г. Хабаровск |
|
10 января 2023 г. |
А04-7102/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от ООО "Золотая лилия": не явились;
от Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Золотая лилия"
на решение от 15.11.2022 по делу N А04-7102/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Золотая лилия"
к Приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Определением судьи Благовещенского городского суда от 04.08.2022 в Арбитражный суд Амурской области передано по подведомственности заявление Общества с ограниченной ответственностью "Золотая лилия" (далее - заявитель, общество, ООО "Золотая лилия") об отмене постановления Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от 01.09.2021 года N 17-07/2021-354 и прекращении производства по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 310 000 руб.
Решением суда от 15.11.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано. Вместе с тем, суд признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 160 000 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Золотая лилия" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и удовлетворить жалобу в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов указывает, что общество указало, что не нарушало условия лицензии и требования технического проекта, не загрязняло водный объект р. Б.Калахта, как и не загрязняло почву, а собранные доказательства являются недопустимыми и недостоверными доказательствами по делу об административном правонарушении, поскольку были добыты с существенным нарушением федерального законодательства.
Отзыв на жалобу не поступал.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что в период с 19 по 30 июля 2021 года управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Золотая лилия" на предмет соблюдения законодательства в области недропользования, в ходе которой установлено что последнее осуществляет пользование недрами на основании лицензии на право пользования недрами БЛГ 02891 БР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, на участке недр, расположенном в бассейне р. Калахта в Зейском р-не Амурской обл., имеет статус горного отвода общей площадью 555,50 км. Границы горного отвода уточнены горноотводным актом от 14.12.2017 N 0480, срок действия до 31.12.2034, площадь составляет 31,1 га, глубина разработки до 10 м.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что по состоянию на 01.01.2021 балансовые запасы россыпного золота составляют 44 кг золота и 66 тыс. кв.м песков по категории C1 (р. Б. Калахта) и 61 кг золота и 100 тыс. кв.м песков по категории C1 (руч. Меньшиковский).
13.12.2019 ООО "Золотая лилия" оформлен договор аренды лесного участка N 334 с кадастровым номером 28:13:000000:963 со сроком действия до 31.12.2034.
Обществом разработан проект "Поисковые, оценочные и разведочные работы на россыпное золото в долине р. Калахта в 2016-2020 гг. Объект "Большекалахтинский". Лицензия БЛГ 02891 БР от 09.08.2016", сроки проведения работ 4 кв. 2016 - 4 кв. 2020 гг., сдачи отчета 4 кв. 2020 г. (далее - Проект ГРР). Проект зарегистрирован 25.01.2017 N 10-17-664.
Проектом ГРР на 2020 год предусмотрено бурение скважин общим метражом - 4334,5 пог.м., но согласно отчетности 2-ЛС буровые работы в указанном году не производились.
ООО "Золотая лилия" подготовлено Изменение (продление срока эксплуатации на 2020-2022г.г.) к техническому проекту разработки месторождения россыпного золота руч. Меньшиковский в Зейском районе Амурской области в 2018-2020г.г. (далее - Изменение Меньшиковский), которое согласовано ТКР по Амурской области (протокол от 19.05.2020 N 132/5). Плановый уровень добычи в 2020 году 36,8 кг золота.
Также обществом подготовлено Изменение (продление срока эксплуатации на 2020-2022г.г.) к техническому проекту разработки месторождения россыпного золота р. Калахта (инт. р. л. 408-414) в Зейском районе Амурской области в 2018-2020 гг. (далее - Изменение Калахта), которое также согласовано ТКР по Амурской области (протокол от 19.05.2020 N 132/6). Плановый уровень добычи в 2020 году 21,5 кг золота.
Согласно отчету по форме 5-гр, добыча россыпного золота в 2020 году не осуществлялась.
Обществом подготовлены планы развития горных работ (далее - ПРГР) по участкам руч. Меньшиковский и р. Калахта на 2021 год, согласованные Дальневосточным управлением Ростехнадзора (протокол от 10.03.2021 N 26).
20.07.2021 сотрудником управления осуществлен выезд на лицензионный участок и произведен его осмотр, результаты которого отражены в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 20.07.2021 N 17-05/2021-3-А с приложениями.
На момент осмотра обществом проведена часть комплекса горно-подготовительных работ, а именно вскрышные работы на площади блоков запасов l,4,5С1, организованы руслоотводная и нагорная канавы. Воды поверхностного водного объекта р. Б.Калахта отведены с площади горных работ по правому борту. На момент осмотра сброс сточных вод в поверхностный водный объект р. Б.Калахта не осуществлялся, рабочий и фильтрационный отстойники не обустроены. Правоустанавливающие документы на пользование поверхностным водным объектом р. Б.Калахта у общества отсутствуют.
Добыча золота в 2021 году не производилась в связи с отсутствием необходимого количества сотрудников. В месте с географическими координатами N 53,14160°c.ш. Е128,61064°в.д. расположен вахтовый поселок.
При осмотре территории поселка выявлены признаки загрязнения почвы нефтепродуктами.
В целях оценки влияния деятельности лицензиата на окружающую среду сотрудником филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - "ЦЛАТИ по Амурской области" в местах с географическими координатами N 53,14136°c.ш. Е128,61098°в.д. (контроль) и N 53,12233°c.ш. Е128,61559°в.д. (фон) отобраны пробы почвы (акт отбора проб почвы от 20.07.2021 N 324/4 гк). Также в местах с географическими координатами N53,15228°c.ш. Е128,60641°в.д. (контроль, ниже по течению р. Б.Калахта от полигона горных работ) и N53,12233°c.ш. Е128,61559°в.д. (фон, выше по течению р. Б.Калахта от полигона горных работ) отобраны пробы природной воды р. Б.Калахта.
Согласно протоколу испытаний от 30.07.2021 N 374/4 гк концентрация нефтепродуктов в местах отбора проб почв составила менее 20 млн-1 (фон) и 778163 млн-1 (контроль). По результатам анализа протокола испытаний от 30.07.2021 N 374/4 гк установлено наличие загрязнения почвы нефтепродуктами в сравнении с концентрацией в фоновой пробе в 38,9 раз.
Согласно протоколу испытаний от 30.07.2021 N 375/1 гк установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ в поверхностном водном объекте р. Б. Калахта. Содержание взвешенных веществ в пробе N 1 - контрольная, по отношению к пробе N 2 - фоновой, увеличивается на 20,8 мг/дм3. при норме не более чем на 0,25 мг/дм3.
Таким образом, в ходе проверочных мероприятий управлением установлено, что в нарушение действующего законодательства ООО "Золотая лилия" не соблюдается календарный график поблочной отработки месторождения россыпного золота в долине р. Б. Калахта; не выполнены требования проекта "Поисковые, оценочные и разведочные работы на россыпное золото в долине р. Калахта в 2016-2020г.г. Объект "Большекалахтинский". Лицензия БЛГ 02891 БР от 09.08.2016", Изменения (продление срока эксплуатации на 2020-2022 гг.) к техническому проекту разработки месторождения россыпного золота руч. Меньшиковский в Зейском районе Амурской области в 2018-2020 гг. и Изменения (продление срока эксплуатации на 2020-2022 гг.) к техническому проекту разработки месторождения россыпного золота р. Калахта (инт. р. л. 408-414) в Зейском районе Амурской области в 2018-2020 гг. в части календарного плана геологоразведочных работ и уровня добычи россыпного золота; обществом осуществляется пользование поверхностным водным объектом р. Б. Калахта в целях строительства гидротехнических сооружений и добычи полезных ископаемых в отсутствие решения о предоставлении поверхностного водного объекта р. Б. Калахта в пользование; ООО "Золотая Лилия" при отработке месторождения россыпного золота в долине р. Б.Калахта допущено загрязнение поверхностного водного объекта р. Б.Калахта взвешенными веществами; допущено загрязнение почвы земельного участка, нефтепродуктами.
На основании акта проверки от 31.07.2021 административным органом в отношении общества составлен протокол от 18.08.2022 N 17-07/2021-354 и вынесено постановление от 01.09.2021 о привлечении лицензиата к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 310 000 руб.
Посчитав постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объективной стороной указанного состава правонарушения являются отношения, связанные с установленным законом порядком пользования недрами.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права, в котором указано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии с положениями статьи 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (абзац 1 статьи 23.2 Закона).
В нарушение данного требования ООО "Золотая лилия" не соблюдался календарный график поблочной отработки месторождения россыпного золота в долине р. Б.Калахта.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 раздела 5 условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии БЛГ 02891 БР), условия, определяющие виды и объемы работ по поискам и оценке месторождений полезных ископаемых, сроки их проведения определяются утвержденными в установленном порядке проектами работ по геологическому изучению недр. Условия, определяющие виды и объемы разведочных работ, сроки их проведения определяются утвержденными в установленном порядке проектами работ по разведке месторождений.
В соответствии с разделом 7 условий пользования недрами уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий управлением установлено, что в нарушение данных условий обществом не выполнены требования проекта "Поисковые, оценочные и разведочные работы на россыпное золото в долине р. Б.Калахта в 2016-2020г.г. Объект "Большекалахтинский". Лицензия БЛГ 02891 БР от 09.08.2016", Изменения (продление срока эксплуатации на 2020-2022 гг.) к техническому проекту разработки месторождения россыпного золота руч. Меньшиковский в Зейском районе Амурской области в 2018-2020г.г. и Изменения (продление срока эксплуатации на 2020-2022 гг.) к техническому проекту разработки месторождения россыпного золота р. Калахта (инт. р. л. 408-414) в Зейском районе Амурской области в 2018-2020 гг. в части календарного плана геологоразведочных работ и уровня добычи россыпного золота.
В соответствии с разделом 10 условий пользования недрами пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) установлено, в том числе, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (статья 34 Закона).
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель
Статьей 3 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ определено, что к основным принципам водного законодательства относятся, в том числе: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.
Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу части 1 статьи 52 Водного кодекса использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.
Использование водных объектов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 52.2 Водного кодекса).
Согласно части 1 статьи 9 указанного Кодекса физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса.
В силу пунктов 3, 6 части 3 статьи 11 Водного кодекса на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, разведки и добычи полезных ископаемых.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанных требований ООО "Золотая лилия" осуществляло пользование поверхностным водным объектом р. Б.Калахта в целях строительства гидротехнических сооружений и добычи полезных ископаемых в отсутствие решения о предоставлении поверхностного спорного водного объекта в пользование.
В соответствии с требованиями, установленным приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", увеличение содержания взвешенных веществ в водном объекте ниже ведения работ не должно превышать 0,25 мг/л к фоновому содержанию взвешенных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения высшей и 1 категории и 0,75 мг/л для водных объектов рыбохозяйственного значения 2 категории.
Судом первой инстанции установлено, что поверхностный водный объект р. Б.Калахта относится к водным объектам рыбохозяйственного значения 1 категории.
Согласно протоколу испытаний от 30.07.2021 N 375/1 гк, содержание взвешенных веществ в природной воде указанной реки в месте ниже по течению от участка ведения горных работ, превышает содержание взвешенных веществ в природной воде р. Б. Калахта в месте выше по течению от участка ведения горных работ на 20,8 мг/дм3.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Между тем, в нарушении вышеперечисленных требований, общество при отработке месторождения россыпного золота в долине р. Б.Калахта допущено загрязнение поверхностного водного объекта взвешенными веществами.
Данное обстоятельство подтверждено актом обследования территорий от 20.07.2021, экспертным заключением от 02.08.2021, протоколом испытаний, что указывает на наличие события вменного нарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не опровергнуто то обстоятельство, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных лицензионных требований и требований в области пользования недрами.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях лицензиата состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Доводы общества о нарушении должностным лицом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, и отклоняются судом второй инстанции.
Из материалов дела видно, что спорная внеплановая выездная проверка проведена в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248) на основании распоряжения Росприроднадзора от 25.08.2020 N 43-р, изданного, в свою очередь, во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 18.08.2020 N ВА-П11-9540.
Распоряжением Росприроднадзора от 21.12.2020 N 93-р сроки проведения проверки в отношении ООО "Золотая лилия" изменены на июль 2021 года.
Таким образом, проверка в отношении ООО "Золотая лилия" проведена в установленные сроки (в период с 19.07.2021 по 30.07.2021) и на законных оснвоаниях.
Доводы апеллянта о нарушении порядка отбора проб несостоятелен, поскольку отбор проб осуществлялся в рамках проверки и в соответствии со статьей 81 Закона N 248-ФЗ "Отбор проб (образцов)".
При отборе проб почвы и природной воды присутствовал представитель ООО "Золотая лилия" по доверенности от 19.07.2021, о чем свидетельствуют его подписи в актах отбора проб.
Ссылка заявителя на приказ Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 также несостоятельна, поскольку в рассматриваемом случае проводилась проверка, а не сбор сведений для разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей.
В протоколах испытаний от 30.07.2021 N N 374/4 гк, 375/1 гк указаны даты доставки проб - 23.07.2021. Сведения о внутреннем регламенте ФГБУ "ЦЛАТИ" и его филиалов по нумерации актов приемки проб и самих проб в Управлении отсутствуют. Пробы воды отобраны и исследованы в соответствии с ПНДФ 14.1:2:4.254-2009 и ГОСТ 31861-12.
Довод общества о том, что лицензиат не уведомлялся о проведении выездной внеплановой проверки несостоятелен, поскольку как видно из материалов дела, 19.07.2021 представитель общества Тарунова В.В. была ознакомлена с решением о проведении внеплановой выездной проверки от 16.07.2021.
Кроме того, сведения о данном контрольно-надзорном мероприятии (КНМ) было размещено в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, находящимся в открытом доступе на сайте https://proverki.gov.ru/porial (номер КНМ 27210891000100361721, отметка о номере имеется на первой странице решения, в том числе с размещением QR-кода).
Иные доводы заявителя жалобы повторяют утверждения, исследованные и правомерно отклоненные судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права.
Относительно возможности применения к спорным отношениям статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ суд второй инстанции не усматривает правовых оснований с учетом фактически установленных и вышепоименованных обстоятельств существа спора.
Проверяя размер назначенного административного штрафа, судебная коллегия соглашается с тем, что при определении размера административного наказания применены положения статей 1.7, части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, что повлекло снижение суммы административного штрафа, определенного административным органом, до 160 000 руб. Назначенное административное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести. Возражений со стороны административного органа в этой части не заявлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 15.11.2022 по делу N А04-7102/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7102/2022
Истец: ООО "Золотая лилия"
Ответчик: Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора
Третье лицо: Симонов Геннадий Владимирович, Шестой арбитражный апелляционный суд (7102/22 2т, 911/22 3т, 8895/21 1т)