город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2022 г. |
дело N А32-38488/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Василенко В.В. по доверенности от 28.12.2021, диплом, удостоверение;
от Администрации муниципального образования город Краснодар: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Василенко В.В. по доверенности от 13.12.2021, диплом, удостоверение;
от ООО специализированный застройщик "СанХауз": Рожкова И.К. по доверенности от 04.04.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2022 по делу N А32-38488/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "СанХауз" (ИНН 2312282097, ОГРН 1192375028416)
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация муниципального образования город Краснодар
об оспаривании отказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "СанХауз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122", выраженное в уведомлении от 22.06.2021 N 29/8949-1; об обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122".
Общество подало ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просит признать незаконным отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г.Краснодар, ул.Старокубанская, 122", выраженный в письме от 22.06.2021 N 29/8949-1, а также обязать Департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путём выдачи разрешения на строительство объекта: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122" на земельном участке площадью 3 737 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0403017:5 по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122", имеющего следующие технико-экономические показатели: этажность здания - 25; количество этажей - 26 с учётом подвала; площадь застройки 1511,83 кв. м в том числе: жилого здания -1486,83 кв.м., трансформаторной подстанции - 25 кв.м.; площадь жилого здания 25482,96 кв.м.; количество квартир - 231 шт., в том числе студии - 33 шт., 2 - комнатные - 105 шт., 3 - комнатные - 52 шт., 4-х комнатные - 40 шт., 5 - комнатные - 1 шт.; жилая площадь квартир - 8507,2 кв.м.; площадь квартир - 12791,9 кв. м; общая площадь квартир - 13032,39 кв. м; строительный объём здания -83150,44 куб. м., в том числе ниже отм. 0.000 (подземная часть) - 4784,70 куб.м.
Судом ходатайство об уточнении заявленных требований рассмотрено и удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2022:
- признан незаконным отказ Департамента в выдаче разрешение на строительство Объекта капитального строительства: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122" от 22.06.2021 N 29/8949-1;
- на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путём выдачи разрешения на строительство объекта: Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанксая, 122" на земельном участке площадью 3 737кв.м. с кадастровым номером 23:43:0403017:5 по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122", имеющего следующие технико-экономические показатели: этажность здания- 25; количество этажей-26 с учётом подвала; площадь застройки 1511,83кв.м., в том числе: жилого здания 1486,83кв.м., трансформаторной подстанции - 25кв.м.; площадь жилого здания 25482,83кв.м.; количество квартир - 231шт., в том числе студии - 33шт., 2 - комнатные-105шт., 3- комнатные-52шт., 4- х комнатные - 40шт., 5-комнатные - 1шт.; жилая площадь квартир - 8507,2кв.м.; площадь квартир - 12791,9 кв.м.; общая площадь квартир - 13032,39кв.м.; строительный объем здания - 83150,44куб.м., в том числе ниже отм. 0.000(подземная часть) - 4784,70 куб.м.
Решение мотивировано тем, что представленная Обществом проектная документация предполагаемого к строительству объекта на момент ее разработки соответствует требованиям градостроительных норм и технических регламентов. Отказ Департамента нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что на момент отказа в выдаче разрешения на строительство проектная документация не соответствовала нормативам градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар.
Этажность проектируемого здания превышает допустимую.
Проектная документация разработана без учёта информации указанной в градостроительном плане земельного участка от 09.12.2021 N РФ-23-2-06-0-00-2021-2702. Расчётная плотность населения превышена на 322 человека.
Согласно разделу проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" проектируемый объект капитального строительства расположен за границами в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.
Проектом предусмотрено недостаточное количество площадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Проектом не предусмотрено требуемое расчётное количество площадок для занятий физкультурой.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу N 310-КГ17-15291 сформулирована правовая позиция, согласно которой при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Суд при вынесении решения не вправе был подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления в введении которого, находится принятие данного решения.
Судом применены свод правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89", которые на момент вынесения решения являются недействующими, утратили силу с 01.08.2020.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2022 по делу N А32-38488/2021 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.10.2022 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А32-38488/2021 было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Департамента об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, подал ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений. Апелляционный суд приобщил пояснения к материалам дела.
Представитель Общества в судебном заседании представил на обозрение апелляционного суда генеральный план города Краснодара.
Повторно изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403017:5 площадью 3737 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Старокубанская, 122, вид разрешенного использования: "Многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроено-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения".
Пунктом 2.1 договора аренды от 29.12.2016 N 01-09/1748 срок аренды установлен с 22.12.2016 по 21.12.2065. Право Общества на земельный участок подтверждается выпиской ЕГРН от 09.07.2021 регистрационный N 23:43:0403017:5-23/001/2017-2.
09.06.2021 через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Обществом подано заявление с приложениями в Департамент о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122".
По результатам рассмотрения заявления, Департамент, письмом от 22.06.2021 N 29/8949-1 отказал Обществу в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта. Отказ мотивирован тем, что согласно разделу проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" проектом предусмотрено недостаточное количество площадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста (435x0,7=304,50), тогда как проектом предусмотрено 228,2 кв.м., для отдыха взрослого населения необходимо (435x0,1=43,50 кв.м), проектом предусмотрено 32,6 кв.м.; проектом не предусмотрено требуемое расчётное количество площадок для занятий физкультурой (необходимо согласно нормативам 435x2=870), проектом предусмотрено 326 кв.м.; Обществом не представлено подтверждение о наличии спортивного ядра в испрашиваемом микрорайоне; проектной документации проектируемый многоэтажный жилой дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122 предусмотрено проживание не менее чем 435 человек (из расчёта 30 кв.м. на 1 чел), что не соответствует пункту 13 решения городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар", плотность населения проектируемого комплекса превышает нормативную на 322 чел./га.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если подготовка таких проектов не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение 7 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 данной статьи, проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган обязан провести проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно пункту 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В соответствии с пунктом 13 Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32 (далее - Местные нормативы), при проверке документов, представленных Обществом на объект капитального строительства: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122" на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0403017:5, департамент установил несоответствие проектной документации требованиям действующего градостроительного законодательства, Обществу отказано в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта капитального строительства.
Департамент указал, что согласно разделу проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" проектом предусмотрено недостаточное количество площадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста (435x0,7=304,50), тогда как проектом предусмотрено 228,2 кв.м.; для отдыха взрослого населения необходимо (435x0,1=43,5 0кв.м.), проектом предусмотрено 32,6 кв.м. Названные ограничения Департамент обосновывает ссылками на правила землепользования и застройки в редакции 2021 года и соответствующий градостроительный план земельного участка, выданный Обществу позднее.
Градостроительный план земельного участка, выданный Обществу, был утверждён 05.06.2017 Департаментом, не содержал информации об ограничении этажности многоквартирного дома 24 этажами, о нормативном запрете на строительство многоквартирных жилых домов в отсутствие решения о комплексном развитии соответствующей территории, договора о таком развитии и (или) утвержденной документации по планировке территории.
Положительным заключением экспертизы от 15.03.2018 N 35-2-1-2-0035-18 подтверждено соответствие проектной документации многоквартирного дома установленным требованиям и техническим регламентам. При новом рассмотрении дела суду следует установить наличие (отсутствие) названных нормативных ограничений в момент выдачи обществу в 2017 году градостроительного плана земельного участка.
Согласно пунктам 5.4, 7.6 свода правил 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" квартал и микрорайон являются основными элементами планировочной структуры застройки, размеры которых составляют до 5 га и до 60 га. Район формируется как группа микрорайонов или кварталов, его площадь не должна превышать 250 га. Плотность застройки жилых зон устанавливается в отношении территории микрорайонов (кварталов). В отношении отдельного земельного участка расчётная плотность населения не устанавливается. На земельном участке запроектировано строительство многоквартирного дома с учётом указанных в градостроительном плане 2017 года процента застройки и места размещения объекта.
Пункт 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действующей до 01.01.2017 (дата вступления в силу редакции Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"), не содержал указания на срок использования информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, представляемого заинтересованным лицом в целях получения разрешения на строительство, как и статья 44 Градостроительного кодекса о градостроительном плане земельного участка, утратившая силу с 01.01.2017 в связи с вступлением в силу Федерального закона N 373-ФЗ.
Федеральным законом N 373-ФЗ в Градостроительный кодекс внесена статья 57.3, пунктом 10 которой определено, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трёх лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
В то же время частью 1 статьи 9 Федерального закона N 373-ФЗ предусмотрено, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утверждённом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Лица, участвующие в деле не оспаривают факта того, что проектная документация была подготовлена Обществом в 2018 году.
Как следует из материалов дела, спорный строительства Объекта Общества, расположен в границах нескольких кварталов: между улицами Старокубанской, Уральской, им. Л.Чайкиной и Сормовской.
Согласно градостроительному плану, утверждённого Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100, в границах в районе улиц Старокубанской, Уральской, им. Л.Чайкиной и Сормовской предусмотрено строительство восьми спортивных сооружений на других земельных участках, а также двух спортивных сооружений в непосредственной близости к предполагаемому объекту строительства Общества в границах квартала между улицами Уральская, Старокубанская, им. Селезнева и им. Стасова.
Пунктом 7.5 свода правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений" допускается уменьшать, но не более чем на 50 процентов удельные размеры площадок для занятий физкультурой при формировании единого физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) микрорайона для школьников и взрослого населения.
Проектной документацией Общества на земельном участке предусмотрено строительство многоквартирного дома бизнес класса, для которого местными нормативами градостроительного проектирования установлен минимальный удельный размер площади жилья 40 кв. м на одного человека. В доме предполагается проживание не более 326 человек. С учётом этого проектной документацией были определены размеры площадок для отдыха детей дошкольного и младшего школьного возраста (228,2 кв. м), для отдыха взрослого населения (32,6 кв.м). Площадка для занятий физкультурой и спортом запроектирована на площади 326 кв.м.
Таким образом, обоснованность уменьшения Обществом нормативной площади последней (652 кв.м.) на 50 процентов, апелляционный суд находит обоснованным исходы из даты градостроительного плана земельного участка, проектной документации и положений градостроительного плана, утверждённого Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100.
Наряду с этим, в соответствии с п. 3.1.6 свода правил СП 383.1325800.2018 "Комплексы физкультурно-оздоровительные. Правила проектирования." под физкультурно-оздоровительным комплексом (ФОК) понимается, крытый специализированный или многофункциональный объект, в состав помещений которого входят различные спортивные зоны, предназначенные для проведения физкультурно-оздоровительных занятий.
Согласно пункту 29.1 части 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физкультурно-оздоровительная услуга - деятельность, осуществляемая физкультурно-спортивной организацией независимо от её организационно-правовой формы, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, физической подготовке и физическом развитии, включающая в себя в том числе проведение физкультурных мероприятий.
Обществом в материалы дела представлены общедоступные сведения, размещённые на официальном сайте фитнес-клуба X-fit Меридиан, расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Стасова, дом 182 (https://www.xflt ru/club/krasnodar/meridian/), из которых следует, что клуб расположен в здании бизнес-центра "Меридиан", занимает площадь 3300 кв.м., спектр услуг направлен на проведение физкультурно-оздоровительных занятий.
Довод Департамента о том, что Обществом не представлено подтверждение о наличии спортивного ядра в испрашиваемом микрорайоне, апелляционный суд находит нормативно не обоснованным. Апелляционный суд считает, что предполагаемый Обществом к строительству объект не является спортивным сооружением, следовательно, применительно к которому уместно применение термина обязательного наличия "спортивного ядра" нормативно не предусмотрено.
Доказательства наличия развитой системы застройки района предполагаемого строительства с развитой транспортной и социально-бытовых объектов, в материалы дела не представлены. Отсутствие таковой структуры, лица участвующие в деле, не оспаривают.
В данном случае, имеет место быть планирование застройки территории в соответствии с утверждённым градостроительным планом, предусматривающим наличие спортивных объектов в непосредственной близости с объектов Общества.
Таким образом, на дату обращения Общества с заявлением, Департаменту следовало учитывать действие градостроительного плана земельного участка и генерального плана города. Следовательно, Общество обоснованно применило площади планируемых площадок: детских; для отдыха взрослого населения; для занятий физкультурой и спортом, исходя из предполагаемой застройки территории и уже находящихся спортивных объектов, вблизи предполагаемого к возведению объекта.
Наряду с этим, согласно пункту 5.4 свода правил 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований: - квартал и микрорайон - основные элементы планировочной структуры застройки в границах красных линий или других границ, размеры территорий которых составляют до 5 га и до 60 га соответственно. В микрорайоне, квартале выделяются земельные участки жилой застройки для отдельных домов или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории; - район формируется как группа микрорайонов или кварталов в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Площадь территории района не должна превышать 250 га.
В примечании к пункту 5.4 свода правил указано, что район, микрорайон или квартал являются объектами документов территориального планирования и документов по планировке территории.
При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала или микрорайона в целом. В кварталах и микрорайонах жилых зон не допускаются размещение объектов городского значения, а также устройство транзитных проездов на территории групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором). Территория групп жилых домов не должна превышать 5 га.
Согласно пункту 7.6 свода правил 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать с учётом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий. Предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории микрорайонов (кварталов) жилых, общественно-деловых и смешанных зон приведены в приложении Б.
Расчётная плотность населения микрорайона при многоэтажной комплексной застройке и средней жилищной обеспеченности 20 м2 на одного человека не должна превышать 450 чел./га.
Земельный участок площадью 3737 кв.м., что составляет 0,3737 га, не может рассматриваться как отдельный элемент планировочной структуры, поскольку в рассматриваемом случае плотность населения определяется исходя из квартала жилой застройки.
На основании изложенного, довод Департамента о несоответствии проектной документации Общества расчёту плотности населения, апелляционный суд находит необоснованным, поскольку такой расчёт был применён Департаментом в отношении одного земельного участка, на котором предполагается строительство многоквартирного жилого дома, без учёта генерального плана, предполагающего застройку прилегающей к спорному объекту территории.
Доказательства несоблюдения Обществом при обращении в Департамент с заявлением и представлением пакета документов в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
Доказательства того, что направляя Обществу отказ в выдаче разрешения Департамент не произвёл надлежащего исследования и оценки представленных Обществом документов, необходимых для получения разрешения на строительство согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
Довод Департамента о применении судом свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89", которые на момент вынесения решения являются недействующими, утратили силу с 01.08.2020, апелляционный суд считает не пирвело к принятию неверного решения.
Приказ Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр утверждены СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Пунктом 10.4 которого установлены аналогичные требования пункта 10.4 СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89".
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122", выраженное в уведомлении от 22.06.2021 N 29/8949-1; об обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства: "Жилой многоквартирный дом со встроенными парковками по адресу: г. Краснодар, ул. Старокубанская, 122" не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества, как участника градостроительной деятельности.
Довод Департамента о том, что суд первой инстанции при принятии оспариваемого акта не вправе был подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления в введении которого, находится принятие данного решения, апелляционный суд находит необоснованным.
В данном случае, суд первой инстанции правомерно избрал способ восстановления нарушенных прав, так как Общество представило в Департамент полный пакет документов в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем удовлетворил требования Общества по существу в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы Департамента, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Департамент, в силу статьи 333.37 налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2022 по делу N А32-38488/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38488/2021
Истец: ООО "Специализированный застройщик "СанХауз"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1515/2023
30.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18472/2022
03.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9052/2022
30.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9367/2022
19.04.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-38488/2021