город Ростов-на-Дону |
|
01 марта 2024 г. |
дело N А01-249/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Чермит З.И. по доверенности от 23.03.2023, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.11.2023 по делу N А01-249/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Хуаде Руслана Ахмедовича (ИНН 010603645975, ОГРНИП 316774600245449)
к Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (ИНН 0106011588, ОГРН 1030100630779)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству (ИНН 0105034494, ОГРН 1020100707990)
о признании незаконными действий, выраженных в ответе
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Хуаде Руслан Ахмедович (далее -Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением:
- о признании незаконными действий Администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - Администрация), выраженных в ответе от 29.11.2022 N 1305 об отказе в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Тахтамукайского района в части внесения места установки рекламной конструкции по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, угол, ул. Промышленная и Дорожная, рекламный щит 6 м. х 3 м., высотой опорной стойки от 4 до 8 м.;
- возложить на Администрацию обязанность в течение 30-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем согласования заявления о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Тахтамукайского района в части места установки рекламной конструкции по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, угол ул. Промышленная и Дорожная, рекламный щит 6 м. х 3 м., высотой опорной стойки от 4 до 8 м.
Предприниматель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования, в части возложения на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя. Рассмотреть заявление Предпринимателя в установленный действующим законодательством срок на предмет соответствия предлагаемого места размещения Закону "О рекламе", в том числе требованиям безопасности, ГОСТам и Техрегламснтам, градостроительным нормам и правилам. В остальной части требования оставлены без изменения.
Судом первой инстанции были приняты уточнении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечён Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.11.2023:
- признано незаконным решение Администрации, изложенное в письме от 29.11.2022 N 1305 об отказе в согласовании Предпринимателю дополнений в схему размещения рекламных конструкций на территории Тахтамукайского района в части внесения места установки рекламной конструкции по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, угол ул. Промышленная и Дорожная;
- на Администрацию возложена обязанность в установленный действующим законодательством срок повторно рассмотреть заявление Предпринимателя о согласовании дополнений в схеме размещения рекламной конструкции по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, угол ул. Промышленная и Дорожная;
- с Администрации в пользу Предпринимателя взысканы судебные расходы в сумме 300 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Постановлением Администрации от 01.07.2016 N 475 утверждена схема размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 "Краснодар-Вернебаканский" на км. 0+500 - 27+000 в Тахтамукайском районе Республики Адыгея. Схема размещения рекламных конструкций является правовым актом, издаваемым для целей предоставления возможности размещения в соответствующих местах рекламных конструкций. При этом, места установки рекламных конструкций, указанные заявителем, отсутствуют в утвержденной схеме.
Процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленные частью 5.8 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, и не предусматривает возможность участия в ней собственника (иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции). Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Тахтамукайский район" не предусматривает возможность размещения рекламной конструкции, заявленной предпринимателем.
Судом необоснованно оставлено без удовлетворения ходатайство Администрации о привлечении к делу в качестве третьего лица УГИБДД МВД по Республике Адыгея.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Администрации об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Предприниматель и Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Предприниматель представил поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Предприниматель является собственником земельного участка, площадью 6 кв.м., по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, шт. Яблоновский, угол ул. Промышленная и Дорожная, к/н 01:05:0200015:168, категория земель - земли населённых пунктов - под установку и эксплуатацию рекламных конструкций на основании договора купли-продажи от 12.03.2012 N 81, заключённого с Администрацией по результатам торгов.
12.10.2022 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории Тахтамукайского района места установки рекламной конструкции по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, угол ул. Промышленная и Дорожная, размерами щита 6 м. х 3 м., высотой опорной стойки от 4 до 8 м.
29.11.2022 Предпринимателю направлен ответ Администрации N 1305 о невозможности включения в схему размещения рекламных конструкций на территории Тахтамукайского района места установки рекламной конструкции по адресу Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, угол ул. Промышленная и Дорожная, участок с кадастровым номером 01:05:0200015:168.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), частью 5.8 статьи 19 которого определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Пунктами 12 - 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
В пункте 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ определено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправлении муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и се территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов но безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учётом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
Согласно уставу муниципального образования "Тахтамукайский район" к вопросам местного значения муниципального образования "Тахтамукайский район" относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального образования, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 04.06.2007 N 94 установлено, что Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству согласовывает схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Республики Адыгея или муниципальной собственности, и вносимые в них изменения.
Из материалов дела следует, что при принятии отказа в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций Администрация исходила их того, что бюджетные средства для проведения мероприятий по внесению изменений в схему размещения рекламных конструкций на 2022 год не предусмотрены.
При последующем внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций, утверждённую постановлением и.о. главы Администрации от 01.07.2016 N 475 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций вдоль федеральной автомобильной дороги А-146 "Краснодар-Верхнебаканский" на км 0+500 - км 27+000", Ваше предложение будет рассмотрено.
Доказательства проведения Администрацией оценки и проверки мета предполагаемого размещения конструкции, согласно заявлению Предпринимателя, в материалы дела не представлены.
Довод Администрации о том, что бюджетные средства на 2022 год на мероприятия но внесению изменений в схему не предусмотрены, не является основанием, предусмотренным Федеральным законом N 38-ФЗ, для отказа Предпринимателю в удовлетворении его заявления.
Довод Администрации о том, что внесение изменений осуществляется исключительно по инициативе органа местного самоуправления, апелляционный суд находит необоснованным.
Действующим законодательством, а также административным регламентом оказания услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "Тахтамукайский район"" не установлен запрет для обращения собственнику земельного участка в уполномоченный орган с целью согласовании схемы размещения рекламной конструкции.
Материалами дела подтверждается и Администрацией не оспаривается, что Предприниматель приобрёл земельный участок по договору купли-продажи от 12.03.2012, заключённому по результатам аукциона, проведённого Администрацией в целях установки и эксплуатации рекламной конструкции.
С учётом изложенного, действия Администрации по отказу в согласовании в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, апелляционный суд находи незаконными и нарушающими права Предпринимателя.
Признавая оспариваемое решение незаконным, суд указывает на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Применяемая восстановительная мера должна обеспечивать восстановление нарушенного права и быть обусловленной существом спора.
В качестве способа восстановления нарушенного Предприниматель просит обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления в установленный действующим законодательством срок на предмет соответствия предлагаемого места размещения Федеральному закону N 38-ФЗ, в том числе требованиям безопасности, ГОСТам и Техрегламентам, градостроительным нормам и правилам.
Учитывая, что при принятии отказа во включении места в схему размещения рекламных конструкций, Администрация не исследовала вопрос о наличии (отсутствии) соответствия представленного предпринимателем места установленным Федеральным законом N 38-ФЗ требованиям, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость Администрации надлежащим образом оценить испрашиваемое место размещения рекламной конструкции.
При таких обстоятельствах, действия Администрации, выраженные в ответе от 29.11.2022 N 1305 об отказе в согласовании внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Тахтамукайского района в части внесения места установки рекламной конструкции по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, угол, ул. Промышленная и Дорожная, рекламный щит 6 м. х 3 м., высотой опорной стойки от 4 до 8 м., является незаконными.
Ссылка Администрации о том, что судом необоснованно оставлено без удовлетворения ходатайство о привлечении к делу в качестве третьего лица УГИБДД МВД по Республике Адыгея, отклоняется апелляционным судом в силу положений статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно в материалы дела не представлены доказательства и апелляционным судом не выявлены обстоятельства нарушения прав и обязанностей УГИБДД МВД по Республике Адыгея принятым судебным актом по отношении к лицам, участвующим в деле.
Доводы апелляционной жалобы Администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.11.2023 по делу N А01-249/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-249/2023
Истец: Хуаде Руслан Ахмедович
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Тахтамукайский район"
Третье лицо: Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству