г. Пермь |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А60-43880/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Дружининой Л.В.,
рассмотрел в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 18 октября 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А60-43880/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - предприятие "Спецавтобаза", истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", ответчик) 65 854,32 руб. расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных по адресам:
1) Свердловская обл., Верхняя Пышма ГО, п. Исеть, возле ж/д путей (координаты: 56.99456160.363269), кадастровый номер земельного участка - 66:36:3101001:14, входящий в единое землепользование - 66:36:0000000:120;
2) Свердловская обл., Белоярский ГО, станция Бобровка в лесу, не далеко от ж/д станции Бобровка (координаты: 56.753773 60.972819) кадастровый номер земельного участка - 66:06:4501001:167, входящий в единое землепользование - 66:06:0000000:108;
3) Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский район, ж/д станция "Вторчермет" (координаты: 56.766932 60.615078, 56.766763 60.615081, 56.766723 60.614955), кадастровый номер земельного участка - 66:41:0001001:33, входящий в единое землепользование - 66:41:0001001:41).
Мотивированным решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2022, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что в нарушение требований пункта 16 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановление правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с ТКО и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N1156), истцом не направлены уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО и о необходимости мест их ликвидации. Доказательств направления истцом соответствующих уведомлений и их получения ответчиком в материалы дела не представлено. Кроме того, представленные истцом односторонние документы не являются бесспорными.
Истец представил письменный отзыв, в котором отклонил доводы ответчика, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, и верно установлено судом первой инстанции, в адрес истца поступили сведения о наличии мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных по адресу:
1) Свердловская обл., Верхняя Пышма ГО, п. Исеть, возле ж/д путей (координаты: 56.99456160.363269), кадастровый номер земельного участка - 66:36:3101001:14, входящий в единое землепользование - 66:36:0000000:120;
2) Свердловская обл., Белоярский ГО, станция Бобровка в лесу, не далеко от ж/д станции Бобровка (координаты: 56.753773 60.972819) кадастровый номер земельного участка - 66:06:4501001:167, входящий в единое землепользование - 66:06:0000000:108;
3) Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский район, ж/д станция "Вторчермет" (координаты: 56.766932 60.615078, 56.766763 60.615081, 56.766723 60.614955), кадастровый номер земельного участка - 66:41:0001001:33, входящий в единое землепользование - 66:41:0001001:41)
В ходе проверки указанной информации 26.06.2019, 04.06.2020 и 10.08.2020 специалистами предприятия "Спецавтобаза" установлено, что на территории земельных участков, незаконно размещены ТКО, объем которых превышает 1 м3.
Предприятие "Спецавтобаза" направило уведомления N 162-НС от 03.07.2019, N 4260-НС от 10.06.2020, N 4520-НС от 13.08.2020 об обнаружении мест несанкционированных размещения твердых коммунальных отходов и необходимости их ликвидации.
Региональным оператором ликвидировано собственными силами по указанным выше адресам несанкционированное размещение ТКО, поскольку по истечении 30 дней с момента направления уведомления договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО не заключен и место несанкционированного размещения ТКО не ликвидировано.
Расходы предприятия "Спецавтобаза" по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО составили 65 854,32 руб., в подтверждение чего представлены соответствующие калькуляции, акты от 26.08.2019, 07.08.2020, 25.09.2020 с приложением фотоматериалов, заключение о ликвидации несанкционированного размещения ТКО.
В целях досудебного урегулирования спора, региональным оператором в адрес собственника земельных участков направлена претензия с требованием оплаты задолженности.
Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, задолженность не погашена, предприятие "Спецавтобаза" обратилось в суд с настоящим иском о взыскании расходов на устранение мест несанкционированного размещения ТКО.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил факт выявления региональным оператором несанкционированного размещения ТКО (свалки) и последующую ее ликвидацию собственными силами истца по указанным выше адресам; установил обоснованность расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 65 854,32 руб.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на собственников земельных участков. Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, региональным оператором выявлено несанкционированное размещение ТКО (свалки) по указанным выше адресам.
При этом довод ответчика о недоказанности истцом факта несанкционированного размещения отходов опровергается представленными в материалы дела совокупностью доказательств.
Так, в подтверждение факта наличия несанкционированной свалки в материалы дела были представлены акты от 26.08.2019, 07.08.2020, 25.09.2020 с приложением фотоматериалов, маршрутные журналы, справка об объемах МНР ТКО и отчет по весовой к МНРО, заключение о ликвидации несанкционированного размещения ТКО, документы по транспортировке, платежные поручения за транспортирование ТКО,
В подтверждение факта направления уведомлений N 162-НС от 03.07.2019, N 4260-НС от 10.06.2020, N 4520-НС от 13.08.2020 об обнаружении мест несанкционированных размещения твердых коммунальных отходов и необходимости их ликвидации представлены описи вложения в ценные письма с оттисками печати органа почтовой связи, а также квитанциями об их отправке.
В связи с указанными обстоятельствами, подлежит отклонению как необоснованный довод ответчика о ненадлежащем уведомлении последнего о расположении места несанкционированного размещения отходов.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Истцом в соответствии с требованиями указанного Постановления, уведомления в адрес ответчика направлены, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила) собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов.
На основании изложенного, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Истцом проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки в отсутствие заключенного с ответчиком договора, порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик является собственником земельных участков, на которых обнаружено несанкционированное размещение ТКО, доказательств принадлежности земельного участка к муниципальным землям или землям иных лиц ответчиком не представлено и материалы дела не содержат, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что возмещение затрат по уничтожению несанкционированной свалки на земельных участках, является обязанностью ответчика.
Учитывая, что предприятием "Спецавтобаза" направлено уведомление об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела (акты ликвидации, маршрутные листы) и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, расходы истца, а также обязанность ответчика их возместить подтверждены материалами дела, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составляет 65 854,32 руб.
Представленный истцом расчет проверен судом первой инстанции и признан арифметически правильным.
Довод жалобы о недоказанности истцом фактически понесенных расходов также отклоняется, поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
При этом ответчиком не представлено доказательств, опровергающие доводы предприятия "Спецавтобаза" в части подтверждения иного состава и объема МНР ТКО. Доказательств того, что услуги могли быть оказаны по иной цене, в материалах дела также не имеется (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 октября 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-43880/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43880/2022
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: ОАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ