г. Тула |
|
9 января 2023 г. |
Дело N А09-5305/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю.,
при участии представителя заявителя - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" (ИНН 3233009227, ОГРН 1023201100031) - Кривенченко Ю.В. (доверенность от 13.10.2022 N 32, паспорт, диплом),
в отсутствие представителя заинтересованного лица - государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области (ИНН 3201002268, ОГРН 1023202737062), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2022 по делу N А09-5305/2022 (судья Частикова О.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" (далее - ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области (далее - отделение Пенсионного фонда) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 N 042S19220000189, N 042S19220000190, N 042S19220000191, N 042S19220000192, N 042S19220000193, N 042S19220000194, N 042S19220000195 в части размера штрафов.
Отделение Пенсионного фонда заявило встречный иск о взыскании с ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области 805 000 руб. финансовых санкций за непредставление (несвоевременное представление) страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах и несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в органы Пенсионного фонда.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение отделения Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 N 042S19220000189 в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 12 350 руб. Признано недействительным решение отделения Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 N 042S19220000190 в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 12 650 руб. Признано недействительным решение отделения Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 N 042S19220000191 в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 12 050 руб. Признано недействительным решение отделения Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 N 042S19220000192 в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 12 600 руб. Признано недействительным решение отделения Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 N 042S19220000193, в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 13 400 руб. Признано недействительным решение отделения Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 N 042S19220000194 в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 16 900 руб. Признано недействительным решение отделения Пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.03.2022 N 042S19220000195 в части размера штрафа, снизив размер штрафа до 350 руб.
Встречное заявление отделения Пенсионного фонда удовлетворено частично. С ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области в пользу отделения Пенсионного фонда взыскано 82 300 руб. финансовых санкций. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, отделение Пенсионного Фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что суд неправомерно снизил размер взыскиваемого штрафа.
От ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе сведения по форме СЗВ-М.
Отделением Пенсионного фонда была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в ходе которой выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении сроков представления сведений в форме электронных документов на застрахованных лиц ФКУ "ИК N 1 УФСИН по Брянской области".
По результатам проверки составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части непредставления в установленный срок сведений от 16.02.2022 N 042S18220000142, N 042S18220000143, N 042S18220000144, N042S18220000145, N042S18220000146, N 042S18220000147, N042S18220000149, и приняты решения от 30.03.2022 N 042S19220000189, N 042S19220000190, N 042S19220000191, N 042S19220000192, N 042S19220000193, N 042S19220000194, N 042S19220000195 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде финансовых санкций в размерах 123 500 руб., 126 500 руб., 120 500 руб., 126 000 руб., 134 000 руб., 169 000 руб., 3500 руб., соответственно.
Основанием для принятия решений послужил вывод о непредставлении казенным учреждением в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года.
Не согласившись с указанными решениями отделения Пенсионного фонда от 30.03.2022 в части размера штрафов, казенное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
На основании указанных решений отделением Пенсионного фонда в адрес ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области выставлены требования от 20.04.2022 N 042S01220000202, N 042S01220000203, N 042S01220000204, N 042S01220000205, N 042S01220000206, N 042S01220000207 и N 042S01220000208 об уплате финансовых санкций в обще размере 803 000 руб.
Кроме того, отделением Пенсионного фонда вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности: от 26.04.2021 N 042S19210000647 за нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа за декабрь 2020 года, от 16.12.2021 N 042S19210001512 за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, от 16.12.2021 N 042S19210001513 - за август 2021 года; страхователю выставлены требования от 19.05.2021 N 042S01210001344, от 17.01.2022 N 042S01220000003 и от 17.01.2022 N 042S01220000004 об уплате финансовых санкций в общем размере 2000 руб.
Поскольку в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций не исполнены, отделение Пенсионного фонда заявило встречные требования о взыскании с ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области финансовых санкций в размере 805 000 руб.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его частично, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах" (с 30.05.2021 указанные формы утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п), в соответствии с разделом 3 которого "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". При этом код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Судом первой инстанции установлено, что ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области в установленные законом сроки представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года.
Сведения по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года по типу "дополняющая" в отношении неучтенных застрахованных лиц казенным учреждением направлены в ОПФР 23.12.2021.
Акты об обнаружении допущенных нарушениях составлены отделением Пенсионного фонда 16.02.2022, решения вынесены 30.03.2022.
При этом доказательств того, что ошибки выявлены страхователем самостоятельно, материалы дела не содержат и об их наличии ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области не заявлено.
Напротив, в рассматриваемом случае нарушения ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области признаны, но страхователь просил уменьшить размер штрафных санкций до размера, соразмерного совершенному правонарушению.
Рассматривая данный вопрос, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно в данном постановлении указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Из сказанного суд первой инстанции правомерно посчитал, что полномочие суда на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
На основании этого, оценив установленные по делу обстоятельства, суд пришел к верному выводу, что, во-первых, допущенные нарушения не повлекли возникновение неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц, во-вторых, в настоящем случае размер примененных санкций фактически зависит от количества лиц, указанных в представленных формах, а не от тяжести совершенного проступка, при оценке виновности действий судом учтено значительное количество работников учреждения, в отношении которых подавались сведения, что существенно повышает возможность возникновения ошибки в представленных сведениях.
При таких обстоятельствах, учитывая признание ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области факта правонарушения и вины в его совершении, отсутствие в материалах дела сведений о наличии задолженности страхователя по страховым взносам, а также отсутствие неблагоприятных последствий для государства и застрахованных лиц, приняв во внимание, что допущенные нарушения совершены страхователем не умышленно, руководствуясь принципом соразмерности, выражающим требования справедливости и предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения, суд первой инстанции по праву посчитал возможным уменьшить размер наложенных штрафов по решениям от 30.03.2022 N 042S19220000189 до 12 350 руб., N 042S19220000190 до 12 650 руб., N 042S19220000191 до 12 050 руб., N 042S19220000192 до 12 600 руб., N 042S19220000193 до 13 400 руб., N 042S19220000194 до 16 900 руб., N 042S19220000195 до 350 руб., снизив размеры финансовых санкций в 10 раз
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Поскольку решения отделения Пенсионного фонда от 30.03.2022 N 042S19220000189, N 042S19220000190, N 042S19220000191, N 042S19220000192, N 042S19220000193, N 042S19220000194 и N 042S19220000195 в части взыскания финансовых санкций в общем размере 80 300 руб. признаны судом законными и обоснованными, то встречное заявление в части взыскания финансовых санкций по требованиям, выставленным на основании оспариваемых решений, правомерно удовлетворено судом в размере 80 300 руб.
Как следует из материалов дела, отделением Пенсионного фонда также вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности: от 26.04.2021 N 042S19210000647 за нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа за декабрь 2020 года, от 16.12.2021 N 042S19210001512 за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, от 16.12.2021 N 042S19210001513 - за август 2021 года; страхователю выставлены требования от 19.05.2021 N 042S01210001344, от 17.01.2022 N 042S01220000003 и от 17.01.2022 N 042S01220000004 об уплате финансовых санкций в общем размере 2000 руб.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Судом первой инстанции на основе материалов дела установлено, что ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель и август 2021 года представлены в отделение Пенсионного фонда с нарушением установленного срока, а при представлении сведений за декабрь 2020 года нарушен порядок представления сведений в форме электронных документов - отчетность по форме СЗВ-М представлена на бумажном носителе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что применение к страхователю финансовых санкций, предусмотренных частями 3, 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным, а так как доказательств уплаты штрафа в размере 2000 руб. в добровольном порядке на момент рассмотрения спора по существу не представлено, встречное требование о взыскании с ФКУ ИК-1 России УФСИН по Брянской области финансовых санкций в указанном размере правомерно удовлетворено.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом иных доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.10.2022 по делу N А09-5305/2022, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5305/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 1 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУ ОПФР по Брянской области, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области