г. Пермь |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А60-48907/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Гладких Д.Ю., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии в судебном заседании:
в режиме видеоконференц-связи посредством использования интернет ресурса "Картотека арбитражных дел" при содействии Арбитражного суда Свердловской области от ответчика, публичного акционерного общества "Т Плюс": Магдеева И.Г. по доверенности от 05.09.2022;
в веб-конференции посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" от истца, товарищества собственников жилья "Хохрякова 75": Андреев А.И. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 октября 2022 года
по делу N А60-48907/2021
по иску товарищества собственников жилья "Хохрякова 75" (ИНН 6671181860, ОГРН 1056604153066)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
об обязании урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Хохрякова 75" (далее - ТСЖ "Хохрякова 75") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") об обязании урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.10.2022 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды N ТГЭ1812-51851 от 01.01.2021, изложены в следующей редакции:
из пункта 1.2 договора исключить слово "поставщик";
пункт 2.2.9: "Обеспечить температуру-теплоносителя по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному в Приложении N 9 к настоящему договору. Для подтверждения необходимой (качественной) температуры теплоносителя в соответствующие периоды сторонами используются показания общедомового узла учета тепловой энергии и официальные данные по среднедневной температуре окружающей среды.";
пункт 3.13: "В целях определения количества тепловой энергии и теплоносителя, подлежащих оплате, величина фактической температуры определяется согласно пункту 112, пункту 113 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства от 18.11.2013 N 1034. Перерасчет количества поставленной тепловой энергии в зависимости от температуры холодной воды на источнике производится теплоснабжающей организацией в текущем расчетном периоде.";
Приложение 9:
"ТАБЛИЦА N 49 температурных графиков для систем теплопотребления зоны теплоснабжения СУГРЭС. Способ регулирования отпуска тепла качественный. Отопительный сезон 2022-2023 г.г. График 150/70°С Схема присоединения зависимая. (для ИТП-2-х трубная; ЦТП- 3-х,4-х трубная с отдельными трубопроводами ГВС и элеваторами после них)
tHB |
|
|
|
|
|
|
|
ср.сут., |
T1 |
t3 |
t3 |
t3 |
t3 |
t3 |
T2 |
-с |
150 |
130 |
122 |
105 |
95 |
90 |
70 |
12 |
72 |
41 |
40 |
37 |
35 |
34 |
31 |
11 |
72 |
44 |
42 |
39 |
37 |
36 |
32 |
10 |
72 |
46 |
44 |
40 |
33 |
37 |
34 |
9 |
72 |
48 |
48 |
42 |
40 |
39 |
35 |
8 |
72 |
50 |
48 |
44 |
41 |
40 |
36 |
7 |
72 |
52 |
50 |
45 |
43 |
41 |
37 |
6 |
72 |
54 |
52 |
47 |
44 |
43 |
38 |
5 |
72 |
56 |
54 |
49 |
46 |
44 |
38 |
4 |
72 |
59 |
56 |
50 |
47 |
45 |
39 |
3 |
72 |
61 |
58 |
52 |
48 |
47 |
40 |
2 |
72 |
63 |
60 |
53 |
50 |
48 |
41 |
1 |
72 |
65 |
61 |
55 |
51 |
49 |
42 |
0 |
72 |
67 |
63 |
56 |
52 |
50 |
43 |
-1 |
75 |
68 |
65 |
58 |
54 |
52 |
44 |
-2 |
77 |
70 |
67 |
59 |
55 |
53 |
45 |
-3 |
79 |
72 |
69 |
61 |
56 |
54 |
46 |
-4 |
82 |
74 |
70 |
62 |
58 |
55 |
47 |
-5 |
84 |
76 |
72 |
64 |
59 |
56 |
47 |
-в |
86 |
78 |
74 |
65 |
60 |
58 |
48 |
-7 |
89 |
80 |
76 |
67 |
62 |
59 |
49 |
-8 |
91 |
82 |
78 |
68 |
63 |
60 |
50 |
-9 |
93 |
84 |
79 |
70 |
64 |
61 |
51 |
-10 |
95 |
86 |
81 |
71 |
65 |
62 |
51 |
-11 |
98 |
87 |
83 |
73 |
67 |
64 |
52 |
-12 |
100 |
89 |
84 |
74 |
88 |
65 |
53 |
-13 |
102 |
91 |
86 |
75 |
69 |
66 |
54 |
-14 |
104 |
93 |
88 |
77 |
70 |
67 |
55 |
-15 |
106 |
95 |
89 |
78 |
71 |
68 |
55 |
-16 |
109 |
97 |
91 |
80 |
73 |
69 |
56 |
-17 |
111 |
98 |
93 |
81 |
74 |
70 |
57 |
-18 |
113 |
100 |
95 |
82 |
75 |
72 |
58 |
-19 |
115 |
102 |
96 |
84 |
76 |
73 |
58 |
-20 |
118 |
104 |
98 |
85 |
78 |
74 |
59 |
-21 |
120 |
106 |
99 |
86 |
79 |
75 |
60 |
-22 |
120 |
107 |
101 |
88 |
80 |
76 |
61 |
-23 |
120 |
109 |
103 |
89 |
81 |
77 |
61 |
-24 |
120 |
109 |
103 |
89 |
81 |
77 |
62 |
-25 |
120 |
109 |
103 |
89 |
81 |
77 |
61 |
-26 |
120 |
109 |
102 |
89 |
81 |
77 |
60 |
-27 |
120 |
109 |
102 |
88 |
80 |
76 |
60 |
-28 |
120 |
109 |
102 |
88 |
80 |
76 |
59 |
-29 |
120 |
109 |
102 |
88 |
80 |
75 |
59 |
-30 |
120 |
108 |
102 |
88 |
79 |
75 |
58 |
-31 |
120 |
108 |
102 |
87 |
79 |
75 |
58 |
-32 |
120 |
108 |
101 |
87 |
79 |
74 |
57 |
Суточный график режимов работы системы централизованного теплоснабжения, включающий температуры в подающем и обратном трубопроводах, отходящих от источника тепловой энергии, составляется диспетчерской службой организации, эксплуатирующей тепловые сети, на основании прогноза погоды на следующие сутки, выданного гидрометеорологической службой.
Начальник Производственно-технического управления АО "Екатеринбургская теплосетевая компания"
Начальник отдела повышения эффективности производства тепловых сетей АО "Екатеринбургская теплосетевая компания";
абзац 4 пункта 2.3.11 "Акты доставляются Теплоснабжающей организацией, при этом Потребитель вправе указывать свои замечания к акту. В случае немотивированного отказа Потребителя от подписания акта, об этом делается запись в акте, к подписанию акта привлекаются два незаинтересованных лица, при этом такой акт считается надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств.";
пункт 2.3.23: "Иметь на теплопотребляющей установке приборы и средства автоматического регулирования, предусмотренные проектной документацией и действующими нормативно-техническими документами. Теплоснабжающая организация не вправе требовать от Потребителя установку ограничительного устройства при наличии автоматических регуляторов. При отсутствии автоматических регуляторов возможна установка дроссельных устройств на основании гидравлических расчетов теплоснабжающей организации, согласованных с Потребителем. Установка и ревизия дросселирующих устройств (сопла элеватора, дросселирующей шайбы) производится потребителем в присутствии представителя теплоснабжающей организации. Все дросселирующие устройства, сбросная арматура пломбируются теплоснабжающей организацией, о чем составляется двухсторонний акт.";
пункт 2.3.25: "В течении 10 (десяти) рабочих дней со дня получения акта сверки, надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить его в Теплоснабжающую организацию. Акты сверки составляются не реже 1 (одного) раза в квартал, а также в случае расторжения настоящего договора.";
пункт 2.4.4.2: "Для проведения плановых работ по ремонту оборудования (тепловых сетей) Теплоснабжающей организации, с письменным уведомлением Потребителя о проведении таких работ за 10 (десять) рабочих дней до даты их проведения. По ремонту оборудования и (или) тепловых сетей теплосетевой организации, с письменным уведомлением Потребителя в проведении таких работ в течение 1 суток со дня получения уведомления от теплосетевой организации.";
пункт 2.5.2: "Получать энергетические ресурсы в количестве, режиме и с качеством, указанным в Приложении 1 и Приложении N 9 к настоящему Договору, и позволяющим Потребителю обеспечить предоставление соответствующих коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома, теплоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего Договора.";
подпункт 1 пункта 4.4: "Платежи за тепловую энергию (невозвращениый теплоноситель) в пользу Теплоснабжающей организации не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления Потребителю платежей от потребителей коммунальных услуг (п. б Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253).";
абзац 2 пункта 4.8: "Потребитель обязан до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, получить в теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии и горячей воды, который в течение 10 дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформиить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в теплоснабжающую организацию.";
пункт 4.9 договора после слов: "... в связи с ограничением и возобновлением подачи тепловой энергии...." дополнить словами "... в случае, если причиной отключения стали противоправные действия (бездействие) Потребителя,...", далее по тексту договора;
абзац 1 пункта 5.2: Теплоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемых тепловой энергии и горячей воды, в том числе за температурные параметры горячей воды в пределах, согласованных в Приложении N 1 и в пункте 2.2.9 настоящею договора, а также за соблюдение установленного порядка приостановления или ограничения подачи энергетических ресурсов в пределах, определяемых гражданским законодательством РФ и нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения.";
пункт 6.1 Приложения N 1: "Гарантированная круглосуточная температура горячей воды в точке поставки 60-75 градусов Цельсия. Данные параметры определяются в точке учета, которой является узел коммерческого учета тепла Потребителя".
Кроме того, судом с ПАО "Т Плюс" в пользу ТСЖ "Хохрякова 75" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, взысканы денежные средства в сумме 6 000 руб.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части и вынести по делу новый судебный акт об урегулировании разногласий по договору, изложив пункт 2.3.23 договора в редакции ПАО "Т Плюс". Полагает, что наличие в индивидуальном тепловом пункте многоквартирного жилого дома системы автоматического регулирования теплоснабжения не отменяет требования по наличию установленного расчетного дроссельного устройства, в соответствии с требованием пунктов 9.3.25 и 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), так как его отсутствие приводит к несоблюдению расчетных параметров потребления тепловой энергии, расхода сетевой воды через теплопотребляющее оборудование, что нарушает гидравлический режим работы тепловых сетей, влияющий, в свою очередь, на качество теплоэнергетических ресурсов, поставляемых на объекты иных потребителей.
Сообщает, что установка дроссельного устройства или регулировка САРТ является средством устранения нарушения температурного режима возвращаемого теплоносителя на обратном трубопроводе.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просит удовлетворить, решение суда первой инстанции в обжалуемой части - отменить, урегулировав разногласия по пункту 2.3.23 договору в предложенной ПАО "Т Плюс" редакции.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, ответчик, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отсутствие возражений сторон законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 266, частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом, между ТСЖ "Хохрякова 75" и ПАО "Т Плюс" при заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды N ТГЭ1812-51851 от 01.01.2021 между сторонами возникли разногласия, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В процессе оформления (обсуждения) договора N ТГЭ1812-51851 от 01.01.2021 у сторон возникли разногласия по ряду его условий, а именно в части пунктов: 1,2, 2.2.9, 3.13, приложение 9, 2.3.11, 2.3.15, 2.3.23, 2.3.25, 2.4.4.2, 2.5.2, 4.4, 4.8, 4.9, 5.2, 6.1 (после уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Истец предлагает пункт 2.3.23 договора изложить в следующей редакции:
"Иметь на теплопотребляющей установке приборы и средства автоматического регулирования, предусмотренные проектной документацией и действующими нормативно-техническими документами. Теплоснабжающая организация не вправе требовать от Потребителя установку ограничительного устройства при наличии автоматических регуляторов. При отсутствии автоматических регуляторов возможна установка дроссельных устройств на основании гидравлических расчетов теплоснабжающей организации, согласованных с Потребителем".
Возражая против иска в данной части, ответчик указал на то, что установка дроссельного устройства или регулировка САРТ является средством устранения нарушения температурного режима возвращаемого теплоносителя на обратном трубопроводе.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за предоставление качественных коммунальных услуг и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 42 Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общедомового имущества в многоквартирном жилом доме (пункты 17-19), который обязана выполнять Управляющая организация. Среди них указаны постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давление, температура, расход) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности оборудования, гидравлические и тепловые испытания оборудования ИТП, проверка работоспособности водоподготовки для системы ГВС.
Истец возражает, указывая на то, что поскольку автоматизация теплового пункта обеспечивает ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем прикрытия клапана регулятора расхода, вследствие чего установка каких-либо дополнительных ограничительных устройств не требуется.
Учитывая, что тепловой пункт оборудован средствами автоматического регулирования, требования истца в части урегулирования разногласий по пункту 2.3.23 обоснованно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению в редакции суда: "Иметь на теплопотребляющей установке приборы и средства автоматического регулирования, предусмотренные проектной документацией и действующими нормативно-техническими документами. Теплоснабжающая организация не вправе требовать от Потребителя установку ограничительного устройства при наличии автоматических регуляторов. При отсутствии автоматических регуляторов возможна установка дроссельных устройств на основании гидравлических расчетов теплоснабжающей организации, согласованных с Потребителем. Установка и ревизия дросселирующих устройств (сопла элеватора, дросселирующей шайбы) производится потребителем в присутствии представителя теплоснабжающей организации. Все дросселирующие устройства, сбросная арматура пломбируются теплоснабжающей организацией, о чем составляется двухсторонний акт".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Уплаченная истцом государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на него.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 октября 2022 года по делу N А60-48907/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48907/2021
Истец: ТСЖ ХОХРЯКОВА 75
Ответчик: ПАО "Т Плюс"
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15360/2022
19.06.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2037/2023
12.01.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15360/2022
05.10.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-48907/2021