г. Москва |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А40-124960/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Яремчук,
рассмотрев апелляционную жалобу
Гаражный кооператив "Кантемировский" N 13
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.09.2022 по делу N А40-124960/22,
принятое в порядке упрощенного производства
судьей Тевелевой Н.П. (шифр судьи114-948)
по иску Гаражный кооператив "Кантемировский" N 13 (ИНН: 7724182213)
к ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги южного административного округа" (ИНН: 7724807867)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГК "Кантемировский" N 13 обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" убытков в размере 177 875 руб..
Решением суда от 02.09.2022 года в удовлетворении исковых требований ГК "Кантемировский" N 13 отказано.
Истец не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование исковых требований истец ссылается на владение земельными участками с кадастровыми номерами 77:05:0005009:17239, 77:05:0005009:17238, на которых расположен гаражный комплекс (с капитальными строениями гараж-боксов, подсобными помещениями, мойкой для автотранспорта с очистными сооружениями, двумя металлическими воротами, железобетонным ограждением (забором) 147,83-м. пог. по периметру), на вступившее в законную силу решение Нагатинского районного суда г.Москвы от 09.06.2020 по делу N 2а-149/2019 о признании незаконным акта Управы района Царицыно г.Москвы о демонтаже ворот и забора, на несение убытков вследствие действий ответчика по демонтажу ворот на сумму 177 875 руб., в подтверждение чего представлен отчет ООО "Центр юридических услуг и оценочной деятельности" N 754/2021 от 23.12.2021 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, в том числе и упущенной выгоды. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
В соответствии с п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Полномочия по выявлению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности г.Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков возложена на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в силу п. 7 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 25.04.2012 г. N 184-ПП.
Административное решение о сносе объекта в городе Москва принимается в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП "О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы"
Так, Положением об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. N 829-ПП "О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы", определены последовательность действий, направленных на осуществление сноса зданий, сооружений и других строений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) на указанных земельных участках.
Постановление N 819-ПП издано, в соответствии со статьями 14, 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В рамках данного Постановления N 819-ПП утверждаются (пункт 1):
1) Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (пункт 1.2);
2) Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (пункт 1.3) Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в срок до 31 января 2014 г., а при актуализации перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в течение одного месяца с даты актуализации заявляет в суд соответствующие требования.
Государственное бюджетное учреждение города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы, в силу пункта 2.5 Постановления N 819-ПП, является непосредственным исполнителем действий по освобождению земельных участков не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), от имущества (конструкции, строительные материалы и прочее), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции).
В соответствии с п. 2.5 Постановления, префектуры административных округов города Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Постановления обеспечивают с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, освобождение земельных участков, указанных в пункте 1.3 данного постановления, в том числе путем демонтажа конструкций, вывоза с земельного участка соответствующего имущества на специализированную площадку.
Согласно п. 4.1 (пп. 4.1.1) Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пп. 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка, при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции), при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке) префектура в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением ГБУ города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения, проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по недвижимости г. Москвы.
Актом Госинспекции по недвижимости от 13.10.2017 года N 9055519/1 установлено, что спорная пристройка обладает признаками самовольной постройки, право собственности на указанный объект не зарегистрировано, на кадастровый учет не поставлена, разрешительная документация на возведение пристройки отсутствует.
Поскольку спорная пристройка не была зарегистрирована как объект недвижимого имущества и у истца отсутствуют свидетельство о государственной регистрации прав собственности на указанный объект недвижимого имущества, то решение суда для ее сноса не требуется.
Ответчиком получено задание с приложением акта Госинспекции по недвижимости о выявлении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 13.10.2017 г..
Действия ответчика являются законными и обоснованными, поскольку ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" действовало в установленном Постановлением Правительства РФ от 11.12.2013 г. N 819-ПП порядке.
Вступившим в законную силу решением Нагатинского районного суда города Москвы от 19.11.2019 г. по делу N 2а-591/2019 действия Управы района Царицыно города Москвы по направлению в адрес истца по настоящему делу информационного письма, с уведомлением о составлении акта от 13.10.2017 г. N 9055519/1 и решении о демонтаже не признаны незаконными.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 г. по делу N А40-44896/2021, которым были рассмотрены аналогичные требования также в рамках акта от 13.10.2017 г. N 9055519/1.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований правомерны.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.09.2022 по делу N А40-124960/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124960/2022
Истец: ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ " КАНТЕМИРОВСКИЙ" N 13
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ЮЖНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА"