город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2022 г. |
дело N А32-39630/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2022 по делу N А32-39630/2022 по иску администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к индивидуальному предпринимателю Кравецу Владислав Сергеевич о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Кравецу Владиславу Сергеевичу о расторжении договора на размещение нестационарных объектов от 04.03.2022 N 89.
Решением от 28.10.2022 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик ответчику направлено соглашение о расторжении спорного договора, при этом указанное соглашение со стороны ответчика не подписано. Таким образом нельзя считать спорный договор расторгнутым по соглашению сторон.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 3 марта 2022 года N 411 "О заключении с Кравец В.С. договора на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях на земельном участке без его предоставления и установления сервитута" между администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик и ответчиком был заключен договор на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях на земельном участке без его предоставления и установления сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0403019:25 площадью 16 695 кв. м, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Революционная, район аквапарка "Дельфин", от 4 марта 2022 года N 89, сроком на 5 лет.
В соответствии с пунктом 3.1 договора на предпринимателя возложена обязанность в полном объеме выполнять все условия договора, в том числе, использовать названный выше земельный участок в соответствии с условиями договора и схемой предполагаемых к размещению нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в границах муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Схема), утвержденной постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 18.06.2020 N 988.
Пунктом 5.1 договора установлено, что стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, вытекающих из данного Договора.
В пункте 6.3 договора определены основания прекращения действия договора, одним из которых, в частности, указано нарушение пользователем обязательств по договору.
Как следует из актов осмотра земельного участка от 07.06.2022, 29.06.2022 и 15.07.2022, составленных специалистами администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0403019:25 используется с нарушением условий договора, выраженных в использовании вышеуказанного земельного участка с нарушением Схемы, а именно на земельном участке площадью 16 695 кв. м в нарушение Схемы расположены нестационарный объект по продаже коктейлей, пункт проката маломерных судов, батутная арена, детские игровые зоны обладающие признаками аттракционов.
По результатам выявленных нарушений письмами управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 08.06.2022 N 51-1198/22-01-14 и от 05.07.2022 N 51-1510/22-01-14 предпринимателю было указано на необходимость устранения допущенных нарушений, а также о том, что, в случае неисполнения данных требований, администрацией будет рассмотрен вопрос о прекращении договора.
Вышеназванные письма проигнорированы последним, в связи с чем, администрацией 19.07.2022 в адрес ответчика направлено письмо от 19.07.2022 N 110-8837/22-15-44-12 о прекращении договора с приложением соглашения о расторжении договора.
Подписанное соглашение о расторжении договора в адрес администрации не поступало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствие с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута, как это предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный подход обусловлен тем, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", регламентирующим отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, возникающие в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (статья 10).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2 Постановления Правительства от 29.09.2010 N 772).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 3.1 договора на предпринимателя возложена обязанность в полном объеме выполнять все условия договора, в том числе, использовать названный выше земельный участок в соответствии с условиями договора и схемой предполагаемых к размещению нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в границах муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Схема), утвержденной постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 18.06.2020 N 988.
Пунктом 5.1 договора установлено, что стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, вытекающих из данного Договора.
Как следует из актов осмотра земельного участка от 07.06.2022, 29.06.2022 и 15.07.2022, составленных специалистами администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, земельный участок с кадастровым номером 23:40:0403019:25 используется с нарушением условий договора, выраженных в использовании вышеуказанного земельного участка с нарушением Схемы, а именно на земельном участке площадью 16 695 кв. м в нарушение Схемы расположены нестационарный объект по продаже коктейлей, пункт проката маломерных судов, батутная арена, детские игровые зоны обладающие признаками аттракционов.
По результатам выявленных нарушений письмами управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 08.06.2022 N 51-1198/22-01-14 и от 05.07.2022 N 51-1510/22-01-14 предпринимателю было указано на необходимость устранения допущенных нарушений, а также о том, что, в случае неисполнения данных требований, администрацией будет рассмотрен вопрос о прекращении договора.
Вышеназванные письма были проигнорированы последним, в связи с чем, администрацией 19.07.2022 в адрес ответчика было направлено письмо от 19.07.2022 N 110-8837/22-15-44-12 о прекращении договора с приложением соглашения о расторжении договора.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 6.1 договора договор прекращается в связи с его расторжением по инициативе любой из сторон, а также в связи с отказом сторон от договора.
В пункте 6.3 договора определены основания прекращения действия договора, одним из которых, в частности, указано нарушение пользователем обязательств по договору.
Действие договора на основании пункта 6.3 прекращается при условии предварительного письменного уведомления пользователя не менее чем за 5 календарных дней (пункт 6.4 договора).
Таким образом, по истечение 5 календарных дней с даты вручения предпринимателю уведомления об отказе от договора, спорный договор считается прекращенным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что договор прекращает свое действие с момента подписания соглашения о расторжении.
Кроме того, пункт 2 соглашения, на которое указывает заявитель, противоречит условиям договора, в частности пунктам 6.3, 6.4.
Как указано судом, в письме от 19.07.2022 N 110-8837/22-15-44-12 администрация (арендодатель) уведомила предпринимателя о прекращении срока действия договора аренды от 04.03.2022 N 89.
Указанное письмо направлено предпринимателю 19.07.2022, что подтверждается квитанцией о почтовом отправлении (л.д. 33), 20.08.2022 письмо возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, на момент вынесения обжалуемого решения действие спорного договора прекращено в одностороннем порядке.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что поскольку спорный договор прекратил свое действие, основания для удовлетворения требования о расторжении договора отсутствуют.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2022 по делу N А32-39630/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39630/2022
Истец: Администрация МО г-к Геленджик, Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик
Ответчик: Кравец В С
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1417/2023
29.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21197/2022
03.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17725/2022
28.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39630/2022