г. Воронеж |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А48-7452/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Аришонковой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вион-комплект" на решение Арбитражного суда Орловской области от 24.10.2022 (резолютивная часть) по делу N А48-7452/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вион-комплект" (ОГРН 1025700832233, ИНН 5753026014) к Территориальному управлению по Советскому району Администрации г.Орла о признании незаконным и отмене постановления от 11.08.2022 N 8849 о назначении административного наказания по части 3.7.1 статьи 6.2 Закона Орловской области "Об ответственности за административные правонарушения",
без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вион-комплект" (далее - ООО "Вион-комплект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при территориальном управлении по Советскому району Администрации г.Орла (далее - ТУ по Советскому району Администрации г.Орла, Управление, административный орган) от 11.08.2022 N 8849 о назначении административного наказания по части 3.7.1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 06.06.2013 N 1490-ОЗ "Об ответственности за административные правонарушения" (далее - Закон Орловской области от 06.06.2013 N 1490-ОЗ, Закон об ответственности за административные правонарушения).
Данное дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.10.2022, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 10.11.2022 после подачи апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Вион-комплект" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов о незаконности постановления от 11.08.2022 N 8849 Общество ссылается на отсутствие вины в совершении вменяемого нарушения, поскольку обязанность по вывозу веток и остатков порубочных материалов с придомовой территории жилых домов по ул. Матросова г.Орла лежит на региональном операторе - обществе с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее - ООО "УК "Зеленая роща", региональный оператор).
Также Общество полагает, что представленные в материалы дела акты осмотра территории от 29.06.2022 не могут являться надлежащим доказательством в деле об административном правонарушении с учетом отсутствия обращений граждан с жалобами на необеспечение вывоза веток и порубочного материала.
Согласно части 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Апелляционная жалоба рассматривалась судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с положениями статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
ООО "Вион-комплект" осуществляет функции управления многоквартирными домами, в том числе, по адресу: г. Орел, ул. Матросова, дома N N 48, 50 и 52.
В целях выполнения функций управляющей организации ООО "Вион-комплект" заключило с ООО "УК "Зеленая роща" договор от 18.01.2019 N 19 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы от потребителей, проживающих в многоквартирном жилом фонде, находящимся в управлении/ на обслуживании управляющей организации (далее - потребитель) в объеме и в местах накопления, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора.
В рамках вышеуказанного договора сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1 от 20.04.2020, которым в пункт 1.3 договора от 18.01.2019 N 19 внесены изменения в части периодичности вывоза ТКО.
Так, согласно дополнительному соглашению от 20.04.2020 N 1, периодичность вывоза ТКО определена в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690- 88, санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий муниципальных образований СанПиН 2.1.7.3550-19, приложением данного Соглашения установлена периодичность вывоза КГ02 по заявке, но не реже 1 раз в 7 календарных дней.
В рамках благоустройства придомовой территории со стороны управляющей организации был произведен спил сухих деревьев, веток и произведена обрезка кустарников.
ООО "Вион-комплект" неоднократно обращалось к региональному оператору с просьбой произвести вывоз веток и остатков порубочных материалов с прилегающей территории домов N 48, 50 и 52 по ул. Матросова г. Орла, однако региональный оператор на просьбу не отреагировал.
Указанное послужило основанием для направления Обществом в адрес регионального оператора претензии от 21.06.2022 N 170, ответа на которую не последовало.
В свою очередь, ООО "УК "Зеленая роща" обратилось в ТУ по Советскому району Администрации г.Орла с письмами от 05.07.2022, которыми направило в адрес Управления акт осмотра территории от 29.06.2022 и фотоматериалы для проведения мероприятий, направленных на недопущение загрязнения соответствующей территории.
Из указанных актов осмотра следует, что во дворах домов N N 48, 50 и 52 по ул. Матросова г.Орла обнаружено складирование порубочных остатков деревьев.
Рассмотрев поступившее обращение, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Вион-комплект" признаков административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3.7.1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 06.06.2013 N 1490-ОЗ.
25.07.2022 главным специалистом отдела административно-технического контроля территориального управления по Советскому району Администрации г. Орла в присутствии законного представителя ООО "Вион-комплект" генерального директора Соловова Ю.А. был составлен протокол об административном правонарушении N 292.
Как следует из данного протокола, Обществу вменяется нарушение, выразившееся в сбросе, складировании и (или) временном хранении, в том числе, порубочных остатков деревьев, кустарников на территориях общего пользования населенных пунктов Орловской области вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления поселений и городских округов Орловской области, а равно непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок порубочных остатков деревьев, кустарников на территориях общего пользования населенных пунктов Орловской области.
Законный представитель Общества вину в его совершении не признал.
Постановлением от 11.08.2022 N 8849 административной комиссии при ТУ по Советскому району г. Орла ООО "Вион-комплект" привлечено к административной ответственности по части 3.7.1 статьи 6.2 Закона об ответственности за административные правонарушения в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Вион-комплект" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1.2 Закона Орловской области от 06.06.2013 N 1490-ОЗ, порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3.7.1 статьи 6.2 Закона Орловкой области 06.06.2013 N 1490-ОЗ установлена административная ответственность за сброс, складирование и (или) временное хранение мусора, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности на территориях общего пользования населенных пунктов Орловской области вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления поселений и городских округов Орловской области, а равно непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок мусора, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности на территориях общего пользования населенных пунктов Орловской области.
Указанное нарушение влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В рассматриваемом случае объектом правонарушения выступает установленный на территории Орловской области порядок благоустройства и санитарного содержания территорий общего пользования населенных пунктов.
Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении правил сброса, складирования и (или) временного хранения, в том числе, порубочных остатков деревьев вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления, а равно и непринятие мер по ликвидации мест такого несанкционированного складирования.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются граждане, организации и их должностные лица.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.
Согласно пункту и 3.5 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел", утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 N 5/0073-ГС (ред. от 28.10.2022) (далее - Правила благоустройства) в городе Орле организации и лица, осуществляющие уборку городских территорий, должны вывозить в места, установленные администрацией города Орла, снег, отходы, смет с уличных территорий, осадок из дождеприемников и колодцев сетей коммунальной инфраструктуры, другие загрязнения.
В пункте 2.9 Правил благоустройства предусмотрено, что уборка территорий - это вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Пунктами 3.18.1 и 6.4.1 Правил благоустройства установлено, что в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Орла запрещается сброс мусора и иных отходов вне специально отведенных для этого мест, в том числе сброс гражданами на территориях объектов благоустройства мелких отходов (оберток, тары, упаковок, окурков и т.п.) вне контейнеров и урн для сбора отходов, а на земельных участках с зелеными насаждениями запрещается: сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны, а также складировать любые материалы. Вывоз мусора, смета и иных загрязнений производится только в специально отведенные места.
Применительно к порядку накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов разделом 13 Правил благоустройства предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает на основании договора регулярный вывоз ТКО с мест накопления в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 13.2).
В свою очередь, согласно пункту 13.5 Правил благоустройства, способами накопления ТКО являются:
- сбор ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах многоквартирных жилых домов, оборудованных мусоропроводами.
- сбор ТКО в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках (контейнерный сбор).
- сбор ТКО в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для их сбора емкости (бесконтейнерный сбор).
- раздельный сбор ТКО с использованием специальных контейнеров для селективного сбора.
Складирование и накопление крупногабаритных отходов (КГО) осуществляются: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках либо на специальных площадках для сбора и накопления КГО (п. 13.6).
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах сбора и накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 13.7 Правил благоустройства).
Ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 5.1 Правил благоустройства).
В силу п. 3.2.4 Правил благоустройства дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем движение пешеходов и подъезд транспорта.
Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
Организации и лица, осуществляющие уборку городских территорий, должны вывозить в места, установленные администрацией города Орла, снег, отходы, смет с уличных территорий, осадок из дождеприемников и колодцев сетей коммунальной инфраструктуры, другие загрязнения (п. 3.5 Правил благоустройства).
Таким образом, как обоснованно указал суд области, Правилами благоустройства установлено, что мероприятия по содержанию объектов благоустройства производятся с целью ликвидации загрязненности и запыленности посредством проведения работ, в том числе, включающих в себя, сбор и уборку мусора, а собранный мусор, смет, ветки должны складироваться до их вывоза в специально отведенных для этого органом местного самоуправления местах.
Организация, осуществляющая управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечить благоустройство и содержание территории многоквартирного дома в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также настоящими Правилами, в том числе: осуществлять уборку территории многоквартирного дома; осуществлять озеленение, сохранность и надлежащий уход за зелеными насаждениями на территории земельного участка многоквартирного дома; исключить самовольное проведение работ, влекущих нарушение благоустройства территории многоквартирного дома; осуществлять вывоз собранного мусора, смета, листвы, скошенной травы, веток в течение трех дней.
Таким образом, поскольку ООО "Вион-комплект" осуществляет функции управления многоквартирными домами N N 48, 50 и 52 по ул. Матросова г.Орла, именно в его обязанности входит доставка порубочных остатков деревьев, кустарников до соответствующих площадок, из которого их вывоз осуществляет региональный оператор. При этом места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, доказательств того, что порубочные остатки деревьев, кустарников были перевезены из мест общего пользования на специальные площадки в материалы дела представлено не было.
При указанных обстоятельствах ссылки апелляционной жалобы на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, в том числе вины в его совершении, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание, что Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не предприняло все зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства, суд сделал верный вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3.7.1 статьи 6.2 Закона Орловкой области 06.06.2013 N 1490-ОЗ.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Наказание назначено в виде предупреждения.
С учетом изложенного, оснований для переоценки соответствующего вывода судом апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы о наличии оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в апелляционной жалобе отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 24.10.2022 (резолютивная часть) по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 24.10.2022 (резолютивная часть) по делу N А48-7452/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вион-комплект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-7452/2022
Истец: ООО "Вион-комплект"
Ответчик: Территориальное управление по Советскому району Администрации города Орла