г. Санкт-Петербург |
|
10 января 2023 г. |
Дело N А56-58778/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Пыльнов А.А. по доверенности от 01.12.2022
от ответчика (должника): 1) Гаврилова Е.В. по доверенности от
30.12.2022, 2) Мозокина Т.В. по доверенности от 09.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-37227/2022, 13АП-37229/2022) МИФНС России N 7 по ЛО; МИФНС N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2022 по делу N А56-58778/2022 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению ООО "СТАДИ МЕД РАША ОРГАНИЗЭЙШН"
к 1)МИФНС России N 7 по ЛО; 2)Межрайонная инспекция Федеральной налоговой
службы N 10 по Санкт-Петербургу
О признании незаконными решений от 13.08.2021 N 4099 и от 29.09.2021 N 5082
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стади Мед Раша Организэйшн" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция N 10) от 13.08.2021 N 4099, от 29.09.2021 N 5082.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - инспекция N 7).
Решением суда первой инстанции от 07.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Инспекция N 10 и Инспекция N 7, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители налоговых органов требования по жалобам поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представитель Общества с жалобами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу в судебном заседании заявлено ходатайство о замене стороны в порядке процессуального правопреемства.
Указанное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции и признано подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Таким образом, процессуальное правопреемство обусловлено правопреемством в материальном праве и допускается при установлении факта перехода к правопреемнику полномочий и функций правопредшественника.
В соответствии с приказами ФНС России от 02.06.2022 N ЕД-7-4/722 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу" и от 12.11.2021 N НД-7-12/978 "О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы", приказа Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 08.06.2022 N 15-06/106 МИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу реорганизована в форме присоединения к МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу.
19.09.2022 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности МИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу путем реорганизации в форме присоединения к МИФНС N 9 по Санкт-Петербургу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с 18.10.2005 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу".
Кроме того, с 2011 года Общество имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 47:23:0320002:124, 47:23:0320002:261, 47:23:0320002:263, 47:23:0320002:265, 47:23:0320002:266, расположенные на территории Ленинградской области, которые были проданы 30.11.2021.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять постановку на учет организаций по месту нахождения принадлежащих им земельных участков на основании сведений о праве собственности, о праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, полученных от органов кадастрового учета.
Таким образом, Общество также состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 7 по Ленинградской области в качестве плательщика земельного налога по месту нахождения земельных участков, которым признается место фактического нахождения этого участка (подп. 3 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Межрайонной ИФНС России N 7 по Ленинградской области произведено начисление земельного налога за 2020 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:0320002:124, 47:23:0320002:261, 47:23:0320002:263, 47:23:0320002:265, 47:23:0320002:266 по ставке 1,5 % и в адрес Общества направлены сообщения N 897512 от 17.05.2021 и N 1113609 от 11.08.2021. Общая сумма доначисленных налоговых обязательств составила 1 283 348 рублей.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу в адрес налогоплательщика направлены требования от 09.07.2021 N 15881 и от 01.09.2021 N 20270.
13.08.2021 в связи с неисполнением требования инспекцией N 10 вынесено решение N 4099, о взыскании налоговых обязательств за счет денежных средств налогоплательщика в размере 865 356 руб., а также пени в размере 79 630 руб. 39 коп.
29.09.2021 в связи с неисполнением требования инспекцией N 10 вынесено решение N 5082, о взыскании налоговых обязательств за счет денежных средств налогоплательщика в размере 4 806 рублей 00 копеек, а также пени в размере 502 62 копейки.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 18.04.2022 N 16-15/19817 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что основания для доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:0320002:124, 47:23:0320002:261, 47:23:0320002:263, 47:23:0320002:265, 47:23:0320002:266, расположенных на территории Сусанинского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области, по ставке 1,5 % у налогового органа отсутствовали, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ, пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Общество в 2020 году являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:0320002:124, 47:23:0320002:261, 47:23:0320002:263, 47:23:0320002:265, 47:23:0320002:266, расположенных на территории Сусанинского сельского поселения Гатчинского района Ленинградской области.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или федеральной территории "Сириус"), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, федеральной территории "Сириус").
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, позволяет представительным органам муниципальных образований установить налоговую ставку, превышающую 0,3 процента.
22.11.2019 Советом депутатов муниципального образования Сусанинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области принято решение N 16 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Сусанинское сельское поселение" (далее - "Решение Совета депутатов").
В соответствии с пунктом 2 Решения Совета депутатов для налогоплательщиков земельного налога с 01.01.2020 установлены налоговые ставки в следующих размерах:
1) 0,15% в отношении земельных участков, отнесенных к землях сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемые для сельскохозяйственного производства;
2) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельные участки, приходящейся на объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
3) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, в данном случае представительный орган муниципального образования дифференцировал ставки земельного налога не по виду деятельности (использование либо неиспользование земельного участка в предпринимательской деятельности), а исключительно по виду разрешенного использования земельного участка.
Правомерность применения коммерческими организациями ставки 0,3 процентов в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, подтверждена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, от 11.04.2022 N 306-ЭС21-25432.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровым номерами 47:23:0320002:124, 47:23:0320002:261, 47:23:0320002:263 относятся к категории земель земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные, усадебные жилые дома на одну семью с придомовыми участками (ИЖС); земельные участки с кадастровыми номерами 47:23:0320002:265, 47:23:0320002:266 относятся к категории земель земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования: насосные станции.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае в отношении спорных земельных участков подлежит применению налоговая ставка 0,3 процента.
Поскольку у Общества отсутствовала обязанность по применению ставки земельного налога 1,5%, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования о признании недействительными решений инспекции по взысканию недоимки и пени по земельному налогу.
Доводы апелляционных жалоб, со ссылкой на положения ст. 394 НК РФ, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права. Дифференсация ставок земельного налога отнесена к полномочиям представительных органов муниципальных образований. В рассматриваемом случае решением Совета депутатов муниципального образования Сусанинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 22.11.2019 N 16 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Сусанинское сельское поселение" на 2020 год не установлено каких-либо ограничений для применения пониженной ставки земельного налога для налогоплательщиков - коммерческих организаций.
Определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Иных ограничений в праве на применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", а именно, запрета применять ставку 0,3% от кадастровой стоимости коммерческим организациям в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, проданных иным лицам с целью получения прибыли, решение Совета депутатов муниципального образования Сусанинское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области в рассматриваемый налоговый период не содержало.
Данный вывод соответствует позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 24 июня 2022 г. N 310-ЭС22-2242.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену Межрайонной инспекции ФНС N 10 по Санкт-Петербургу на Межрайонную инспекцию ФНС N 10 по Санкт-Петербургу в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.2022 по делу N А56-58778/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58778/2022
Истец: ООО "СТАДИ МЕД РАША ОРГАНИЗЭЙШН"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу, МИФНС России N 9 по Санкт -Петербургу