г. Ессентуки |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А25-4236/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.02.2024 по делу N А25-4236/2023, при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - Борлаковой Р.Н. (по доверенности), представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Байрамукова М.М. (по доверенности),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северный Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2023 N 009/04/9.21-49/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Решением от 13.02.2024 в удовлетворении требований отказано по мотиву наличия в действиях общества состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
В апелляционной жалобе общество просило решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Податель жалобы указал, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Между обществом и Ахба Э.Р. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Для осуществления обществом технологического присоединения энергопринимающих устройств Ахба Э.Р. последнему в соответствии с техническими условиями необходимо было выполнить ряд мероприятий в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства, в частности осуществить установку ВРУ. После выполнения указанных выше мероприятий Ахба Э.Р. обязан направить в адрес общества уведомление о выполнении технических условий. Однако, Ахба Э.Р. не предоставил обществу уведомление о выполнении технических условий. Следовательно, права Ахба Э.Р. могли быть нарушены (ущемлены) сетевой организацией только в случае добросовестности самого заявителя.
В отзыве управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее. Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого решения в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 11.08.2022 Ахба Э.Р. обратился к обществу с заявкой для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям.
Ахба Э.Р. и общество заключили договор N 36071/2022/КЧР/ПРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Абазинский район, а. Псыж, ул. Братьев Кишмаховых, д. 45. Технические условия являются неотъемлемой частью договора и приведены в приложении N 1 (пункт 23 договора).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В связи с неисполнением обществом обязательств в установленные договором сроки Ахба Э.Р. обратился в управление с заявлением.
В ходе проведенной управлением проверки выявлены нарушения обществом Правил N 861 - не соблюден установленный в пункте 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гражданина.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса, 06.10.2023 должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 009/04/9.21-49/2023 и 17.11.2023 вынесено постановление N 009/04/9.21-49/2023 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса с назначением наказания в виде 600 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд установил все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовал, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применил положения Правил N 861 и сделал верный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса, которой предусмотрена ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Как определено пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Правилами N 861 определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 16 названных Правил предусмотрено, что договор между сетевой организацией и абонентом должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности, не может превышать шести месяцев (подпункт "б"). Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.
Как видно из материалов дела, общество и Ахба Э.Р. заключили договор от 01.11.2022, согласно которому общество приняло на себя обязательства осуществить технологическое присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств в срок шесть месяцев со дня поступления подписанного заявления экземпляра договора в сетевую организацию (пункт 5 договора).
Согласно условиям договора общество обязано выполнить со своей стороны технические условия, а также осуществить (или быть готовым осуществить) фактическое технологическое присоединение в течение 6 месяцев со дня заключения договора.
Акт об осуществлении технологического присоединения объекта Ахба Э.Р. подписан лишь 07.11.2023.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суд сделал верный вывод о том, факт нарушения сетевой организацией указанного срока и, соответственно, требований пункта 16 Правил N 861 подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса.
Поддержав позицию управления о совершении обществом правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса, суд учел повторность привлечения общества к ответственности по статье 9.21 Кодекса (постановление управления от 26.10.2022 N 009/04/9.21-266/2022), что общество документально не опровергло.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Управление не допустило нарушение порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не выявлены; срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек; доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяет ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 тыс. рублей или может повлечь для общества необратимые последствия, в том числе привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности, также отсутствуют.
О пренебрежительном отношении общества к исполнению обязанностей свидетельствует повторность привлечения к административной ответственности, в связи с чем отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным и снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Довод общества о том, что на Ахба Э.Р. лежит обязанность по уведомлению сетевой организации в установленный срок о выполнении технических условий с приложением необходимых документов подлежит отклонению, поскольку действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность соблюдать правила технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе в части сроков осуществления технологического присоединения.
Само по себе отсутствие уведомления потребителя об исполнении им технических условий не может являться основанием для признания факта принятия обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках осуществления технологического присоединения, общество могло принять меры в целях недопущения совершения правонарушения. Доказательства, свидетельствующие о том, что общество со своей стороны предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены и судом таких обстоятельств не установлено.
Таким образом, доводы жалобы об отсутствии вины заявителя в совершении рассматриваемого правонарушения, выводов суда первой инстанции не опровергают.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения по доводам жалобы, отсутствуют, поскольку они не опровергают выводы суда, а сводятся лишь к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене (изменению) обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.02.2024 по делу N А25-4236/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-4236/2023
Истец: ПАО "Россети Северный Кавказ" в лице филиала "Карачаево-Черкесскэнерго"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАРАЧАЕВОЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ