г. Санкт-Петербург |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А21-11771/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43831/2023) акционерного общества "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.11.2023 по делу N А21-11771/2023, принятое
по заявлению акционерного общества "Россети Янтарь"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Россети Янтарь" (далее - АО "Россети Янтарь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 01.09.2023 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-567/2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 27.11.2023 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Россети Янтарь" подана апелляционная жалоба. В жалобе ее податель ссылается на отсутствие вины в, указывает, что задержка сроков выполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения связана с невыполнением подрядчиком в срок заключенных договоров подряда на разработку рабочей документации и строительно-монтажных работ по объекту заявителя. Также Общество полагает, что имеются основания для снижения размера штрафа до 400 000 руб.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Тренина А.С. с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 20.06.2022 между Трениным А.С. и Обществом заключен договор N 6456/06/22 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта - "индивидуальный жилой дом", расположенного (который будет располагаться) по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, п.Павлинино (кадастр. N 39:05:060508:578), с являющимися неотъемлемой частью договора техническими условиями N Z-6564/22.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты заключения договора, техническими условиями максимальная мощность присоединения составляет 15 кВт, при этом не следует, что объект связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, Общество неправомерно установило в договоре срок технологического присоединения в 1 год заявителю - физическому лицу, для которого предусмотрен специальный срок присоединения в 6 месяцев.
Соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 20.06.2022, дата окончания - 20.12.2022.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении АО "Россети Янтарь" требований Правил N 861, в связи с чем определением от 24.07.2023 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 039/04/9.21-567/2023 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 17.08.2023 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 039/04/9.21-567/2023.
Постановлением Управления от 01.09.2023 N 039/04/9.21-567/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 27.11.2023 в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.
Судом первой инстанции установлено, что 20.06.2022 между АО "Россети Янтарь" и Трениным А.С. заключен договор, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-6564/22.
Датой начала исполнения обязательств со стороны Общества является 20.06.2022, дата окончания - 20.12.2022.
К указанному сроку технологическое присоединение не осуществлено.
Факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по договору подтверждается материалами административного дела и установлен судом первой инстанции, что образует событие вмененного правонарушения.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие вины ввиду невыполнения подрядчиком в срок заключенных договоров подряда на разработку рабочей документации и строительно-монтажных работ по объекту заявителя подлежит отклонению, поскольку нарушение сроков подрядной организацией, с которой сетевой организацией заключен договор, не исключает наличие вины заявителя.
Кроме того, согласно представленной распечатке извещения N 32312503948 из Единой информационной системы в сфере закупок, размещённого в целях заключения договора на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, следует, что оно размещено только 20.06.2023, то есть уже за пределами установленного Правилами N 861 срока технологического присоединения.
Будучи субъектом естественной монополии и профессиональным участником правоотношений по производству и сбыту электрической энергии, Общество было обязано учесть сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861, а также сроки, установленные договорами подряда, контролировать указанные сроки и в случае их нарушения направлять соответствующие претензии и требования. Размещение информации о закупке на проведение подрядных работ уже после истечения срока технологического присоединения свидетельствует о том, что Общество ненадлежащим образом и несвоевременно исполняло возложенные на него договором и Правилами N 861 обязанности.
Доказательства уважительности причин нарушения столь длительного срока технологического присоединения объекта заявителя Обществом не представлены.
Таким образом, вина Общества установлена судом и подтверждается материалами дела.
Оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Административный штраф назначен Обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вопреки ошибочным доводам Общества, наличие каких-либо исключительных обстоятельств как основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ из материалов дела не усматривается.
Более того, на момент рассмотрения дела в суде технологическое присоединение энергопринимающих устройств Тренина А.С. к электрическим сетям Общества не осуществлено, акт о присоединении не представлен. Указанные документы не представлены и в суд апелляционной инстанции. На момент вынесения оспариваемого постановления задержка составила более 8 месяцев.
Таким образом, отсутствуют основания для снижения размера штрафа до 400 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная мера ответственности является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 27 ноября 2023 года по делу N А21-11771/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11771/2023
Истец: АО "РОССЕТИ ЯНТАРЬ"
Ответчик: УФАС по Калининградской области