г. Пермь |
|
10 января 2023 г. |
Дело N А50-13375/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.И.,
при участии:
от заявителя Сельскохозяйственного производственного кооператива имени Шорохова (ОГРН 1025902305450, ИНН 5943050181) - Безруких О.С., удостоверение адвоката, доверенность от 29.12.2022;
от заинтересованного лица Министерства агропромышленного комплекса Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581) - Багина О.Ю., паспорт, доверенность от 01.03.2022, диплом;
от третьего лица ГКУ Пермского края "Центр развития агробизнеса" (ОГРН 1205900001614; ИНН 5906164046) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Министерства агропромышленного комплекса Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 октября 2022 года
по делу N А50-13375/2022,
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива имени Шорохова
к Министерству агропромышленного комплекса Пермского края,
третье лицо: ГКУ Пермского края "Центр развития агробизнеса",
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, изложенного в пункте 1 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока в 2022 году, утвержденного приказом от 19.05.2022 N 25-01.2-02-119,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Шорохова (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству Агропромышленного комплекса Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, изложенного в пункте 1 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока в 2022 году, утвержденного приказом от 19.05.2022 N 25-01.2-02-119.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2022 заявленные требования удовлетворены. Отказ Министерства Агропромышленного комплекса Пермского края в предоставлении Сельскохозяйственному производственному кооперативу имени Шорохова субсидии, изложенный в пункте 1 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока в 2022 году, утвержденного приказом от 19.05.2022 N 25-01.2-02-119, признан незаконным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Министерство настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так отмечает, что в ходе проведения анализа представленных Кооперативом документов на соответствие требованиям, установленным Порядком N 290-п, Министерством выявлено, что в году, предшествующем отчетному финансовому году (в 2020 году), Кооператив имел в наличии 318 коров (без коров на откорме и в нагуле), а в отчетном финансовом году (2021 год) поголовье коров снизилось до 260 голов, что не соответствует условиям предоставления спорной субсидии. При этом СПК имени Шолохова, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, не мог не знать о неустойчивом характере погодных условий, влекущем, в том числе опасные агрометеорологические явления, и должен был учитывать указанные обстоятельства с целью заключения Соглашения о получении субсидии. При этом Кооперативом не представлены документы, свидетельствующие об его финансово-хозяйственном положении, невозможности приобретения кормов, отказе в предоставлении кредита (займа), уведомления поставщиков об отсутствии кормов, сенажа для реализации. Кроме того считает, что судом необоснованно приняты во внимание показания свидетеля - Главного специалиста Управления сельского хозяйства и предпринимательства Администрации Октябрьского городского округа Пермского края. Министерство считает, что Кооператив не доказал наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью сохранения поголовья скота.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и письменного отзыва на нее соответственно.
Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило, о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.04.2022 на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.agro.permkrai.ru) опубликовано объявление о проведении отбора на предоставление субсидий на возмещение части в затрат на поддержку собственного производства молока (https://agro.peiTnkrai.ru/novosti/?id=256946), с указанием процедуры проведения отбора, сроков, требований и условий предоставления субсидии.
05.05.2022 Кооператив направил в Министерство заявку на участие в отборе и предоставление субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета с приложением необходимых для получения субсидии документов.
19.05.2022 Министерством принято решение об отказе в предоставлении Кооперативу субсидии, изложенное в пункте 1 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока в 2022 году, утвержденного приказом Министерства от 19.05.2022 N 25-01.2-02-119, на основании пункта 3.11.3 Порядка N 290-п в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 2.3.3 Порядка N 290-п.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, заявитель обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
Признав заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил заявление Кооператива.
Заинтересованное лицо по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения в связи со следующим.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с Положением о Министерстве агропромышленного комплекса Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 21-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции, в том числе по разработке и реализации государственных программ по развитию агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
В целях реализации вышеуказанной государственной программы, постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п утверждена Государственная программа "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края" и постановлением Правительства Пермского края от 12.04.2022 N 290-п утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока в 2022 году.
Порядок N 290-п определяет цели, условия и правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии), порядок возврата субсидий в случае нарушения целей, порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении в рамках реализации государственной программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п.
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям с соответствующим критериям, требованиям и правилам, утвержденным Порядком N 290-п.
Согласно пункта 2.3 Порядка N 290-п субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям один раз в год при соблюдении, в том числе условий: обеспечение сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность по производству молока в отчетном финансовом году, а также за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, представивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы и (или) проведение мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза крупного рогатого скота в отчетном финансовом году (пункт 2.3.3 Порядка N 290-п).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 290-п для проведения отбора Министерство ежегодно размещает на едином портале и официальном сайте в срок до 15 декабря года, предшествующего году, в котором планируется проведение отбора (в 2022 году не позднее 25 апреля текущего финансового года), объявление о проведении отбора.
В силу пункта 3.3 Порядка N 290-п для участия в отборе на предоставление субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в сроки, указанные в объявлении, в бумажном и электронном виде заявку и необходимые для получения субсидии документы., в том числе, копию отчета о наличии животных по форме N 15-АПК за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году (пункт 3.3.2 Порядка N 290-п).
Пунктом 3.10 Порядка N 290-п предусмотрено, что Министерство в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 3.9 настоящего Порядка, на основании заключений принимает оформленное приказом решение в отношении каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя, подавшего документы: о заключении Соглашения; об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 3.11 Порядка N 290-п основаниями для отклонения заявки и отказа в предоставлении субсидии является, в том числе несоблюдение условий предоставления субсидий, установленных в пунктах 2.3.1-2.3.6 настоящего Порядка (пункт 3.11.3 Порядка N 290-п).
Соответственно, несоблюдение сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления субсидии, в том числе, предусмотренного пунктом 2.3 Порядка N 290-п условия об обеспечении сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, является основанием для отклонения заявки и отказа в предоставлении субсидии.
При этом названное условие не распространяется на сельскохозяйственного товаропроизводителя, в случае представления им документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы.
Из материалов дела следует, что пункте 1 перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отклонении заявки и отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока в 2022 году, утвержденного приказом от 19.05.2022 N 25-01.2-02-119, изложено решение об отказе в предоставлении Кооперативу субсидии на основании пункта 3.11.3 Порядка N 290-п в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 2.3.3 Порядка N 290-п.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии явилось необеспечение заявителем сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
Так, из приложенных к заявке отчетов о наличии животных следует, что в году, предшествующем отчетному финансовому году (в 2020 году), Кооператив имел в наличии 318 коров (без коров на откорме и в нагуле), а в отчетном финансовом году (2021 год) поголовье коров снизилось до 260 голов.
Таким образом, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается снижение поголовья коров в отчетном году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
Указанное обстоятельство, по мнению Министерства, свидетельствует о несоответствии заявителя предусмотренному пунктом 2.3.3 Порядка N 290-п условию.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным отказ Министерства в предоставлении Кооперативу субсидии, суд первой инстанции обоснованно учел следующие обстоятельства, на которые сослался заявитель.
Так, заявитель указал на наличие обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наступление чрезвычайной ситуации природного характера, связанное с устойчивой жаркой погодой в период с 09.05.2021 по 25.06.2021, повлекшей ускоренное развитие растений и списание погибших площадей (1 361 га) сельскохозяйственных культур, вследствие чего у Кооператива отсутствовала возможность обеспечения заготовки кормов для коров.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства.
При рассмотрении доводов заявителя судом первой инстанции установлено следующее.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.03-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) раскрывает понятие опасного метеорологического явления как природного процесса и явления, возникающего в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающее или могущее оказать поражающее воздействие на людей и их имущество, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду (в том числе, засуха, суховеи, заморозки, продолжительный дождь).
Согласно пункту 3.1.3 РД 52.88.699-2008. Руководящий документ. Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе возникновения и возникновении опасных природных явлений (введен в действие Приказом Росгидромета от 16.10.2008 N 387) опасное природное явление - это гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб. К гидрометеорологическим явлениям относятся агрометеорологические явления - метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции.
Типовой перечень опасных природных явлений содержится в приложении А к РД 52.88.699-2008, в частности, к ним относятся:
- аномально-жаркая погода - в период с апреля по сентябрь в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха выше климатической нормы на 7 °С и более;
- засуха атмосферная - в период вегетации сельхозкультур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25 °C (в южных районах РФ - выше 30 °C). В отдельные дни (не более 25% продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов;
- засуха почвенная - в период вегетации сельхозкультур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктивной влаги в слое почвы 0 - 20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктивной влаги в слое 0-100 см были менее 50 мм.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что Кооператив осуществляет деятельность в сфере растениеводства и животноводства на территории Октябрьского городского округа.
В подтверждение чрезвычайной ситуации природного характера Кооперативом к заявке приложены следующие документы: распоряжение Администрации Октябрьского городского округа от 22.06.2021 N 354-266-01-06; акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 25.06.2021 N 19; письмо ФГБУ "Уральское УГМС" от 28.06.2021 N 1403; распоряжение Губернатора Пермского края от 18.08.2021 N 181-р.
В пункте 1 распоряжения Администрации Октябрьского городского округа Пермского края от 22.06.2021 N 354-266-01-06 "О признании ситуации, сложившейся на территории Октябрьского городского округа Пермского края "Чрезвычайной", указано на признание с 22.06.2021 до особого распоряжения чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Октябрьского городского округа в связи со значительным повреждением, гибелью сельскохозяйственных культур и потерей урожайности из-за отсутствия осадков и чрезмерно высоких температур на площади угодий крестьянско-фермерских хозяйств площадью 5 412 га и ущербом.
Согласно акту обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культу, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 25.06.2021 N 19, утвержденному начальником МКУ "Аварийно-спасательное формирование" и подписанному, в том числе, начальником Управления сельского хозяйства и предпринимательства администрации Октябрьского городского округа, в период с 09.05.2021 по 25.06.2021 на территории Октябрьского городского округа устойчивая жаркая погода повлияла на ускоренное развитие растений: озимые заколосились раньше срока (в первую декаду июня прошло цветение), у яровых зерновых, минуя фазу кущения, началась фаза выхода в трубку и формирование колоса. Стремительно проходящие фазы развития не позволили сформировать достаточное количество колосков, продуктивность очень низкая, высота растений 15-25 см, что ведет к потере урожая. Отсутствие осадков и высокие температуры в мае и июне 2021 года оказали отрицательное влияние на многолетние сеяные травы, которые в начале июня достигли укосной спелости, при этом не набрав вегетативную массу.
В результате засухи погибли сельскохозяйственные культуры (овес; пшеница; ячмень; клевер; тимофеевка; козлятник и многолетние кормовые травы), сумма материального ущерба составила 59 99,57 тыс. руб.
Исходя из выявленных обстоятельств комиссией в пункте 8 акта обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культу, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 25.06.2021 N 19 принято решение о списании погибших площадей сельскохозяйственных культур (1 361 га.).
В письме от 28.06.2021 N 1403 ФГБУ "Уральское УГМС" также указывает, что май 2021 года выдался необычно жарким и сухим. Среднемесячная температура превысила норму на 5-6 °C. Осадков выпало мало - 20 % от нормы. Всего было 3-4 дня с дождями, остальное время преимущественно без осадков.
Максимальная температура воздуха в большинстве дней месяца превышала 25 °С. В период с 09.05.2021 по 30.05.2021 сложилось неблагоприятное явление "атмосферная засуха". Температурный максимум составил 35 °С. В дневные часы формировались суховеи (15 дней). В период с 09.05.2021 по 25.05.2021 отмечено опасное явление "аномально-жаркая погода", когда среднесуточная температура воздуха была на 7-11°С выше климатической нормы. Верхний 10-12 см слой почвы находился преимущественно в слабо увлажненном состоянии.
В первых двух декадах июня 2021 года характер погоды существенно не изменился. Температурный фон оставался повышенным (на 2 °С выше нормы), ощущался недостаток осадков (30-40% от нормы). Максимальная температура воздуха днем поднималась до 25-26 °С, в этот период в дневные часы формировались суховеи (5 дней). Начавшееся 09.05.2021 неблагоприятное явление "атмосферная засуха" продолжается (в отдельные дни максимальная температура воздуха опускается до 19-20 °С). Верхний 10-12 см слой почвы по данным визуальных наблюдений находился в сухом состоянии. Запас влаги в пахотном слое почвы к концу 2-ой декады июня приблизился к критическому (11 мм).
Чрезмерно высокие дневные температуры и суховеи способствовали интенсивному испарению влаги с поверхности почвы и растений. Создавались неблагоприятные условия для прорастания семян и формирования урожая зерновых (засыхание нижних листьев, низко рослость), для цветения плодово-ягодных культур для роста и развития плодов.
В связи со сложившейся ситуацией на территории Пермского края, связанной с гибелью и повреждением посевов сельскохозяйственных культур в муниципальных образованиях Пермского края, вызванных прохождением комплекса опасных природных явлений в мае - июне 2021 года одновременно на площади 100 га и более, а также ожидаемыми материальными потерями сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере более 500 минимальных размеров оплаты труда, Распоряжением Губернатора Пермского края от 18.08.2021 N 181-р ситуация, связанная с опасными природными явлениями на территории Пермского края, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
Введение на территории режима чрезвычайной ситуации природного характера подтверждается также письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.10.2021 N 24/2794, в котором указано, что в Пермском крае приказом Министерства от 21.04.2021 N 25-01.1-03-103 создан штаб по координации действий по подготовке и проведению сезонных полевых сельскохозяйственных работ, на особом контроле которого находится ситуация по заготовке грубых и сочных кормов для обеспечения сохранности поголовья сельскохозяйственных животных.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в период с 09.05.2021 по 25.06.2021 неблагоприятные погодные явления, включенные в типовой перечень опасных природных явлений (приложение А к РД 52.88.699-2008), - атмосферная засуха и аномально-жаркая погода привели к чрезвычайной ситуации на территории Октябрьского городского круга.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции при принятии решения обоснованно учел показания свидетеля Абсаликова В.М. (главный специалист Управления сельского хозяйства и предпринимательства Администрации Октябрьского городского округа Пермского края), который указал, что в период май, июнь 2021 года в результате отсутствия дождей посевные всходы не вышли, семенной фонд сгорел, в связи с чем, Кооператив не смог обеспечить заготовку достаточного количества корма для скота.
Согласно выписке из протокола N 3 заседания членов правления Кооператива от 28.06.2021 на общем собрании членов Кооператива, в связи с тем, что зерновые культуры засушило, а многолетние травы не набрали нужную массу, поскольку для зимовки необходимо произвести закупку комбикорма, зернофуражи и сена, с целью сохранения рабочих мест и обеспечения кормом поголовья крупного рогатого скота, принято решение о сокращении поголовья коров.
Главный специалист Управления сельского хозяйства и предпринимательства Администрации Октябрьского городского округа Пермского края пояснил, что решение о сокращении поголовья скота принято на общем собрании членов Кооператива с целью экономии денег, требуемых на закупку корма для сохранения оставшегося скота, указал, что если бы корма было достаточно, поголовье скота было бы сохранено Кооперативом. Кроме того, Абсаликов В.М. отметил, что сокращение заявителем поголовья скота являлось вынужденной мерой.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что сокращение Кооперативом поголовья крупного рогатого скота обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайная ситуация на территории Октябрьского городского круга), повлекшим невозможность заготовки необходимого количества кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году, и являлось соразмерной мерой, направленной на сохранение рабочих мест и обеспечение кормом поголовья крупного рогатого скота.
Доводы Министерства о том, что возникшие в период с 09.05.2021 по 25.06.2021 неблагоприятные природные явления привели к чрезвычайной ситуации для сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере растениеводства и никак не повлияли на сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере животноводства, признаны судом первой инстанции необоснованными.
Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении заявителя следует, что основным видом деятельности Кооператива является смешанное сельское хозяйство (код ОКВЭД 01.50), то есть растениеводство в сочетании с животноводством.
Полученный сельскохозяйственными товаропроизводителями объем урожая от выращивания сельскохозяйственных культур напрямую зависит от природно-климатических условий.
Как установлено ранее, в 2021 году атмосферная и почвенная засуха повлекли гибель сельскохозяйственных культур многих товаропроизводителей по Пермскому краю и как следствие введение режима чрезвычайной ситуации во многих районах Пермского края, в том числе, на территории Октябрьского городского округа. Названные неблагоприятные погодные условия оказали негативное воздействие также и на развитие животноводства, поскольку повлекли невозможность заготовки достаточного количества корма для животных.
Ссылки Министерства на предоставление заявителю субсидии на возмещение части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году, соответственно, затраты понесенные на корма животным за 2021 год компенсировались государством в заявленном размере, судом первой инстанции также обоснованно отклонены в связи со следующим.
24.12.2021 между Министерством и Кооперативом заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Пермского края субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим разведение и (или) содержание молочного крупного рогатого скота, на возмещение части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота в 2021 году (в рамках Порядка от 10.12.2021 N 1002-п). Субсидия в размере 916 374, 54 руб. выплачена заявителю в полном объеме.
Между тем, из представленного заявителем в материалы дела реестра документов, подтверждающих фактически произведенные затраты на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота за 2021 год следует, что Кооперативом в 2021 году затрачено на приобретение кормов 6 952 768 руб. Таким образом, материалами дела подтверждается недостаточность средств предоставленной заявителю в 2021 году субсидии для приобретения необходимых кормов для молочного крупного рогатого скота, а потому соответствующие ссылки Министерства подлежат отклонению.
Доводы Министерства о том, что иные сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на территории Октябрьского городского округа, не сократили поголовье крупного рогатого скота, поскольку предприняли все необходимые меры для его сохранения, судом не приняты во внимание, поскольку, как пояснил Главный специалист Управления сельского хозяйства и предпринимательства Администрации Октябрьского городского округа Пермского края, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, в иных хозяйствах корма были заготовлены в предыдущих годах, что позволило им сохранить поголовье скота. Между тем, у заявителя заготовленных в предыдущем году кормов не осталось.
Документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы (распоряжение Администрации Октябрьского городского округа от 22.06.2021 N 354-266-01-06; акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 25.06.2021 N 19; письмо ФГБУ "Уральское УГМС" от 28.06.2021 N 1403; распоряжение Губернатора Пермского края от 18.08.2021 N 181-р) приложены заявителем к заявке на участие в отборе и предоставление субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, следовательно, у Министерства имелась возможность оценить названные документы и сделать вывод о наличии обстоятельств непреодолимой силы.
Факта несоответствия Кооператива иным требованиям Порядка N 290-п Министерством не установлено.
Кооператив соответствовал всем требованиям Порядка N 290-п, следовательно, правомерно претендовал на получение спорной субсидии. Между тем, в предоставлении ему субсидии Министерством отказано.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока в 2022 году на основании пункта 3.11.3 Порядка N 290-п в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 2.3.3 Порядка N 290-п (необеспечение сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году), у Министерства не имелось.
Все изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку.
Доводы Министерства не подтверждают существенного нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, а свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с выводами суда, что не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены или изменения решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя жалобы, но взысканию не подлежит, поскольку Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с нормами налогового законодательства.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 октября 2022 года по делу N А50-13375/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Т.С.Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13375/2022
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИМЕНИ ШОРОХОВА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Пермского края " Центр развития агробизнеса"