г. Москва |
|
11 января 2023 г. |
Дело N А40-132101/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО НИИ ЭСТО
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2022 по делу N А40- 132101/2022
по заявлению: акционерного общества Научно-исследовательский институт электронного специального технологического оборудования
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: 1) ДГИ г.Москвы, 2) АО "ОЭЗ "Технополис Москва", 3) ООО "ПСК Весна"
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Богданова Т.Д. по доверенности от 17.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. Щедрин П.А. по доверенности от 23.08.2022, 3. не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований акционерного общества Научно-исследовательский институт электронного специального технологического оборудования (далее - заявитель, общество, АО НИИ ЭСТО) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росресстра по Москве) N MFC-0558/2021-20124011 КУВД-001/2021-56597823 от 19.04.2022 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект капитального (незавершенного) строительства, расположенный на участке 77:10:0003005:1002, площадью 1782 кв.м., по адресу; г. Москва, г. Зеленоград, ЗелАО, территория "Алабушево", на пересечении проездов N 683 и N 684.
С участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Департамент городского имущества города Москвы, АО "ОЭЗ "Технополис Москва", ООО "ПСК Весна" (далее - третьи лица).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО НИИ ЭСТО обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям, удовлетворить требования в полном объеме.
Управление Росреестра по Москве, Департамент городского имущества города Москвы, ООО "ПСК Весна", будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей организаций.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что в регистрации права было отказано по формальным основаниям.
Представитель АО "ОЭЗ "Технополис Москва" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, представленном до начала судебного заседания.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, 30.12.2021 в адрес Управления поступило заявление АО НИИ ЭСТО N MFC-0558/2021-20124011-1 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства Производственный комплекс ЗАО "НИИ ЭСТО" (1-я очередь строительства), расположенного по адресу: ц о снятии с государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером 77:00:0000000:16364 расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ЗелАО, территория "Алабушево", на пересечении проездов N 683 и N 684 общей площадью 1709,6 кв.м.; площадью застройки; 1104,5 кв.м. (далее - Объект).
Осуществление заявленных учетно-регистрационных действий было приостановлено 23.01.2022 в соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), ввиду не устранения причин приостановления Управление 19.04.2022 отказало в проведении учетно-регистрационных действий.
Полагая, что отказ регистрирующего органа нарушает права заявителя как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, АО НИИ ЭСТО обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом о недвижимости, суд первой инстанции признал, что оспариваемый акт соответствует законодательству, а правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствующими в силу нижеследующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации). В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденным Приказом Росреестра от 23.01.2017 N П/0027, иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Судом установлено, что 17.09.2007 между Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (далее - Агентство) и АО НИИ ЭСТО было заключено соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Москве в редакции дополнительных соглашений от 30.12.2011 N С-1223-ОС/Д25 и от 14.05.2014 N С-169- ЕЕ/Д14 (далее - Соглашение).
09.07.2008 между Агентством и АО НИИ ЭСТО был заключен договор аренды земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, N ОЭЗ-77-10-15.
В рамках данного соглашения, а также договора аренды земельного участка N ОЭЗ-77-10-15 от 09.07.2008 АО НИИ ЭСТО на площадке "Алабушево" ОЭЗ "Зеленоград" на участке с кадастровым номером 77:10:0003005:1002 законно был построен объект капитального (незавершенного) строительства, площадью 1782 кв.м. в котором находится также принадлежащее обществу ценное оборудование и строительные материалы.
На основании разрешения на строительство от 19.12.2018, договора аренды земельного участка N ОЭЗ-77-10-15 от 09.07.2008 истцу принадлежит объект недвижимого имущества - на объект капитального (незавершенного) строительства, расположенный на участке с кадастровым номером 77:10:0003005:1002, площадью 1782 кв.м., по адресу; г. Москва, г. Зеленоград, ЗелАО, территория "Алабушево", на пересечении проездов N 683 и N 684.
Обращаясь в регистрирующий орган Общество с заявлением о постановке на кадастровый учет и о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости приложило следующие документы: технический план, разрешение на строительство от 19.12.2018 года, договор аренды земельного участка N ОЭЗ-77-10-15 от 09.07.2008, проектную документацию от 01.01.2011 N ЖС-1/08-17ААР, выписку из ЕГРН от 15.07.2020 N 99/2020/338197902, Декларацию об объекте недвижимого имущества от 27.08.2020, Абрис от 03.07.2020, выписку и каталог координат от 20.11.2018 N ФПД1/355-18.
Вынося решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности истца на вышеуказанный объект недвижимости, управление указало:
- приложенные к техническому плану документы не подтверждают правомерность проведения учетно-регистрационных действий (в частности у разрешения на строительство от 19.12.2018 и договора аренды земельного участка N ОЭЗ-77-10- 15 от 09.07.2008 на момент подачи в Росреестр истек срок действия);
- в техническом плане в разделе "План этажа" не указаны линейные размеры в условных обозначениях.
Апелляционная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Пунктами 3, 5 статьи 1 Законом о недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона о недвижимости предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
На основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 27 Закона о недвижимости в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания возникновения права собственности на недвижимое имущество.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации предусмотрен также пунктом 2 ст. 14 Закона о недвижимости, в частности установлено, что такими основаниями являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, 6 прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 40 Закона о недвижимости, государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о недвижимости основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии со ст. 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Законом о недвижимости и разделом I Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943, выявлено следующее.
Как верно установлено судом первой инстанции, в материалы учетно-регистрационного дела представлен технический план, подготовленный в связи с созданием объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ЗелАО, территория "Алабушево", на пересечении проездов N 683 и N 684, на основании разрешения на строительство и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором он расположен.
К техническому плану приложены документы, а именно: Разрешение на строительство от 19.12.2018, Договор аренды земельного участка от 09.07.2008 N ОЭЗ-77-10-15 Проектная документация от 01.01.2011 N ЖС-1/08-17А-АР Выписка из ЕГРН от 15.07.2020 N 99/2020/338197902 Декларация об объекте недвижимого имущества от 27.08.2020 Абрис от 30.07.2020, Выписка из Каталога координат от 20.11.2018 N ФПД1/355-18.
В нарушение п. 62 Требований в разделе "План этажа" не указаны линейные размеры на 1 этаже помещение 111, антресоль. Таким образом, приложенные документы к техническому плану документы не подтверждают правомерность проведения учетно-регистрационных действий.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой 7 экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется указаны в п. 4 ст. 14 Закона о недвижимости, ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о недвижимости недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о недвижимости сведений (ст. 1 Закона о недвижимости).
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Совместно с техническим планом представлены Договор N ОЭЗ-77-10-15 аренды земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Москве и находящихся в государственной собственности от 09.07.2008, Разрешение на строительство от 19.12.2018 N 77-194000- 018012-2018.
Судом установлено, что АО НИИ ЭСТО занимал указанный участок на основании Соглашения от 17.09.2007 о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны на территории города Москвы, которое расторгнуто на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2020 по делу N А40-304411/2019, в связи с существенные нарушения условий Соглашения со стороны НИИ ЭСТО, а именно: неосуществление предусмотренной соглашением деятельности в течение 24 месяцев подряд с момента установления такого факта (а именно с 05.05.2017 по 06.09.2019), неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением).
Срок действия разрешения на строительство спорного объекта, выданное АО НИИ ЭСТО в период действия Соглашения от 17.09.2007 для реализации целей соглашения истек, объект в эксплуатацию не введен.
В настоящее время ООО "ПСК Весна" является действующим арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:10:0003005:1002 по адресу: г. Москва, г. Зеленоград "Территория Алабушево" на котором располагается спорный объект, на основании Договора N ТВЗ-1-16.02.2022 аренды земельного участка, расположенного на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Москве и находящегося в государственной собственности от 16.02.2022 сроком до 31.12.2054.
При толковании ст. 40 Закона о недвижимости государственная регистрация права на созданные здание, сооружение (помещения и (или) машино-места в таких здании, сооружении), на объект незавершенного строительства осуществляется только при наличии правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором возведен объект недвижимости.
Учитывая, что заявитель не является правообладателем земельного участка по договору аренды, соглашение на основании, которого НИИ ЭСТО пользовалось земельным участком прекращено в связи с существенным нарушением его условий, срок разрешения на строительство истек, отсутствуют основания для регистрация права, и решение Управления Росреестра по г. Москве является обоснованным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для государственной регистрации права собственности истца в отношении спорного объекта, и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований.
Следовательно, в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 АПК РФ судом отказано правомерно.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные учреждением при подаче жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2022 по делу N А40- 132101/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132101/2022
Истец: АО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ОЭЗ "ТЕХНОПОЛИС МОСКВА"