г. Самара |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А65-21550/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 ноября 2022 года по делу N А65-21550/2022 (судья Шайдуллин Ф.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Мурзахметовой Эльмиры Раисовны
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан,
третье лицо - ООО "Кар Ассистанс",
о признании незаконным и отмене определения от 26.07.2022 N б/н об отказе в возбуждении в отношении ООО "Кар Ассистанс" дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Мурзахметова Эльмира Раисовна (далее - Заявитель; Потребитель; клиент) обратилась в Арбитражный суд РТ с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по РТ (далее - ответчик; Управление) о признании незаконным и отмене определения от 26.07.2022 N б/н об отказе в возбуждении в отношении ООО "Кар Ассистанс" дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 (далее -оспариваемое определение).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено ООО "Кар Ассистанс" (далее - третье лицо; Исполнитель; общество).
В соответствии с гл. 29 АПК РФ заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 ноября 2022 года заявление удовлетворено, определение Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 26.07.2022 N б/н об отказе в возбуждении в отношении ООО "Кар Ассистанс" дела об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 ноября 2022 года по делу N А65-21550/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления 29.06.2022 поступило обращение (жалоба) Потребителя на незаконные действия Исполнителя, выраженные в нарушении права потребителя при реализации услуги с просьбой провести проверку и при наличии оснований привлечь к административной ответственности с привлечением его самого к участию в деле в качестве потерпевшего.
Должностным лицом Управления по результатам рассмотрения жалобы Потребителя и приложенных к ней материалов 26.07.2022 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Кар Ассистанс" со ссылкой на отсутствие в действиях последнего состава административного правонарушения, поскольку заявителем представлен собственноручно подписанный сертификат, означающий в силу пункта 5.3 договора факт оказания ему услуг в полном объеме.
Заявитель, не согласившись с данным определением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании определения Управления незаконным со ссылкой на то, что в консультациях по кредитным программам не нуждался в связи с тем, что кредит уже был получен в банке.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в части 1 статьи 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений и заявлений физических и юридических лиц, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения и заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании частей 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае потребитель обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан с жалобой на действия Исполнителя, на предмет наличия либо отсутствия в его действиях при заключении и исполнении абонентского договора события административного правонарушения.
Тем самым, потребителем в административный орган направлена жалоба, содержащая данные, указывающие на наличие в действиях Исполнителя события административного правонарушения, что в силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения данной жалобы административным органом вынесено определение об отказе в возбуждении в отношении Исполнителя дела об административном правонарушении.
В пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ).
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим. Указанное обстоятельство подлежит установлению при рассмотрении заявления по существу.
Оспариваемое определение вынесено Управлением по обращению Мурзахметовой Э. Р. и таким образом затрагивает ее интересы.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, как и заявление об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть подано в суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Из материалов дела судом установлено, что заявление о признании незаконным определения от 26.07.2022, полученного заявителем из Управления по почте 31.07.2022, направлено заявителем в суд нарочным 05.08.2022, то есть в пределах установленного срока.
Из материалов дела следует, что при получении заявителем в банке кредита в целях приобретения автомобиля, между Потребителем и Исполнителем 11.05.2022 заключен договор абонентского обслуживания (далее - Договор), согласно пункту 2 которого услугами компании являются:
- предоставление клиенту на пятилетний срок права требовать предоставления различной помощи на дорогах (абонентское обслуживание);
- консультация клиента по условиям кредитных и страховых программ.
Согласно пункту 4 Договора вознаграждение компании по договору составляет 99 500 руб., в том числе цена абонентского обслуживания помощи на дорогах 4 975 рублей, цена консультации - 94 525 рублей.
Из обращения Потребителя в Управление следует, что "в условиях абонентского договора указаны услуги, которые дублируют действия банка при выдаче кредита".
В результате рассмотрения обращения Потребителя Управлением вынесено определение об отказе в возбуждении в отношении Исполнителя дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, в котором указано, что проставление Потребителем собственноручной подписи в Сертификате к договору в совокупности с его последующим поведением по оплате стоимости дополнительной услуги свидетельствует о его согласии на получение дополнительной услуги, выраженном прямо, недвусмысленно и таким способом, который исключал бы сомнения относительно его намерения.
Указанный вывод Управления в оспариваемом определении суд не признал правомерным по следующим основаниям.
Из анализа условий Договора следует, что стоимость абонентского обслуживания помощи на дорогах, включающее оказание неограниченного количества таких трудоемких, затратных и требующих привлечения множества исполнителей и служб услуг в виде: прибытия аварийного комиссара, вскрытия автомобиля, подвоза топлива, замены колеса, запуска автомобиля от внешнего источника питания, справочно-информационной службы, консультации автомеханика по телефону, мультидрайва, отключения сигнализации, помощи в поиске принудительно эвакуированного автомобиля, такси при эвакуации с места ДТП (в день эвакуации), круглосуточная эвакуация при ДТП и (или) поломке, юридической консультации по телефону, получения справки из Гидрометцентра, возвращения на дорожное полотно, получения документов в ГИБДД и ОВД, очной юридической консультации, подменного водителя, независимой экспертизы, трансферта в/из аэропорта в течение пяти календарных лет, составляет всего 4 975 руб., тогда как стоимость консультации по условиям кредитных и страховых программ, к коим ООО "Кар Ассистанс", не будучи ни банком, ни страховой компанией, не имеет никакого отношения, а сама услуга не является трудоемкой и затратной, составляет 94 525 рублей. Такое соотношение стоимости двух комплексов оказываемых Исполнителем услуг является неразумным, ни чем не обоснованным и может быть мотивировано только целями обмана потребителя.
Далее, пунктом 5 Договора установлен следующий порядок исполнения Договора:
5.1. В случае предоставления клиенту только абонентского обслуживания помощи на дорогах клиент получает и подписывает сертификат, удостоверяющий право клиента обращаться в компанию за получением услуг помощи на дорогах.
5.2. В случае оказания клиенту только консультации клиент подписывает акт об оказании услуг, свидетельствующий об оказании данной консультации.
5.3. В случае оказания клиенту и консультации и предоставления абонентского обслуживания клиент подписывает единый документ, включающий в себя и сертификат и акт об оказании услуг.
Из материалов дела следует, что в тот же день клиентом (потребителем) подписан сертификат к Договору, который действительно включает в себя Акт об оказании услуг, из содержания которого буквально следует, что во исполнение договора Компания на полную сумму Договора оказала следующие услуги:
- Клиенту предоставлено абонентское обслуживание помощи на дорогах путем подключения к сервису с доступом до 10.05.2027 с указанием марки и VIN-кода только что приобретенного клиентом автомобиля;
- "Клиенту оказана консультация по условиям кредитных и страховых программ. Цена консультации определена согласно п. 5.4 Договора. У клиента отсутствуют какие-либо требования, претензии, замечания, связанные с оказанием консультации".
В данном случае, в указанном в пункте 5.1 порядке исполнения Договора суд усматривает подмену Исполнителем понятий, направленную также на обман потребителя, поскольку согласно пунктам 2.1 и 5.1. Договора услуга помощи на дорогах заключается в предоставлении клиенту права требования от компании оказания конкретных услуг в будущем в определенный сертификатом период. Из данного же акта следует, что Потребителю уже оказаны услуги помощи на дорогах. Совмещение сертификата, причем не содержащего в себе ни каких признаков идентификации и защиты, с актом об оказании услуг, в том числе и консультационных, также ни чем не оправдано, кроме как намерением Исполнителя введения Потребителя в заблуждение.
Вместе с тем, ни Акт об оказании услуг, ни сам сертификат не только не содержат достоверные доказательства фактического оказания услуг по обеспечению клиенту доступа к сервису, не говоря о получении самих услуг, но и не содержат сведений о наименовании банков, страховых компаний, о кредитных и страховых программах которых проконсультирован клиент, об ответах банков на заявки, а также что с чем сравнивалось и что выбрано Потребителем. Между тем, акт об оказании услуг предполагает отражение в нем и сведений и доказательств об оказанных услугах. Наличие подписи потребителя в акте об оказании услуг само по себе не может быть признано судом достоверным доказательством фактического оказания Исполнителем услуг. Потребитель в данном случае, является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите со стороны государственного органа власти, уполномоченного защите прав потребителей, каковым является Управление.
Следовательно, вывод Управления в оспариваемом определении о подтверждении факта оказания Исполнителем Потребителю всего комплекса услуг собственноручной подписью самого Потребителя, подтверждающего, по мнению Управления, и актуальность (ценность) дорогостоящей и невнятной услуги консультации по условиям кредитных программ, сделан по не полно исследованному материалу и влечет признание оспариваемого определения незаконным.
Частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Под обманом следует понимать преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2015 г. N 307-АД15-12933).
В постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2016 г. N 301-АД16-5189 также разъяснено, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, выражается, в том числе, в совершении действия, состоящего в обмане, то есть преднамеренном введении одного лица в заблуждение другим лицом путем ложного заявления, обещания, искажения фактов, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. При этом такие действия являются скрытыми, невидимыми для потребителя.
Согласно абз. 5 пункта 19.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленное Потребителем требование о признании незаконным и отмене определения от 26.07.2022 N б/н об отказе в возбуждении в отношении ООО "Кар Ассистанс" дела об административном правонарушении подлежит удовлетворению, а материалы дела - направлению в Управление для рассмотрения.
Податель жалобы полагает, что дело об административном правонарушении в отношении него по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ может быть возбуждено только по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного в рамках Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" N 248-ФЗ от 31.07.2020 г., ссылаясь на мораторий в отношении проведения проверок, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля".
Данный довод подателя жалобы не основан на законе, противоречит положениям КоАП РФ. Кроме того, данное основание не было приведено административным органом в оспариваемом определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 ноября 2022 года по делу N А65-21550/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21550/2022
Истец: Мурзахметова Элмира Раисовна, г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ( Роспотребнадзор), г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара, ООО "КАР АССИСТАНС"