27 февраля 2024 г. |
Дело N А84-7442/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 февраля 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца:
Правительство Севастополя не явились, извещены надлежаще;
от ответчика:
ООО "Ландшафтстрой" Буканов А.А. (дов от 01.12.2024);
от третьих лиц:
Департамент экономического развития
города Севастополя Плешко Е.К. (дов. от 27.12.2023);
УФНС России по г. Севастополю Токарева Л.В. (дво. от 27.12.2023);
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) апелляционную жалобу Департамента экономического развития города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 октября 2023 года по делу N А84-7442/2023,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Севастополя обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ландшафтстрой" (далее - ООО "Ландшафтстрой") о досрочном расторжении договора от 29.10.2019 N 479 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, заключенного с ответчиком, а также взыскании штрафа в размере 165 000 руб. за расторжение договора в судебном порядке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Департамент экономического развития города Севастополя, Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (далее - УФНС России по г. Севастополю).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Расторгнут договор N 479 от 29.10.2019 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, заключенный между Правительством Севастополя и ООО "Ландшафтстрой".
В остальной части исковых требований отказано.
Взыскана с ООО "Ландшафтстрой" в доход федерального бюджета госпошлина в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент экономического развития города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.06.2019 N 363 "Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 859" внесены изменения в примерную форму договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя; установлен штраф в размере 5 (пяти) процентов от общего объема капитальных вложений, предусмотренных пунктом 1.4 Договора, за вычетом объема капитальных вложений, осуществленных на дату утраты статуса участника СЭЗ, но не более 3000000 (трех миллионов) рублей и не менее 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей при расторжении Договора в судебном порядке (пункт 5.2 Договора). Соответствующее условие содержится и в договоре от 29.10.2019 N 479, заключенном с ООО "Ландшафтстрой" Претензия, направленная в адрес ответчика, содержала условия, при которых возможно расторжение договора. Эти условия были достаточно определены: это доначисление (уплата) в порядке, определенном налоговым законодательством Российской Федерации, сумм налоговых и иных платежей, ранее не начисленных и не уплаченных в связи с применением участником особого режима налогообложения, а также уплата штрафа. В ответ на претензию ответчик согласился на расторжение договора. Стороны не пришли к согласию по существенным условиям для расторжения договора во внесудебном порядке. В настоящем деле факт расторжения Договора по решению суда состоялся. Договор не был расторгнут по соглашению сторон, следовательно, Правительство Севастополя имеет право взыскать штраф в соответствии с пунктом 5.2 Договора в размере 165 000 руб. за расторжение договора в судебном порядке.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ООО "Ландшафтстрой" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правительство Севастополя в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 октября 2023 года отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
УФНС России по г. Севастополю в отзыве на апелляционную жалобу просило принять законное и обоснованное решение.
Представитель Департамента экономического развития города Севастополя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить обжалуемый судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Представитель УФНС России по г. Севастополю в судебном заседании просил принять законное и обоснованное решение.
Истец, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося представителя истца по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.10.2019 между Правительством Севастополя (далее - Уполномоченный орган") и ООО "Ландшафтстрой" (далее - Участник) в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 37-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) заключен договор N 479 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (далее - Договор).
Договор заключен на срок существования свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) до 31 декабря 2039 года (пункт 3.2 Договора).
В соответствии с пунктом 1.3 Договора, результатом реализации инвестиционного проекта будет являться развитие нового направления деятельности Заявителя в сфере осуществления новых видов деятельности в сфере комплексного проектирования и сопровождения градостроительных, архитектурных, инженерно-изыскательных проектов, мероприятий по программам благоустройства и развития инфраструктуры города Севастополь.
Пунктом 1.4 Договора установлено, что общий объем капитальных вложений Участника, предусмотренных инвестиционной декларацией, составляет не менее 3 300 000 руб.
На основании подпункта 2.3.3 пункта 2.3 Договора, Участник в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, обязуется осуществить капитальные вложения согласно следующим этапам, но не позднее указанных сроков:
1-й этап - с 29 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Приобретение сетевого оборудования (сервер, маршрутизаторы, коммутаторы, диски, хранения, кабели), компьютерного оборудования (рабочие станции, ноутбуки, мониторы), МФУ (принтеры, плоттеры, МФУ, кассетные податчики), лицензионного программного обеспечения на сумму не менее 1 224 500 руб.
2-й этап - с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Приобретение компьютерного оборудования (рабочие станции, ноутбуки, мониторы), МФУ (принтеры, плоттеры, МФУ, кассетные податчики), лицензионного программного обеспечения на сумму не менее 1 382 000 (одного миллиона трехсот восьмидесяти двух тысяч) рублей 00 копеек. 3-й этап - с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Приобретение компьютерного оборудования (рабочие станции, ноутбуки, мониторы), МФУ (принтеры, плоттеры, МФУ, кассетные податчики), лицензионного программного обеспечения на сумму не менее 693 500,00 руб.
В первые три года со дня заключения Договора осуществлять капитальные вложения в сумме не менее 3 300 000 руб. (подпункт 2.3.4 пункта 2.3 Договора).
В рамках реализации инвестиционного проекта создать 13 (тринадцать) новых рабочих мест и обеспечить уровень средней заработной платы по организации в размере не менее задекларированной средней заработной платы в сумме 30 242,00 руб. в месяц, при условии обязательного соблюдения, установленного законом минимального размера оплаты труда.
Согласно подпункту 2.3.6 пункта 2.3 Договора Участник обязуется в первые три года со дня заключения Договора создать 13 (тринадцать) новых рабочих мест.
Согласно подпункту 2.3.7 пункта 2.3 Договора Участник обязуется немедленно информировать исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченного осуществлять управление свободной экономической зоной на территории города Севастополя, обо всех изменениях, которые могут повлиять на реализацию инвестиционного проекта, предусмотренного Договором и инвестиционной декларацией.
В соответствии с подпунктом 2.3.8 пункта 2.3 Договора Участник обязуется выполнить следующие условия реализации инвестиционной декларации:
2.3.8.1. Выполнить цель задекларированного инвестиционного проекта.
2.3.8.2. Осуществлять в рамках реализации инвестиционного проекта деятельность в свободной экономической зоне согласно задекларированным видам деятельности, указанным в пункте 1.2 Договора.
В период с 29.12.2022 по 30.12.2022 Департаментом экономического развития города Севастополя (далее - Орган контроля), осуществлявшим полномочия, связанные с функционированием свободной экономической зоны, а также осуществляющим контроль выполнения обязательств инвесторов по заключенным договорам, проведена документарная проверка, ответчика на предмет исполнения последним условий Договора.
Департаментом экономического развития города Севастополя ООО "Ландшафтстрой" направлен запрос о предоставлении документации (письмо от 16.12.2022 N 4558/01-15-01.2-15/02/22).
По состоянию на 29.12.2022 (дата начала проведения документарной проверки) запрашиваемая документация в адрес Департамента, как органа, уполномоченного на осуществление контроля за деятельностью участников СЭЗ, не поступала.
В соответствии с пунктом 6.2 Договора Правительство города Севастополя направило ООО "Ландшафтстрой" претензию (предложение) от 04.05.2023 о досрочном расторжении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя. Участнику предложено расторгнуть Договор досрочно по соглашению Сторон на основании подпункта 4.4.2. пункта 4.4 Договора, а также произвести в течение одного месяца с даты получения настоящей Претензии и до подписания Соглашения о досрочном расторжении Договора, доначисление (уплату), в порядке, определенном налоговым законодательством Российской Федерации, сумм налоговых и иных платежей, ранее не начисленных и не уплаченных в связи с применением Участником особого режима налогообложения (т.1, л.д. 17-19).
Претензия была получена ООО "Ландшафтстрой" 23.05.2023.
ООО "Ландшафтстрой" направило Правительству города Севастополя письмо без номера и без даты, в котором выразило согласие на расторжение Договора по соглашению сторон. Указанное письмо получено Правительством города Севастополя 02.06.2023, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично.
Департамент экономического развития города Севастополя обжалует решение лишь в части отказа в удовлетворении требования о взыскании штрафа в размере 165 000 руб. за расторжение договора в судебном порядке в соответствии с пунктом 5.2 Договора.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 5.2 Договора, соответствующему пункту 5.2 примерной формы договора об условиях деятельности примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24.06.2019 N 363, при расторжении договора об условиях деятельности в особой экономической зоне по решению суда в связи с нарушением участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в особой экономической зоне лицо, утратившее статус участника свободной экономической зоны, обязано уплачивать штраф в размере 5 (пяти) процентов от общего объема капитальных вложений, предусмотренных пунктом 1.4 Договора, за вычетом объема капитальных вложений, осуществленного на дату утраты статуса участника свободной экономической зоны, но не более 3000000 (трех миллионов) рублей и не менее 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Таким образом, основанием для начисления и взыскания штрафа является совокупность следующих условий: 1) нарушение участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в особой экономической зоне;
2) расторжение договора об условиях деятельности в особой экономической зоне по решению суда; 3) причинная связь между первым и вторым условием.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно подпункту 4.4.2 пункта 4.2, Договор может быть изменен по инициативе одной из Сторон при условии достижения взаимного согласия между Сторонами об изменении настоящего Договора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.4, действие Договора прекращается в случае расторжения настоящего Договора по соглашению Сторон.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 ГК РФ).
Условиями Договора и Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не определены требования к порядку расторжения спорного Договора.
Следовательно, к форме расторжения договора применяются требования действующего законодательства Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 434 ГК РФ следует, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
ООО "Ландшафтстрой" письмом без номера и даты выразило согласие на содержащееся в претензии Правительства города Севастополя от 04.05.2023 предложение о расторжении Договора по соглашению сторон.
Таким образом, оферта Правительства Севастополя на расторжение Договора по соглашению сторон (претензия Правительства Севастополя от 04.05.2023) акцептована ответчиком ООО "Ландшафтстрой" (письменное согласие на досрочное расторжение Договора по соглашению сторон) которое получено истцом 02.06.2023.
Довод апеллянта о том, что существенным условием о расторжении договора по соглашению сторон были уплата ответчиком в порядке, определенном налоговым законодательством Российской Федерации, сумм налоговых и иных платежей, ранее не начисленных и не уплаченных в связи с применением участником особого режима налогообложения, а также уплата штрафа по пункту 5.2 Договора, отклоняются, так как на момент направления ООО "Ландшафтстрой" письма без номера и даты о согласии на расторжение Договора СЭЗ у ООО "Ландшафтстрой" не было налоговой базы для исчисления и уплаты налогов в связи с применением участником особого режима налогообложения, так как ООО "Ландшафтстрой" деятельность в рамках Договора СЭЗ вообще не осуществляло, а условия для оплаты штрафа, предусмотренного пунктом 5.2 Договора не наступили.
Доказательства наличия у ООО "Ландшафтстрой" налоговой базы для исчисления и уплаты налогов в связи с применением участником особого режима налогообложения Правительство Севастополя и Департамент в материалы дела не представили.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении искового требования Правительства Севастополя о взыскании с ООО "Ландшафтстрой" в размере 165000 руб. по пункту 5.2 Договора.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителей с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Департамент экономического развития города Севастополя в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 октября 2023 года по делу N А84-7442/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экономического развития города Севастополя без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7442/2023
Истец: Правительство Севастополя
Ответчик: ООО "Ландшафтстрой"
Третье лицо: Департамент экономического развития города Севастополя, ОСП ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, УФНС России по г. Севастополю