г. Хабаровск |
|
11 января 2023 г. |
А73-1432/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от КГКУ "Хабаровскуправтодор": Костроба М.Я ;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Рембокс": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Рембокс"
на решение от 31.10.2022
по делу N А73-1432/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Рембокс"
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - заявитель, КГКУ "Хабаровскуправтодор", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 10.11.2021 N РНП-27-411.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Рембокс" (далее - третье лицо, ООО "Рембокс", общество).
Решением от 31.10.2022 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Рембокс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неверной оценки представленных в дело доказательств. Кроме того, полагает, что обстоятельства, установленные в рамках дела N А73-19302/2021, и принятые во внимание судом первой инстанции по настоящему делу, не имеют правового значения для настоящего спора.
Отзывы не жалобу не представлены.
В заседании уда второй инстанции представитель учреждения устно выразил несогласие с доводами жалобы, настаивал на законности обжалуемого судебного решения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, заслушав представителя КГКУ "Хабаровскуправтодор", Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, 04.06.2021 учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме. Объект закупки: оказание услуг по текущему ремонту автомобиля. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 1 228 093,34 руб.
Победителем запроса признано ООО "Рембокс", заключившее с заказчиком 18.06.2021 государственный контракт N 200 на оказание услуг по текущему ремонту автомобиля.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта, исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги по текущему ремонту автомобиля, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить.
В силу пункта 2.1 контракта услуги оказываются исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к контракту), являющегося неотъемлемой частью контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 контракта, начало оказание услуг - с момента заключения контракта; окончание оказания услуг - не позднее 31.08.2021.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта (пункт 10.1 контракта).
В соответствии с положениями пункта 14.7 контракта, настоящий контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрастной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приложением N 1 к контракту "Техническое задание" стороны согласовали перечень закупаемых услуг: оказание услуг по текущему ремонту автотранспортных средств включает в себя:
- контрольно-диагностические и регулировочные работы;
- электротехнические работы; - замена деталей и агрегатов. Объем закупаемых услуг: NISSAN PATROL, идентификационный номер JN1TANY62U0002182, модель двигателя VK-56, год выпуска 2011: необходимо заменить АКПП в сборе, залить в АКПП новую эксплуатационную жидкость, при необходимости перепрограммировать блок управления трансмиссией.
Пунктом 2 Технического задания также установлено, что в случае, если в процессе оказания услуг будут выявлены дополнительные дефекты, требующие устранения, исполнитель составляет акт с указанием в нем выявленных дефектов, и передает его заказчику для согласования.
Приложением N 2 к контракту установлен перечень оказываемых услуг.
Поскольку услуги в установленный контрактом срок, а именно до 31.08.2021, обществом не оказаны, заказчиком 29.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, и он обратился в антимонопольный орган с заявлением о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения указанной информации управление приняло решение от 10.11.2021 N РНП-27-411:
не включать сведения об ООО "Рембокс" в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1);
признать заказчика КГКУ "Хабаровскуправтодор" нарушившим требования части 3 статьи 103, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе (пункт 2);
передать материалы дела N 7-3/584 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства (пункт 3).
Полагая, что указанное решение антимонопольной службы не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы учреждения, оно обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности данных условий, в связи с чем удовлетворил требования заявителя.
Возражения апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно части 14 статьи 34 этого Закона в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95).
Из положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, статей 450, 715 ГК РФ следует, что основанием для одностороннего расторжения государственного контракта на выполнение работ является существенное нарушение одной из сторон своих обязательств по этому контракту в случае, если возможность такого расторжения была предусмотрена государственным контрактом.
Части 12 и 13 статьи 95 Закона устанавливают специальную процедуру отказа от контракта и иным образом, по сравнению с общими положениями ГК РФ, определяют момент, в который отказ заказчика от договора считается состоявшимся.
В соответствии с положениями части 16 приведенной статьи предусмотрено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона).
Антимонопольный орган при рассмотрении обращений заказчика о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078).
В соответствии с пунктом 15 этих Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта мотивировано тем, что ООО "Рембокс" нарушило существенные условия контракта от 18.06.2021 N 200.
Проверяя законность оспариваемого решения управления N РНП-27-44411, которым отказано во включение ООО "Рембокс" в реестр недобросовестных поставщиков, арбитражный суд принял во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-19302/2021 по иску КГКУ "Хабаровскуправтодор" к ООО "Рембокс" о взыскании неустойки по государственному контракту N200.
Так, в рамках указанного дела дана оценка представленными лицами, участвующими в деле, заключению специалиста ИП Евсеенко Д.И. от 01.11.2021 N 225/2021, заключению Экспертно-оценочного бюро Лазаренко от 14.07.2021, переписке спорящих сторон (письма от 28.07.2021 N 6241-13, N 1 от 27.08.2021), и арбитражный суд пришел к тому, что исполнителем нарушен пункт 3 Технического задания контракта по причине того, что АКПП с маркировочным обозначением JN8BY2NY5K9184561 не соответствует требованиям указанного пункта, в связи с чем не усмотрел оснований для освобождения ответчика - ООО "Рембокс", от ответственности за нарушение обязательства (статья 401 ГК РФ).
Выводы суда по указанному делу поддержаны постановлениями апелляционной инстанции от 21.07.2022 и кассационной инстанции от 14.10.2022.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.04.2022 по делу N А73-19302/2021 установлен факт ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств при исполнении государственно контракта от 18.06.2021.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, вывод арбитражного суда по настоящему делу о том, что выводы комиссия антимонопольного органа об отсутствии достаточных доказательств недобросовестного поведения ООО "Рембокс" при исполнении спорного контракта противоречат выводам судебных инстанций по делу N А73-19302/2021, признается верным.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на преодоление выводов по указанному выше делу, касающихся оценки представленных экспертных заключений, не могут быть приняты во внимание апелляционной коллегией, поскольку это является недопустимым в силу норм действующего процессуального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал решение антимонопольного органа от 10.11.2021 N РНП-27-411 о невключении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "Рембокс" недействительным, и на основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ правомерно обязал УФАС по Хабаровскому краю повторно рассмотреть заявление КГКУ "Хабаровскуправтодор" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества.
Доводов, касающихся пунктов 2 и 3 оспариваемого решения управления, апелляционная жалоба не содержит. Возражений в данной части со стороны антимонопольного органа также не заявлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.10.2022 по делу N А73-1432/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1432/2022
Истец: КГКУ "Хабаровскуправтодор"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ООО "Рембокс"