г. Чита |
|
09 января 2023 г. |
Дело N А19-7798/2022 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ниникиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2022 года по делу N А19-7798/2022
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал" (ОГРН 1023802143034, ИНН 3819010832)
о взыскании 653 758 руб. 80 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, 50 240 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.04.2021 по 31.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - ответчик, ООО "Терминал") о взыскании 653 758 руб. 80 коп. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, 50 240 руб. 93 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.04.2021 по 31.03.2022.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2022 года, принятым путем подписания судьей резолютивной части решения, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины. Мотивированное решение составлено судом 10 августа 2022 года.
Ответчик в апелляционной жалобе просит названное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что ввиду несвоевременной уборки истцом вагонов с выставочного пути ответчику не представлялось возможным принять вагоны с подъездного пути общего пользования на свой путь.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в пределах изложенных в ней доводов и в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 31.12.2018 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Терминал" (владелец) заключен договор N ИС/67 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Терминал", примыкающего к станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов N ВС19/15-19 КПУ РЖД от 21.03.2019.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 19 договора N ИС/67 от 31.10.2018 владелец вносит перевозчику с лицевого счета ОАО "РЖД" "плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования при задержке вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных станциях из-за неприема станции назначения) по причинам, не зависящим от перевозчика, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки в соответствии со статьей 39 Устава. Размер платы определен в Тарифном руководстве, утвержденном приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1".
Срок технологического оборота вагонов определен в пункте 14 договора и составляет 9,1 часа.
Согласно пункту 16 договора, время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования владельца исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцу на выставочном пути N 10А на основании памятки приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ (ГУ-45) до момента их возврата и сдачи перевозчику на этом же пути на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ (ГУ-45).
Согласно пункту 17 договора, учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожном пути необщего пользования владельца осуществляется номерным способом по ведомостям подачи или уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ (ГУ-46), 9 составленных на основании памяток приемосдатчика ГУ-45ВЦ (ГУ-45) и актов общей формы ГУ-23 ВЦ (ГУ-23) в случае их составления.
В связи с невозможностью приема грузового поезда станцией назначения Иркутск -Сортировочный ВСЖД в марте 2021 года на станции Мегет ВСЖД был отставлен от движения поезд N 1350 индекс 2300-474-9300. На путях общего пользования станции простаивали вагоны NN 92516095, 92871391, 92886399, 98098098, 54300751, 543461001, 59932640, 94589298, 97869898, 98077423, 98098320, 92578095, 92664192, 92665893, 54337084, 54345335, 94618998, 98098288, 54524368, 54967922. 92666890, 97860399, 54967914, 92613591, 98080625, 98084551, 54337530, 54345707, 92511898, 92534395, 92870591, 97859797, 97866396, 97999296 прибывшие в адрес получателя ООО "Терминал" по железнодорожным транспортным накладным NN ЭЦ087284, ЭЦ083920, ЭЦ090417, ЭЦ101156, ЭЦ101398, ЭЦ082810, ЭЦ101501, ЭЦ103456, ЭЦ082969, ЭЦ090608, ЭЦ091433, ЭЦ083670, ЭЦ084795, ЭЦ086917, ЭЦ088675, ЭЦ086051, ЭЦ091302, ЭЦ103266, ЭЦ083184, ЭЦ088871, ЭЦ086585, ЭЦ086760, ЭЦ103355, ЭЦ084586, ЭЦ083492, ЭЦ085928, ЭЦ086305, ЭЦ086468, ЭЦ101665, ЭЦ102450, ЭЦ087561, ЭЦ102742, ЭЦ084056, ЭЦ090831, ЭЦ089289, ЭЦ103055, ЭЦ089103, ЭЦ102001, ЭЦ085173, ЭЦ088430, ЭЦ102309, ЭЦ083370, ЭЦ084246 в ожидании подачи на выставочный путь необщего пользования ООО "Терминал" по причине, зависящей от получателя.
В марте - апреле 2021 года на станции Тимлюй ВСЖД был отставлен от движения поезд N 2185 индекс 9468-669-9300. На путях общего пользования станции Иркутск -Сортировочный ВСЖД простаивали вагоны NN 94229200, 94229432, 94229911, 94233913, 94235884, 64236205, 64360203, 94360229, 94360930, 94361060, 94361383, 94362241, 94470838, 54347687, 58403759, 94230075,94232857, 94235553, 94236148, 94361029, 94360476, 94461274,94236254, 95391793, 94231461, 94232618, 94241882, 94236429, 94229325, 58407396, 94361805, 94361482, 94360963, 94230539,94232204, 94235520, 94361508, 94229838, 64236239, 94234689, 94234333, 58406497. 94448370, 94442662, 94354651, 94233210, 94360500, 94353687, 94231909, 58403148, 94361904, 94474046 прибывшие в адрес получателя ООО "Терминал" по железнодорожным транспортным накладным NN 13648851, в ожидании подачи на выставочный путь необщего пользования ООО "Терминал" по причине, зависящей от получателя.
Простой вагонов на станции Иркутск - Сортировочный ВСЖД подтвержден актами общей формы ф. ГУ-23ВЦ, оформленными на начало и окончание простоя вагонов на путях общего пользования.
Заявляя требования, истец указал, что в связи с нарушением ответчиком технологического оборота вагонов на пути необщего пользования он обязан внести плату за нахождение вагонов на путях общего пользования. Соответствующая претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.
Принимая оспариваемый акт, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 395, 789, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 29, 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пришел к выводам о законности и обоснованности заявленных требований. Факт и время простоя вагонов и контейнеров на путях общего пользования по причине задержки в пути следования по причинам, зависящим от ответчика, суд счел подтвержденными представленными актами общей формы. Расчет платы и процентов за пользование чужими денежными средствами признал правильным. Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным обстоятельствам, нормам материального и процессуального права.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. Оплачиваемое время ожидания подачи, приема вагонов исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей). Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Размер платы определен в Тарифном руководстве, утвержденном приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
В силу части 19 статьи 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности, полагает выводы суда первой инстанции правильными.
В спорный период простой вагонов, следующих в адрес ответчика, допущен по причине "в ожидании подачи на выставочный путь необщего пользования по причине, зависящей от получателя (занятость фронта)". При этом ответчик не отказывался от поступивших в его адрес вагонов и не подавал заявку на их отстой.
Представленные суду ведомости подачи и уборки вагонов полностью подтверждают обстоятельства, перечисленные в актах общей формы ОАО "РЖД", а именно занятость фронта выгрузки по вине ответчика.
В силу пункта 2.1.4. Положения, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" N 1685р, ответчик обязан осуществлять оперативный контроль в АС ЭТРАН за фактически принятыми ОАО "РЖД" к перевозке грузами. Следовательно, ответчик обязан следить и регулировать потоки вагонов следующих в его адрес.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку обстоятельства по существу спора, на которые ссылается заявитель жалобы, были исследованы судом первой инстанции в полном объеме и получили надлежащую оценку суда, которую суд апелляционной инстанции считает правильными, в том числе судом дана полная оценка действиям сторон по организации перевозочного процесса.
Само по себе несогласие с принятым судебным актом основанием для его отмены не является, выводы суда первой инстанции заявитель не опроверг (статья 65 АПК РФ).
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены, заявитель жалобы на такие нарушения не ссылается.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, и в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2022 года по делу N А19-7798/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты принятия и в течение двух месяцев может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в кассационном порядке по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.С. Ниникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7798/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ООО "Терминал"