г. Санкт-Петербург |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А56-45561/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.,
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зотовой А.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Шулагин А.В., на основании доверенности от 05.07.2023,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции (судья Нетосов С.В.) в открытом судебном заседании, дело по иску:
истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Севкабель Порт"
третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Севкабель порт" (далее - Компания) об обязании в срок до 07.12.2029 в установленном законом порядке выполнить реставрацию объекта культурного наследия регионального значения "Особняк Г.К. Мессонье", по адресу: Санкт-Петербург, Кожевенная линия, дом 38, литера А, с установкой на нем информационной надписи и обозначений, а также установить размер денежных средств за неисполнение решения суда в установленный решением суда срок, подлежащих взысканию с Компании в пользу КГИОП, как 200 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением от 21.09.2023 в иске отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, КГИОП подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением от 18.01.2024 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО).
Определением от 22.02.2024 ввиду нахождения судьи Масенковой И.В. в очередном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Масенковой И.В. на судью Нестерова С.А.
В судебном заседании представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель КГИОП не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель КИО не явился, направил письменную позицию по существу заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам АПК РФ, предусмотренным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исследовав материалы дела, установил следующее.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением КГИОП от 18.08.2014 N 10-505, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Кожевенная линия, дом 38, литера А, является объектом культурного наследия регионального значения "Особняк Г.К. Мессонье" (далее - объект).
Распоряжением КГИОП от 27.10.2014 N 10-699 утвержден предмет охраны объекта.
Согласно выписке из ЕГРН, объект находится в собственности Санкт-Петербурга и передан в аренду Компании, в соответствии с договором аренды от 07.12.2022 N 01-А056048.
Распоряжением КГИОП от 31.10.2017 N 07-19-409/17 в отношении объекта утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее - Обязательство), копия которого, в силу требований пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), направлена для исполнения в адрес в КИО письмом от 31.10.2017 N 07-20-83/17-4-0.
Согласно подпункту 1 пункта 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства в отношении объекта на основании задания КГИОП необходимо разработать проектную документацию по реставрации и согласовать с КГИОП в срок до 31.10.2019.
Согласно подпункту 2 пункта 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства необходимо выполнить реставрацию объекта на основании задания и разрешения КГИОП, в соответствии с проектной документацией, согласованной с КГИОП, в срок до 31.10.2022.
Пунктом 7 части 25 раздела 6 охранного обязательства предусмотрена обязанность обеспечить установку на объекте информационной надписи.
КГИОП 02.02.2023 проведено контрольное (надзорное) мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), по результатам которого установлено, что вышеуказанные требования Обязательства не выполнены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (пункт 3 статьи 47.2, пункт 6 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, выданного органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (подпункт 11 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 27 Закона N 73-ФЗ на объектах культурного наследия должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ требование к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия включается в охранное обязательство, исполнение которого возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия установлен Правилами установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 N 1178 (далее - Правила).
Согласно пункту 18 Правил после завершения работ по установке информационной надписи правообладатель направляет в орган охраны уведомление о выполненных работах с указанием даты проведения работ по установке информационной надписи и с приложением цветной фотофиксации объекта культурного наследия до начала работ, в процессе их проведения и после завершения установки информационной надписи.
Обязанность ответчика исполнять требования Обязательства обусловлена фактом владения объектом на праве оперативного управления и требованиями пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, по итогам открытого аукциона от 17.11.2022 на право заключения договора аренды неиспользуемого объекта культурного наследия между КИО и Компанией 07.12.2022 заключен договор аренды N 01-А056048 в отношении объекта.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора, арендатор обязуется выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденным распоряжением КГИОП от 31.10.2017 N 07-19-409/17, в срок не превышающий 7 лет с даты передачи арендатору объекта по акту приема-передачи, который включает в себя срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, не превышающий двух лет с даты передачи арендатору объекта
Акт приема-передачи подписан 07.12.2022, таким образом, срок выполнения работ по сохранению объекта не должен превышать 07.12.2029.
Согласно подпункту 1, пункта 25, раздела 6 Охранного обязательства, являющегося приложением к договору аренды, окончательный срок выполнения работ установлен - 31.10.2022, то есть ранее подписания сторонами договора аренды акта приема-передачи объекта (07.12.2022).
Для приведения в соответствие условий договора аренды и охранного обязательства, а также в части урегулирования состава (перечня) и сроков (периодичности) работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии, с установленным договором аренды порядком и сроками, письмом от 13.01.2023 N 07 в адрес КГИОП, ответчик указал на необходимость рассмотрения возможности внесения изменений в Охранное обязательство.
Вместе с тем, исполнить обязательство, в сроки, указанные в подпункте 1 пункта 25 раздела 6 Охранного обязательства, Компания не имеет возможности, в связи с тем обстоятельством, что указанные сроки истекли еще до того момента, как Компания стала правообладателем объекта.
Исходя из условий пункта 1.2 договора аренды, срок выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия не должен превышать семи лет с даты передачи объекта ответчику, в связи с чем КГИОП преждевременно обратился с настоящим иском, поскольку срок исполнения Компанией своих обязательств (до 07.12.2029) еще не наступил.
По указанным основаниям, требование о взыскании судебной неустойки за неисполнение решения суда не подлежит удовлетворению.
Оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд оснований для удовлетворения, исковых требований не установил.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2023 по делу N А56-45561/2023 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45561/2023
Истец: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СЕВКАБЕЛЬ ПОРТ"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-петербурга