г. Москва |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А41-70312/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Бюро независимых экспертиз" - представитель не явился, извещен,
от государственного унитарного предприятия Московской области "Коммунальные системы Московской области" - Каминская Т.И. представитель по доверенности от 08.12.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бюро независимых экспертиз" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 года по делу N А41-70312/22 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бюро независимых экспертиз" (ОГРН 1126952030259, ИНН 6952035745)
к государственному унитарному предприятию Московской области "Коммунальные системы Московской области" (ОГРН 1025004586353, ИНН 5034065171),
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (ОГРН 1087746854150, ИНН 7703671069),
об оспаривании торгов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бюро независимых экспертиз" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Московской области "Коммунальные системы Московской области" (далее - ответчик, ГУП МО "КС МО") о приостановлении осуществления закупки по извещению N 32211527455 до рассмотрения заявления по существу, отмене результатов рассмотрения заявок и обязании заказчика заключить договор по результатам закупки по извещению N 32211527455 с ООО "Бюро независимых экспертиз", взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал на представление всех необходимых документов для участия в аукционе.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 по делу N А41-70312/22 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Бюро независимых экспертиз" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Государственное унитарное предприятие Московской области "Коммунальные системы Московской области" направило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте в сети "Интернет" (zakupki.gov.ru) было размещено Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по взысканию (урегулированию) просроченной задолженности по оплате за потребленные коммунальные ресурсы (холодная вода, водоотведение) - для нужд филиала ГУП МО "КС МО" "ШВК" (Извещение N 32211527455).
12.07.2022 г. обществом в электронном виде подана заявка на участие в закупке.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений от 15.07.2022 N 2441187 допущено 3 заявки.
Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений от 19.07.2022 N 2441187 заявки участников NN 2-3 признаны не соответствующими требованиям документации.
Не согласившись с итогами аукциона, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 9 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе, принципом информационной открытости закупки (пункт 1 части 2 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их проведения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
МУП МО "КС МО" разработано и утверждено Положение о закупке Государственного унитарного предприятия Московской области "Коммунальные системы Московской области" (далее - Положение о закупке).
Пунктом 56.3 Положения о закупке предусмотрено, что заявка на участие в запросе предложений в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о запросе предложений в электронной форме, в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктом 54.9 Положения.
Пунктом 19 раздела VIII "Информационная карта запроса предложений в электронной форме" предусмотрено, что подлежат представлению:
- копия выписки из Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; или
- сведения, подтверждающие такое соответствие, если информация и документы содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием адреса сайта или страницы сайта, на которых размещены эти информация и документы.
Из материалов дела следует, что предметом запроса предложений является оказание заказчику услуг по взысканию (урегулированию) просроченной задолженности по оплате за потребленные коммунальные ресурсы (холодная вода, водоотведение).
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку основными потребителями потребленных коммунальных ресурсов (холодная вода, водоотведение) являются физические лица, при оказании данного вида услуг обработка персональных данных граждан неизбежна.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) обязан вести Реестр операторов.
Целью ведения данного Реестра является создания единой базы, обеспечивающей доступ для всех заинтересованных лиц к информации об операторах, осуществляющих обработку персональных данных.
После направления в Роскомнадзор уведомления о запланированных операциях с персональными данными организация попадает в реестр персональных данных, что позволяет обосновать свои действия с полученными от человека сведениями при появлении у него вопросов относительно их использования.
С учетом положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ даже при небольшом объеме обрабатываемых персональных данных, юридические и физические лица обязаны сообщить о намерении осуществить те или иные операции с ними.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство предусматривает подачу уведомления в компетентный орган заблаговременно, до начала работы с персональными данными, в связи с чем направление истцом при участии в запросе предложений Гарантийного письма от 12.07.2022 г. не может свидетельствовать о выполнении им требований действующего законодательства Российской Федерации, соответствии его обязательным требованиям к участникам запроса согласно пункту 5 раздела VIII "Информационная карта запроса предложений в электронной форме" и приложении документов, предусмотренных пунктом 19 раздела VIII "Информационная карта запроса предложений в электронной форме" Документации о запросе предложений в электронной форме.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что обществом было допущено нарушение документации о запросе предложений, что явилось законным основанием для отказа в допуске истца к торгам, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции вынесено в нарушении норм ст. 3.4. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которыми не предусмотрено предоставление участником закупки документов, указанных Заказчиком, и установлен запрет на обязанность предоставления иных документов, не указанных в законе, отклоняется арбитражным апелляционным судом как основанный на неверном понимании апеллянтом норм действующего законодательства.
Как было указано выше, согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их проведения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Подпунктом 6 пункта 19.1. статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено право заказчика установить в документации о конкурентной закупке обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части (если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы).
Поскольку предварительное направление в Роскомнадзор уведомления о запланированных операциях с персональными данными является обязательным в силу приведённых выше положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, требования пункта 19 раздела VIII "Информационная карта запроса предложений в электронной форме" о представлении: копии выписки из Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или сведений, подтверждающих такое соответствие, если информация и документы содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием адреса сайта или страницы сайта, на которых размещены эти информация и документы, является законным, а его несоблюдение участником закупки влечёт признание заявки такого участника несоответствующей требованиям документации о закупке.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2022 года по делу N А41-70312/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70312/2022
Истец: ООО "Бюро независимых экспертиз"
Третье лицо: ГУП МО "Коммунальные системы Московской области", УФАС по МО