г. Тула |
|
10 января 2023 г. |
Дело N А23-7532/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителя заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312) - Тетериной Т.Ю. (доверенность от 01.06.2022, удостоверение, диплом), в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилье" (ОГРН 1064024013855, ИНН 4024008895), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилье" на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2022 по делу N А23-7532/2022 (судья Харчиков Д.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилье" (далее - ООО "Жилье") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - инспекция) о признании недействительным и отмене предписания от 18.08.2022 N 452-пр.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что в локальном сметном расчете к договору от 25.04.2022 N 203750000012200102/60-эф-22-с указаны виды работ подрядчика, входящие в общую стоимость затрат по капитальному ремонту крыши многоквартирного жилого дома (далее - МКД) N 7 по ул. Лесная, одним из которых является разборка вентиляционных каналов и кладка вентиляционных каналов, из чего следует, что подрядчик обязан провести разборку вентиляционных каналов для установки стропильной системы крыши и восстановительную кладку перед обшивкой вентиляционных каналов, выходящих за плоскость крыши. Полагает, что проверки инспекцией была проведена формально.
От инспекции в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 01.11.2017 N 169 общество является управляющей компанией для МКД по адресу: Калужская обл., Людиновский р-н, г. Людиново, ул. 2-я Лесная, д. 7.
В связи с обращениями граждан и на основании задания от 08.08.2022 N 921 инспекцией проведено выездное обследование дома, по результатам которого составлен акт от 09.08.2022 N 67.
На основании мотивированного представления о проведении контрольно-надзорного мероприятия в порядке статьи 60 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) инспекцией подготовлено решение о проведении внеплановой выездной проверки от 12.08.2022 N 303Л.
По согласованию с органами прокуратуры и с извещением в установленном порядке (N 402209440400002855382 на сайте Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий) инспекцией 18.08.2022 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что на 4-х дымовентиляционных каналах, расположенных на чердаке, имеются локальные разрушения кирпичной кладки оголовков. На кровле дома также наличествуют разрушения кирпичной кладки дымовентиляционных каналов, тяга в квартире N 9 в ванной комнате отсутствует, что является нарушением пунктов 5.5.12, 5.5.6 и 4.6.2.3 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; пункта 15 раздела 2 постановления Правительства России от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения"; подпунктов а), б) и г) пункта 10 и подпунктов а), в) и з) пункта 11 постановления Правительства России от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ".
Результаты указанной проверки отражены в акте проверки от 18.08.2022 N 57, протоколе инструментального обследования от 18.08.2022 и акте эксплуатационного обследования объекта от 18.08.2022 N 394-эс.
В связи с этим инспекцией ООО "Жилье" выдано предписание от 18.08.2022 N 452-пр с указанием данных нарушений и требованием их устранить в срок 30.09.2022.
Не согласившись с данным предписанием, ООО "Жилье" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Калужской области, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 12.04.2004 N 104 (далее - Положение N 104), инспекция является органом исполнительной власти Калужской области, осуществляющим на территории Калужской области, в том числе - региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170) и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание, и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. Согласно Правилам N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
Так, в силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:
а) дымоходов:
сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;
кирпичных - один раз в три месяца;
асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;
отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);
б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.
Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются.
После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
Пунктом 5.5.6 Правил N 170 определено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна:
содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы;
обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора;
обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора;
обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях;
не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега;
проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям;
согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем;
своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения;
обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование;
следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Пунктом 15 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Постановление N 290) предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, относятся:
техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем;
контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки;
проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них;
устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений;
проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения;
контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления;
сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха;
контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов;
при выявлении повреждений и нарушений -разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Следовательно, не только регулярное обследование вентиляционных каналов на предмет отсутствия нарушений надлежащего состояния, но также и ликвидация таковых в силу указанных норм являются обязательными для организации, оказывающей услуги по содержанию общего имущества дома.
В силу положений раздела II Правил N 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Из материалов дела следует, что между собственниками помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. 2-ая Лесная в г. Людиново Калужской области и ООО "Жилье" заключен договор управления многоквартирным домом от 01.11.2017 N 169.
ООО "Жилье" имеет лицензию от 24.04.2015 N 65 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктами 1.1 и 4.1.1 договора управления определены основные условия и обязанности общества по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. 2-ая Лесная в г. Людиново Калужской области.
Следовательно, являясь управляющей организацией для спорного дома, ООО "Жилье" должно обеспечить надлежащее содержание общего имущества дома, в том числе принять меры к устранению ненадлежащего состояния вентиляционных каналов, так как устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для управляющей организации характер и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства, в том числе до момента проведения капитального ремонта.
Таким образом, именно ООО "Жилье" обязано своевременно принять действенные и эффективные меры по приведению имущества дома в нормативное состояние.
Предписание выдано ООО "Жилье" как лицу, ответственному за нормативное состояние общего имущества дома.
При этом ссылки ООО "Жилье" на невозможность проверки канала и его очистки до завершения работ по капитальному ремонту дома, на что имеются ссылки и в апелляционной жалобе, правомерно не приняты судом во внимание, поскольку, во-первых, материалами дела не подтверждены, а, во-вторых, общество не лишено возможности ходатайствовать перед инспекцией о продлении срока действия предписания с приложением соответствующих доказательств.
Грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, судом не установлено, а ООО "Жилье" не приведено.
Так, проведение внеплановой выездной проверки в отношение общества в рамках контрольного (надзорного) мероприятия N 402209440400002855382 было согласовано прокуратурой Калужской области, что подтверждается распечатками с сайта Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ); о проведении ЕНМ ООО "Жилье" было уведомлено по официальному адресу электронной почты, а также путем размещения информации в ЕРКНМ; внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Жилье" была проведена инспекцией в присутствии генерального директора общества.
Предписание содержит нормативное обоснование, указывает на конкретные нарушения, неясностей не содержит, выбор конкретных мер по устранению выявленного нарушения оставлен за адресатом (ООО "Жилье").
Указание в апелляционной жалобе на то, что разрушение дымовентиляционных шахт дома произошло по вине ООО "Эверест-Плюс", осуществляющей работы по капитальному ремонту кровли дома, и что в локальном сметном расчете к договору N 203750000012200102/50-ЭФ-22-С от 25.04.2022 указаны виды работ по разборке вентиляционных каналов и их кладке, не принимается во внимание, поскольку в свете вышеприведенных норм права обязанность по поддержанию нормативного состояния общего имущества дома лежит на обществе в силу его статуса управляющей компании, а, значит, именно оно обязано своевременно принять действенные и эффективные меры по приведению имущества дома в нормативное состояние.
Освобождение управляющей компании от ответственности за несоблюдение санитарных и технических требований к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг в связи с отсутствием вины без достаточных оснований обременяет потребителей коммунальных услуг необходимостью обращаться за защитой своих прав и законных интересов к иным лицам, с которыми они не связаны никакими правовыми отношениями.
Иной подход применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам означал бы самоустранение управляющей компании от принятия неотложных и срочных мер по приведению имущества дома в нормативное состояние со ссылкой на ответственность за это иных лиц (будь то контрагенты, причинители вреда или, как в настоящем случае, лица, осуществляющие капитальный ремонт крыши дома).
Сам по себе факт выявления строительных дефектов вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей застройщика (или, как в данном случае, подрядчика) и наличия у него обязанности по устранению допущенных нарушений в течение гарантийного срока не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей, установленных законодательством и договором управления многоквартирным домом (пункт 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).
В тоже время понесенные ООО "Жилье" затраты могут в последствии быть предъявлены к взысканию в порядке регресса к непосредственному причинителю вреда.
К тому же суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что согласно приложению N 9 к договору управления многоквартирным домом от 01.11.2017 N 169 в содержание и техническое обслуживание внутридомового инженерного оборудования и конструктивных элементов дома входит, в том числе проверка наличия тяги в дымовентиляционных кагалах, ремонт и прочистка вентиляционных каналов.
Что касается доводов общества о том, что осмотром, произведенном в апреле 2022 года, было зафиксировано, что дымовентиляционные каналы дома находятся в надлежащем состоянии, то, по мнению апелляционного суда, представленные в материалы дела фотоснимки нельзя считать относимым и надлежащим доказательством, поскольку не представляется возможным идентифицировать принадлежность указанных снимков к спорному многоквартирному дому, а также фактическому месту их расположения на кровле дома.
Между тем актом проверки инспекции от 18.08.2022 N 57 установлено, что на чердачное помещение выходит 17 дымовентиляционных каналов, за границы кровли выходит 7 оголовков дымовентиляционных каналов, из них только на 4-х дымовентиляционных каналах, расположенных на чердаке, имеются локальные разрушения кирпичной кладки оголовков. На кровле дома также в наличии разрушения кирпичной кладки дымовентиляционных каналов.
Таким образом, не представляется возможным с должной степенью уверенности утверждать, что снимки, представленные в материалы настоящего дела ООО "Жилье", отражают фактическое состояние всех из перечисленных инспекцией дымовентиляционных каналов.
Доводы общества о формальном проведении проверки со стороны инспекции опровергаются материалами настоящего дела.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом иных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.10.2022 по делу N А23-7532/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилье" (ОГРН 1064024013855, ИНН 4024008895) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 25.10.2022 N 1704 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7532/2022
Истец: ООО Жилье
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Калужской области, Государственная жилищная инспекция по Калужской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Калужской области, ООО "ТЕХНО-Р"