город Ростов-на-Дону |
|
09 января 2023 г. |
дело N А53-20482/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от ответчика ГУФСИН России по Ростовской области и третьего лица Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации: представитель Чудинский А.М. по доверенности от 02.11.2022;
иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Азовского района Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2022 по делу N А53-20482/2022
по иску Администрации Азовского района Ростовской области
к ответчикам ГУФСИН России по Ростовской области (ИНН 6164046238,
ОГРН 1026103272832)
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области,
при участии третьих лиц: Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области; Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации
об изъятии земельного участка, о прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Азовского района Ростовской области (далее - истец; администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ГУФСИН России по Ростовской области; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области (далее - ответчик) об изъятии земельного участка, о прекращении права собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области; Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация Азовского района Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ссылаясь на производное и необоснованное толкование норм права, администрация указывает на отсутствие запрета изъятия земельного участка из федеральной собственности в муниципальную, указывает, что основания изъятия земельного участка у ответчика ввиду неиспользования по целевому назначению не опровергнуты и не оспорены сторонами и самим судом. Администрация также указала, что ответчику предоставлено необоснованно право построить исправительно-трудовое учреждение па земельном участке сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь противоречит законодательству РФ, Ростовской области.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУФСИН России по Ростовской области возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области и третьего лица Комитета имущественных отношений Азовского района Ростовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства. Представитель ответчика ГУФСИН России по Ростовской области и третьего лица Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600003:583 площадью 151 500 кв. м по адресу: Ростовская обл., р-н Азовский, пункт триангуляции Красный Сад (в границах землепользования ОАСО "Луч" участки 13,15), из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения находится в собственности Российской Федерации закреплен за ГУФСИН России по Ростовской области на праве бессрочного пользования. Разрешенное использование - для строительства исправительной колонии на 2000 мест.
Администрацией Азовского района установлено, что длительное время (с 2007 года) земельный участок не используется по целевому назначению, чем, по мнению истца, ГУ ФСИН по Ростовской области нарушает статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Факт неиспользования земельного участка по назначению подтверждается в письме ТУ Росимущества по Ростовской области, от 30.03.2022 N 62/1010, в котором указано о неиспользовании участка по целевому назначению ввиду отсутствия финансирования для строительства колонии.
Утверждая, что неиспользование участка нарушает права муниципального образования "Азовский район", поскольку данный земельный участок может быть использован для реализации социально-значимых задач, в том числе - для предоставления земельных участков многодетным семьям, администрация со ссылкой на пункт 2 статьи 39.19 и подпункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" от 07.05.2012 N 600, а также статьи 8.2 и 8.3 Областного закона Ростовской области "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" от 22.07.2003 N 19-ЗС, просила изъять указанный участок в пользу муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В рассматриваемом случае вопреки доводам жалобы предметом спора является земельный участок не сельскохозяйственного назначения, а участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения.
астью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно указанному порядку находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что изъятый земельный участок находится в федеральной собственности и закреплен за ГУФСИН России по Ростовской области на праве бессрочного пользования. Разрешенное использование - для строительства исправительной колонии на 2000 мест.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок используется органами местного самоуправления или муниципальными учреждениями.
Вопреки позиции администрации, приведенной в апелляционной жалобе, истец не обладает полномочиями по осуществлению контроля, оценке соблюдения земельного законодательства в части использования по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что решения о передаче имущества из федеральной в муниципальную собственность в установленном Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 13.06.06 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" не принималось. Сведений о наличии или возникновении у муниципального образования какого-либо права на спорные земельные участки в деле не имеется.
Орган местного самоуправления не вправе изъять земельный в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, так как вышеуказанными нормами предусмотрен специальный порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Таким образом, Администрация Азовского района Ростовской области не является тем уполномоченным органом, который вправе обращаться в суд с иском об изъятии земельного участка, о прекращении права собственности.
Таким образом, выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2022 по делу N А53-20482/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20482/2022
Истец: Администрация Азовского района, Администрация Азовского района Ростовской области
Ответчик: Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области
Третье лицо: Комитет имущественных отношений администрации Азовского района, Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации