город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2022 г. |
дело N А32-40143/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барановой М.С.,
при участии:
от заинтересованного лица: Кулешов О.О. по доверенности от 21.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарского благотворительного православного фонда "Спасение"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.10.2022 по делу N А32-40143/2022
по заявлению Краснодарского благотворительного православного фонда "Спасение"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
об при знании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Краснодарский благотворительный православный фонд "Спасение" (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, общество) о признании незаконным отказа департамента об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:8, изложенного в письме от 28.06.2022 N 52-38-05-25962/22; обязании департамент в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:8, площадью 23800 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 11а, "для эксплуатации и реконструкции сезонного оздоровительного лагеря для детей из малообеспеченных семей, а также сирот и детей инвалидов" виду разрешенного использования "туристическое обслуживание".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Установив, что заявление фонда обоснованно расценено департаментом как направленное на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:8, при этом изменение вида разрешенного использования земельного участка на "туристическое обслуживание" приведет к нарушению цели первоначального предоставления земельного участка - "для эксплуатации и реконструкции сезонного оздоровительного лагеря для детей из малообеспеченных семей, а также сирот и детей инвалидов", суд признал законным отказ департамента.
Фонд обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судом неверно определены подлежащие установлению обстоятельства:
- фонду отказано в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка;
- фонду отказано в предоставлении государственной услуги без мотивировки такого отказа.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент жалобу не признал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснив, что интересы заявителя могут быть обеспечены установлением разрешенного использования земельного участка "туристическое обслуживание (размещение детских лагерей").
В судебном заседании представитель департамента просил решение суда оставить без изменения.
Заявитель явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя департамента, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, приказом департамента от 02.11.2015 N 1498 "О предоставлении Краснодарскому православному благотворительному фонду "Спасение" в аренду земельного участка в городе Геленджике для эксплуатации объектов недвижимости" заявителю в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации объектов недвижимого имущества предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:40:0202004:8 площадью 23800 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 11 "а", предназначенный для эксплуатации и реконструкции сезонного оздоровительного лагеря для детей из малообеспеченных семей, а также сирот и детей инвалидов.
02.11.2015 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды N 0000003969 земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:8 площадью 23800 кв.м (далее - спорный земельный участок), категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 11 "а", предназначенного для эксплуатации и реконструкции сезонного оздоровительного лагеря для детей из малообеспеченных семей, а также сирот и детей инвалидов.
В связи с принятием на территории муниципального образования город-курорт Геленджик Правил застройки и землепользования, заявителем принято решение о необходимости приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с установленным классификатором.
30.05.2022 заявитель обратился в департамент с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования спорного земельного участка "для эксплуатации и реконструкции сезонного оздоровительного лагеря для детей из малообеспеченных семей, а также сирот и детей инвалидов" классификатору видов разрешенного использования "туристическое обслуживание".
Письмом от 28.06.2022 N 52-38-05-25962/22 департамент отказал в установлении соответствия видов разрешенного использования земельного участка, со ссылкой на отсутствие возможности установления вида разрешенного использования "туристическое обслуживание". Также департаментом указано, что согласно части 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору, в связи с чем, необходимость соотнесения ранее установленных видов разрешенного использования с видами, установленными классификатором, не предусматривается.
По мнению фонда отказ департамента в изменении вида разрешенного использования земельного участка противоречит действующему законодательству и нарушает его права.
Изложенное послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В порядке части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По правилам пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден единый для всей территории РФ классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификаторhttps://internet.garant.ru/ - /document/75062082/entry/1000 от 10.11.2020). До 05.04.2021 аналогичный классификатор был установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, уполномоченный на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Исходя из части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие Классификатору представляет собой выявление в Классификаторе и установление земельному участку наиболее близкого аналога его текущего разрешенного использования, которое правообладатель участка имеет право сохранять неограниченно долго на основании части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что используемому заявителем земельному участку с кадастровым номером 23:40:0202004:8 установлен вид разрешенного использования - "для эксплуатации и реконструкции сезонного оздоровительного лагеря для детей из малообеспеченных семей, а также сирот" (пункт 1.1. договора).
Заявитель имеет намерение установить вид разрешенного использования спорному земельному участку "туристическое обслуживание".
Установление соответствия между видами разрешенного использования земельных участков в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур.
При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется.
Публичные власти лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу, прежний вид разрешенного использования не изменяется, но уточняется (при изменении вида разрешенного использования прежний его вид изменяется на иной вид, который функционально отличается от прежнего вида). То есть в пределах своих полномочий, орган местного самоуправления не устанавливает новый и не изменяет ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка, а приводит его в соответствие действующему Классификаторуhttps://internet.garant.ru/ - /document/75062082/entry/1000 от 10.11.2020, в настоящее время утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412. Аналогичным образом в рамках данной процедуры орган местного самоуправления не изменяет вид разрешенного использования земельного участка в зависимости от фактического использования земельного участка (устанавливает соответствие).
Между тем, как правильно заключил суд, испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:8 - "туристическое обслуживание" без конкретизации - "размещение детских лагерей" - не является установлением соответствия разрешенного использования находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка с видом разрешенного использования "для эксплуатации и реконструкции сезонного оздоровительного лагеря для детей из малообеспеченных семей, а также сирот", а предполагает изменение вида разрешенного использования данного земельного участка.
Так, согласно Классификатору от 10.11.2020 "туристическое обслуживание" (код 5.2.1) подразумевает размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей.
Сведения о виде разрешенного использования, вносимые в государственный кадастр недвижимости, должны соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14).
Без добавления в испрашиваемый вид "туристическое обслуживание" конкретизации "размещение детских лагерей" спорный земельный участок может быть использован не по целевому назначению, для которого был предоставлен заявителю спорный участок, - эксплуатация и реконструкция сезонного оздоровительного лагеря для детей из малообеспеченных семей, а также сирот и детей инвалидов.
Судом принято во внимание, что ранее фонд обращался в департамент с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования разрешенного использования спорного земельного участка виду разрешенного использования "туристическое обслуживание (размещение детских лагерей), развлечения (развлекательные мероприятия)". Письмом от 20.02.2020 N 52-6699/20-38-05 департамент отказал заявителю. Законность отказа установлена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-17648/2020, в которых фонду прямо указано на необходимость обращения к департаменту с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:8 Классификатору - "туристическое обслуживание (размещение детских лагерей)".
Законодатель разграничивает процедуру изменения разрешенного использования земельного участка (данная процедура регулируется статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору (данная процедура регулируется пунктом 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется.
Однако в рассматриваемом случае заявление фонда направлено не на уточнение, а на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:8, ввиду чего выбранный способ защиты и удовлетворение рассматриваемых требований не приведет к установлению соответствия классификатору.
Как регламентировано частью 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
Арендатор не вправе в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования переданного в аренду земельного участка, в том числе обязать арендодателя изменить его.
В соответствии с пунктом 3 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
При изложенных обстоятельствах, установив отсутствие предусмотренной статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий для признания незаконным оспариваемого отказа департамента, изложенного в письме от 28.06.2022 N 52-38-05-25962/22, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, апелляционной коллегией судей не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2022 по делу N А32-40143/2022 (с учетом исправительного определения от 16.12.2022) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40143/2022
Истец: Краснодарский благотворительный православный фонд "Спасение"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края