г. Санкт-Петербург |
|
09 января 2023 г. |
Дело N А42-6612/2022 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35908/2022) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.09.2022 по делу N А42-6612/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
к административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска (далее - ответчик, административная комиссия) от 06.07.2022 по делу N 526/07-05, в соответствии с которым Территориальное управление привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N401-01-ЗМО) в виде предупреждения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 19.09.2022, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Территориальному управлению отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 29.09.2022.
Не согласившись с вынесенным решением, Территориальным управлением подана апелляционная жалоба. По мнению подателя жалобы, заявитель не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, поскольку территория земельного участка, на котором установлен факт правонарушения, передан в постоянное бессрочное пользование иному лицу - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области.
Письменный отзыв на жалобу административной комиссией не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.05.2022 сотрудниками управления Октябрьского административного округа города Мурманска при обследовании территории округа на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0002066:34, сформированным под административное здание N 23 по улице Капитана Тарана в г. Мурманске, выявлен факт нарушения пунктов 10.2.1, 10.2.2.1, 10.1.3, 10.2.3.10, 10.2.5,12, 10.2.5.18, 10.2.5.19 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства), а именно: наличие снега, складированного вне специально отведенных для этого местах, в том числе на зеленой зоне; вывоз снега в специально отведенные места не осуществлен; высота и ширина снежных валов при складировании превышают 1 метр.
Указанные нарушения отражены в акте от 11.05.2022 N 1899 с приложением фототаблицы.
По факту выявленного нарушения 16.06.2022 заместителем начальника отдела по контролю за исполнением административного законодательства в отношении заявителя составлен протокол N 26-11-03/379 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Указанный протокол вместе с материалами административного дела передан в административную комиссию для решения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности.
Постановлением Комиссии от 06.07.2022 по делу N 526/07-05 Территориальное управление привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Территориальное управление оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Территориального управления состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Территориальному управлению в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, исследовав и оценив материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО установлена ответственность за необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно Примечанию к указанной статье Закона N 401-01-ЗМО для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Отношения в сфере организации благоустройства муниципального образования город Мурманск регламентированы Правилами благоустройства.
Названные Правила содержат требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды (пункт 1.1 Правил благоустройства).
Суд первой инстанции, привлекая заявителя к административной ответственности, согласился с выводами Комиссии о том, что поскольку Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002066:34, следовательно, в рассматриваемом случае является лицом, ответственным за содержание территории указанного земельного участка.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 51:20:0002066:34 на момент проведения проверки передан в бессрочное пользование Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области. Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за Отделением в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 37).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений, заявитель не является лицом, ответственным за надлежащее содержание земельного участка переданного иному лицу в части соблюдения правил благоустройства.
Поскольку Территориальное управление не наделено ведомственной функцией по содержанию земельного участка в части соблюдения правил благоустройства, то оно не может являться и надлежащим субъектом вмененного административной комиссией правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ссылка суда первой инстанции на то, что передача земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование иному лицу не снимает с заявителя обязанности по соблюдению вышеприведенных требований Правил благоустройства является необоснованной, поскольку из смыслового и логического толкования положений, закрепленных в пункте 10.2.1 Правил благоустройства, пункте 1 статьи 214 и пункте 1 статьи 269 ГК РФ, обязанность по обеспечению своевременной и качественной уборке земельных участков возлагается на лицо, которое непосредственно владеет принадлежащим ему на праве собственности или на другом вещном праве земельным участком. В данном случае таким лицом является Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области.
Следует отметить, что за рассматриваемое в настоящем деле нарушение Административная комиссия постановлением от 06.07.2022 по делу N 525/07-05 привлекла к административной ответственности также Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области. Суды первой и апелляционной инстанции признали постановление от 06.07.2022 по делу N 525/07-05 законным и обоснованным (дело NА42-6624/2022).
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как основанное на неправильном применении норм материального права, с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административной комиссии от 06.07.2022 по делу N 526/07-05.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29 сентября 2022 года по делу N А42-6612/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска от 06.07.2022 по делу N 526/07-05 о привлечении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия к административной ответственности по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6612/2022
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: Административная комиссия Октябрьского административного округа г.Мурманска