г. Москва |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А41-43076/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская области" на решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2022 по делу N А41-43076/22, по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Райцентр" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская области" об оспаривании, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Селена",
при участии в заседании:
от ООО УК "Райцентр" - Прокудкин М.Н. по доверенности от 06.09.2022;
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская области" - Крахоткин Д.Ю. по доверенности от 15.03.2022;
от ООО УК "Селена" - Петрыкин Р.Н. по доверенности от 12.07.2022, Лякишев С.И. по доверенности от 05.08.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Райцентр" (далее - общество, ООО УК "Райцентр") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция, инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N Р001-5650235112-58789496 от 31.05.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Московская обл., г.о. Красногорск, ул. Вокзальная, д. 29; об обязании внести изменения в реестр лицензии Московской области в связи с выбором ООО УК "Райцентр" управляющей организацией по результатам общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г.о. Красногорск, ул. Вокзальная, д. 29 в соответствии с заявлением ООО УК "Райцентр" от 28.04.2022.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Селена" (далее - третье лицо, ООО УК "Селена").
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2022 по делу N А41-43076/22 заявленные требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители Госжилинспекции и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
26.04.2022 по результатам внеочередного общего собрания, проведенного в период с 15.04.2022 по 26.04.2022 собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г.о. Красногорск, ул. Вокзальная, д. 29 (далее - ОСС) в форме очно-заочного голосования оформленного протоколом N 1, принято решение о выборе в качестве управляющей компании ООО УК "Райцентр".
26.04.2022 протокол с приложением размещен на портале ГИС ЖКХ.
27.04.2022 ООО УК "Райцентр" направило по почте протокол с приложением в инспекцию, что подтверждается описью с отметкой о вручении.
28.04.2022 ООО УК "Райцентр" обратилось через портал МОСРЕГ с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
По результатам рассмотрения данного заявления принято решение от 31.05.2022 N Р001-5650235112-58789496 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления в связи с тем, что обществом не размешены документы, подтверждающие надлежащее уведомление собственников помещений в МКД о проведении ОСС (протокол 2015 года, устанавливающий способ уведомления, приложен в нечитаемом виде); заявление не содержит сведений о дате и способе передачи подлинников протокола ОСС в инспекцию.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок внесения изменений в реестр лицензий утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 г. N 938/пр (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 9 Порядка, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решением от 31.05.2022 N Р001-5650235112-58789496 обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с несоответствием заявления от 28.04.2022 N Р001-5650235112-58789496 и документов требованиям, установленным подпунктом "г" пункта 5 Порядка, а именно: заявителем не размешены документы, подтверждающие надлежащее уведомление собственников помещений в МКД о проведении ОСС (протокол 2015 года, устанавливающий способ уведомления, приложен в нечитаемом виде), а также подпунктом "ж" пункта 2 Порядка, а именно: заявление не содержит сведений о дате и способе передачи подлинников протокола ОСС в жилищную инспекцию.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования).
Согласно подпункту "в" п. 20 Требований одним из обязательных приложений к протоколу общего собрания являются документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с ч. 4 ст. 45, ч. 2 и 3 ст. 47.1 ЖК РФ.
В рассматриваемом случае, обществом в лицензионный орган представлен протокол ОСС от 10.04.2015, согласно пункту 9 которого собственниками многоквартирного дома рассмотрен вопрос об утверждении способа оповещения о проведении последующих общих собраний МКД путем размещения уведомлений на информационных стендах подъездов.
Инициатор общего собрания надлежащими образом и в установленные сроки уведомил собственников помещений путем размещения на информационных стендах информации о проведении общего собрания, что подтверждается актом о размещении уведомления и фотографиями стендов и не опровергается оспариваемым решением.
Следовательно, собственники надлежащим образом уведомлены о проведении ОСС, результаты которого оформлены протоколом от 26.04.2022.
Делая данные выводы, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что на дату рассмотрения дела в суде (13.09.2022) протокол ОСС от 26.04.2022, в том числе, по основаниям нарушения порядка его проведения, не оспорен.
Оснований для вывода о ничтожности протокола собрания апелляционным судом не установлено, из материалов дела данного вывода не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в системе ГИС ЖКХ размещен протокол ОСС от 10.04.2015 в нечитаемом виде, не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, поскольку в условиях приостановления рассмотрения заявления для проведения проверочных мероприятий (т. 2 л.д. 96) заинтересованное лицо, при наличии сомнений в содержании пункта 9 протокола, имело возможность запросить оригинал или иную копию протокола ОСС от 10.04.2015 и проверить его содержание, однако, каких-либо действий в целях реализации вышеуказанного права инспекцией предпринято не было, что свидетельствует об отсутствии необходимости представлять (размещать) иную копию или экземпляр данного протокола.
При этом, как следует из пояснений общества, не опровергнутых заинтересованным лицом, протокол ОСС от 10.04.2015 размещен в таком виде, поскольку система ГИС ЖКХ имеет ограничения по объему файлов и их количеству, размещаемых лицензиатом, в связи с чем, файл с протоколом ОСС от 10.04.2015 был "сжат" путем уменьшения разрешения, что, вероятно, привело к затруднительному прочтению Госжилинспекцией спорного протокола.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление не содержит сведений о дате и способе передачи подлинников протокола ОСС в инспекцию, равно как и доводы о том, что подлинник протокола не был передан в инспекцию, подлежат отклонению апелляционным судом в связи со следующим.
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что 27.04.2022 ООО УК "Райцентр" направило протокол с приложением в инспекцию, что подтверждается описью с отметкой о вручении.
Таким образом, общество исполнило обязанность, предусмотренную ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, по направлению подлинника протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением всех предусмотренных законом документов в орган государственного жилищного надзора, что свидетельствует о том, что заинтересованное лицо не испытывало трудностей в определении даты и способа передачи подлинников протокола ОСС.
При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что из буквального толкования оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области следует, что отсутствие подлинника протокола не явилось основанием для вынесения оспариваемого отказа, поскольку данное обстоятельство не указано в качестве обстоятельства, влекущего отказ во внесении изменений в реестр, не указаны нормы права, нарушенные обществом, а также положения Порядка, в соответствии с которыми данное обстоятельство является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий.
Таким образом, основания, препятствующие внесению изменений в Реестр лицензий Московской области, отсутствовали.
В части требований общества об обязании внести изменения в реестр лицензии Московской области в связи с выбором ООО УК "Райцентр" управляющей организацией по результатам общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г.о. Красногорск, ул. Вокзальная, д. 29 в соответствии с заявлением ООО УК "Райцентр" от 28.04.2022, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, среди прочего, должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о возможности восстановления права общества путем обязания заинтересованного лица повторно рассмотреть заявление ООО УК "Райцентр" от 28.04.2022 о внесении изменений в реестр лицензии Московской области в связи с выбором управляющей организацией по результатам общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г.о. Красногорск, ул. Вокзальная, д. 29. Такой способ восстановления нарушенного права соответствует закону и не нарушает права лиц, участвующих в деле.
При этом делая вышеуказанный вывод, судебная коллегия исходит из того, что суд не должен подменять административный орган.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.10.2022 по делу N А41-43076/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43076/2022
Истец: ООО УК "РАЙЦЕНТР"
Третье лицо: ГУ МО "ГЖИ МО"