, а именно: организовывать и проводить проверки состояния промышленной безопасности; участвовать в техническом расследовании причин аварий, участвовать в расследовании инцидентов и несчастных случаев; проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и хранение документации по их учету; доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативно-правовыми актами, обеспечивать работников нормативно-правовыми актами (нарушение пункта 13, пп "в", "д", "е", "з" пункта 14 Правил N 2168);
11. Не выполнено предписание 1101 отдела государственного технического надзора (территориального) N 12-2020 от 21.02.2020 (в материалах) в части пунктов 2, 4,5, 6, 7, 9, 10, 11 (нарушение абз. 19 пункта 1 статьи 9 Закона N116-ФЗ);
12. Эксплуатирующей организацией (ФКУ "ОСК Центрального военного округа") в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии не заключен с профессиональной аварийно-спасательной службой (или формированием) договор на обслуживание опасного производственного объекта "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово", а назначенное приказом начальника склада нештатное формирование (по обеспечению мероприятий гражданской обороны) не обеспечивает его готовность по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте III класса опасности по причине его неукомплектованности профессионально подготовленным и аттестованным персоналом, необеспеченности материальными и техническими средствами, что противоречит требованиям ст. 12, 22 Федерального закона РФ от 22.9.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Указу Президента РФ от 30.09.2011 N 1265 "О спасательных воинских формированиях МО РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", приказу Министра обороны РФ от 5.03.2019 N 122 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в ВС РФ" (нарушение абз. 3 пункта 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ);
13. Эксплуатирующая организация (ФКУ "ОСК Центрального военного округа") не имеет резервов финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово". Документы о наличии финансовых средств на специальном счете не представлены (нарушение абз. 5 пункта 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ);
14. Общие разделы плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" не содержат следующие сведения: состав и дислокация сил и средств; система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения); организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте (нарушение пункта 2 статьи 10 Закона N 116-ФЗ; нарушение пп "е", "и", "м", "н" пункта 11 Положения N 1437);
15. Не разработаны специальные разделы плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий. План мероприятий не определяет порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (нарушение пункта 2 статьи 10 Закона N 116-ФЗ; нарушение пункта 12 Положения N 1437);
16. Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности четырех зданий (хранилищ) для хранения ГСМ (N 3, N 4, N 33, N 35 - данные в приложении к протоколу), двух насосных станций перекачки светлых и темных нефтепродуктов, железнодорожной сливоналивной эстакады и пункта выдачи горючего в автомобильный транспорт, применяемых на опасном производственном объекте "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" в порядке, установленном Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N420. Проектная документация на здания и сооружения отсутствует, сроки службы (эксплуатации) не установлены. Насосная станция перекачки темных нефтепродуктов N 58 и железнодорожная сливоналивная эстакада из-за неисправного (аварийного) состояния выведены из эксплуатации приказом, необходимый ремонт их не проводится (нарушение абц. 14 пункта 1 статьи 9, абз. 5 пункта 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ);
17. На опасном производственном объекте "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" для сбора и отвода загрязненных нефтепродуктами атмосферных осадков, а также для смыва пролитых нефтепродуктов зона слива и налива не имеет твердое бетонное покрытие, оборудованное устройствами отвода в дренажную систему (нарушение пункта 12 Правил N 529);
18. На пункте выдачи горючего в автомобильный транспорт (автомобильная сливоналивная станция) в целях исключения перелива нефтепродукта через край горловины цистерны не применяются ограничители уровня налива, позволяющие автоматически прекращать налив при достижении заданного значения. Не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефти и нефтепродуктов. Не установлены блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей, при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20 % объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПРП) (нарушение пункта 41, 47, 48 Правил N 529);
19. В процессе эксплуатации резервуаров не обеспечен их ремонт в соответствии с требованиями организации-изготовителя, указанными в технической документации и с учетом требований Правил N 529, а также по результатам предыдущего диагностирования (данные в приложении к протоколу). Отчетные документы (записи в технических паспортах), подтверждающие ремонт резервуаров не представлены (нарушение пункта 111 Правил N 529);
20. Не обеспечена безопасная эксплуатация технологических трубопроводов, контроль за проведением ревизии и ремонта, а также за проведением оценки их соответствия требованиям Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Документы (акты, заключения экспертизы, диагностирования и др., подтверждающие безопасную эксплуатацию трубопроводов, не представлены (нарушение пункта 135 Правил N 529);
21. В насосных станциях перекачки светлых и темных нефтепродуктов не установлены средства автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) в помещение управления (операторную, вход в здание насосной) при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 % объемных от НКПРП (нарушение абз. 1 и 2 пункта 168 Правил N 529);
22. На насосные агрегаты в насосных станциях перекачки нефтепродуктов отсутствуют паспорта организации-изготовителя - срок службы насосных агрегатов не установлен (нарушение пункта 171 Правил N 529);
23. На "Складе ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" заземлители, токоотводы не подвергаются контролю, вскрытию и проверке на поражение их коррозией с установленной периодичностью (1 раз в 5 лет). Отчетные документы (акты, записи в технических паспортах), подтверждающие проверку заземлителей, токоотводов не представлены (нарушение пункта 198 Правил N 529);
24. На "Складе ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" резервуарам: РВС-4000 (2 ед.); РВС-3000 (12 ед.); РВС-2000 (2 ед.); РВС-700 (4 ед.); РВС-400 (1 ед.); РВС-200 (4 ед.); РГС-50 (7 ед.); Р-60 (10 ед.); Р-25 (1 ед.); РН-100 (3 ед.) (данные в приложении к протоколу) не проведена экспертиза промышленной безопасности. Указанные резервуары с истекшим сроком службы эксплуатируются без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности (нарушение пункта 1 статьи 9, абз. 4 5 пункта 1 статьи 13 ФЗ N 116; нарушение пункта 261 Правил N 529);
25. На "Складе ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" имеющиеся подземные коммуникации и кабельные трассы не имеют опознавательных знаков, позволяющих определять место их расположения и назначение (нарушение пункта 268 Правил N 529).
26. Факт нарушения заявителем требований Федерального закона N 116-ФЗ, Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 529, ФЗ N 99, Правил N 2168, Положения N 1437, Положения N 1365 подтвержден материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями Закона о промышленной безопасности, Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529, а также Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, устанавливающих требования в области промышленной безопасности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФКУ "ОСК ЦВО" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Факты нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, отраженные в протоколе и постановлении об административном правонарушении, ФКУ "ОСК ЦВО" не опровергнуты надлежащими и достаточными доказательствами.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Довод заявителя о том, что ФКУ "ОСК Центрального военного округа" не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Согласно материалам дела, ЦМТО со своими структурными подразделениями - складами ГСМ, является структурным подразделением ФКУ ОСК ЦВО. Доказательствами нахождения ЦМТО в качестве структурного подразделения ФКУ ОСК ЦВО в совокупности являются: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 14 апреля 2021 г. за ОГРН 116570010148; Устав ФКУ "Объединенного стратегического командования Центрального военного округа", утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 июля 2018 г. N 415; Положение о 1062 Ордена Красной Звезды Центра (материально-технического обеспечения) Центрального военного округа, утвержденное приказом командующего войсками Центрального военного округа от 14 декабря 2018 г. N 841.
В соответствии с пунктом 12 устава ФКУ "ОСК ЦВО", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 июля 2018 г. N 415 предметом и целями деятельности Учреждения являются обеспечение реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства, в том числе связанной с поддержанием постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществлению управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 8 пункта 13 вышеназванного Устава для достижения целей, указанных в пункте 13 ФКУ "ОСК ЦВО" осуществляет следующие основные виды деятельности: организация и обеспечение всех видов обеспечения, в том числе материально-технического.
Также, согласно абзацам 12 и 13 пункта 14 вышеназванного Устава ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" осуществляет следующие виды приносящей доход деятельности: реализация авиатоплива, горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей, предназначенных для заправки воздушных судов; оказания услуг по заправке авиатопливом воздушных судов.
Таким образом, помимо регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и использования опасного производственного объекта в хозяйственных целях, ФКУ "ОСК ЦВО" имеет право использовать данный объект в коммерческих целях, то есть осуществляет в полном мере эксплуатацию опасного производственного объекта, как по форме, так и по содержанию.
Кроме того, наделение начальника ЦМТО полномочиями работодателя в отношении работников организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в силу определения представителя работодателя, данного в абзаце первом статьи 33 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется исключительно в сфере трудовых отношений и не затрагивает отношения в сфере организационно-правовой структуры, образования, реорганизации или ликвидации юридических лиц. Доказательством отсутствия какой-либо корреляции между спецификой регулирования трудовых отношений в ФКУ ОСК ЦВО и его структурном подразделении - ЦМТО, и существованием самостоятельной организации ЦМТО в гражданско-правовом смысле являются данные, размещенные на информационном портале государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятости", по состоянию на май 2021 года, согласно которым Центр (материально-технического обеспечения) Центрального военного округа (войсковая часть 58661) и его структурные подразделения при подаче информации о вакантных должностях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации указывают в качестве организации - работодателя "ОСК Центрального военного округа" (например, организация "ФКУ "Объединенное стратегическое командование ЦВО" (склад по хранению МТС службы горючего в/ч 58661 - 20" и организация "ФКУ "ОСК Центрального военного округа" (в/ч 58661, ул. Маневровая, 29)"), а также используют ИНН: 6670334962 и КПП: 667001001, принадлежащие ФКУ "ОСК ЦВО".
Согласно материалам дела, документально подтверждено, что организацией, эксплуатирующей ОПО - "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" (эксплуатирующей организацией) является ФКУ "ОСК ЦВО". Доказательствами эксплуатации ФКУ "ОСК ЦВО" ОПО "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" являются, в том числе, карта учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов опасный производственный объект "Склад ГСМ в/ч 58661-20 п. Кольцово, г. Екатеринбург", подписанная командующим войсками Центрального военного округа генерал-полковником В.Б. Зарудницким 11 июня 2015 г.; приложение к свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов N В09-00092 от 26 октября 2015 г.; Порядок приема-передачи земельных участков и объектов недвижимого имущества, закрепленных за федеральными казенными учреждениями "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" и "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, объединениям, соединениям и воинским частям Центрального военного округа, утвержденный приказом командующего войсками Центрального военного округа от 23 июня 2015 г. N 322; обращение начальника склада (по хранению материальных и технических средств службы горючего) от 18.01.2017 N 111; позиция командования Центрального военного округа от 17.02.2017 N 18/60/106; акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка от 16.05.2017 N 191; Устав ФКУ ОСК ЦВО, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.07.2018 N 415; Положение о 1062 Ордена Красной Звезды Центра (материально-технического обеспечения) Центрального военного округа, утвержденное приказом командующего войсками Центрального военного округа от 14.12.2018 N 841.
На основании вышеизложенного следует, что надлежащим юридическим лицом, ответственным за выявленное административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является ФКУ "ОСК ЦВО", имеющее в своем составе структурное подразделение 1062 Ордена Красной Звезды Центр (материально-технического обеспечения) Центрального военного округа (войсковая часть 58661), имеющий в своем составе склад (по хранению материальных и технических средств службы горючего) - войсковую часть 58661-Ц, а значит и эксплуатация ОПО "Склад ГСМ войсковой части 58661-Ц, п. Кольцово" осуществляется юридическим лицом - ФКУ "ОСК ЦВО".
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ФКУ "ОСК ЦВО" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является правильным.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ФКУ "ОСК ЦВО", оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Вместе с тем, суд первой инстанции усмотрел основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизил размер административного штрафа до 100 000 руб.
В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 Кодекса, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических ли соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суд Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
В соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации принят Федеральный закон от 31.12.2014 N 515-ФЗ, которым внесены части 3.1, 3.2, 3.3 в статью 4.1 КоАП РФ.
В силу частей 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Оценивая выводы административного органа, изложенные в оспариваемом постановлении, в части определения размера назначенного административного штрафа, принимая во внимание характер правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, учитывая статус учреждения, степень вины нарушителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей не соответствует тяжести совершенного деяния, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, в связи с чем, снизил размер назначенного учреждению административного штрафа до 100 000 рублей.
Оснований для переоценки сделанных судом выводов коллегия суда апелляционной инстанции не усматривает и считает, что в данном случае такая мера ответственности за совершение правонарушение согласуется с характером совершенного учреждением деяния, отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
Таким образом, соответствующие доводы административного органа апелляционным судом отклоняются.
Правовых оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде штрафа предупреждением не имеется, поскольку совершенное правонарушение влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Учитывая характер и степень общественной опасности правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 сентября 2021 года по делу N А60-28472/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28472/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"
Ответчик: 1101 отдел государственного технического надзора (территориальный), МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ