город Ростов-на-Дону |
|
13 января 2023 г. |
дело N А32-8261/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью
"Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Радуга"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.10.2022 по делу N А32-8261/2022
по заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Радуга"
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую
среду в размере 276 553, 14 руб.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Радуга" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Пожарская Л.В. по доверенности от 05.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Радуга" (далее - ответчик, общество, ООО "СЖК "Радуга") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 276 553,14 рубля.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2022 взыскано с ООО "СЖК "Радуга" сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 276 553 (двести семьдесят шесть тысяч пятьсот пятьдесят три) рубля 14 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СЖК "Радуга" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом при принятии решения не дана оценка обстоятельству предоставления ответчиком уточненной декларации 25.07.2022, которая также не была рассмотрена управлением. Суть уточнений состояла в том, что исполнитель расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от объектов СТФ использовал проектные мощности, тогда как плата за НВОС осуществляется только по факту. Так, например, на СТФ-1 в 2020 году находилось 2801 головы, при этом мощность фермы составляет до 6 000 голов. На СТФ-2 фактическое количество животных было 7257 голов при мощности фермы до 8 000 голов. А на СТФ-3 на откорме находилось 7036 голов при проектной вместимости до 9 000 голов. Также расчет был произведен без учета возрастных групп животных, тогда как основное поголовье свиней составляют поросята и молодняк на откорме.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "СЖК "Радуга" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, управлением во исполнение полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проведена проверка полноты и соблюдения установленных сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления декларации о плате, нарушения нормативных правовых актов, и иных документов имеющихся в распоряжении управления относящихся к предмету проверки о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
В результате проведенной сверки управлением установлено, что обществом произведена постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) N 03-0123-005732-П (Промплощадка Площадка N 6, СТФ - 2), N 03-0123-005547-П (Площадка N 7, СТФ - 3.), N 03-0123-005544-П (Площадка N 1, СТФ - 1) 1-я категория НВОС.
Согласно информации, имеющейся в управлении, у общества отсутствовало разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в отчетном 2020 году.
ООО "СЖК "Радуга" в адрес управления была представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Управлением из представленного расчета установлено, что обществом ошибочно применен коэффициент 25 к ставке платы за выброс (Сверх ВРВ, НДВ ТН (Кср/Кпр).
Учитывая, что в отчетный период общество осуществляло деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, управление пришло к выводу, что обществу надлежало применить коэффициент, равный 100.
В связи с изложенным управлением в адрес ООО "СЖК "Радуга" направлено требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 19.10.2021 N 03-23-47Т. Указанное требование было получено ООО "СЖК "Радуга" 26.10.2021.
В ответ на требование управления от 19.10.2021 обществом даны пояснения от 28.10.2021, согласно которым коэффициент к ставке платы за выбросы в атмосферный воздух, равный 25, применен обоснованно на основании выданного ООО "Восток" разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух от 03.02.2010 N В8/12 (срок действия по 21.03.2022). Согласно доводам, изложенным в возражениях, ООО "СЖК "Радуга" является правопреемником ООО "Восток" и в настоящее время использует объекты, ранее состоящие на учете у ООО "Восток". Требование управления обществом не исполнено.
30.11.2021 управлением в отношении ООО "СЖК "Радуга" составлен акт N 2 о проведении контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, в котором в соответствии с представленной обществом информацией был произведен перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Так, при проведении контроля выявлено, что обществом оплата за негативное воздействие на окружающую среду не произведена в полном объеме за 2020 год. В связи с чем управлением обществу предложено в течение месяца с момента получения акта оплатить недостающую сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 276 553,14 рубля.
Неуплата задолженности обществом в добровольном порядке послужила основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В пунктах 1, 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В силу части 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
В соответствии с частью 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255, контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Согласно пункту 9 Правил N 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ (подпункт "а"); в отношении каждого класса опасности отходов (подпункт "б").
Порядок осуществления территориальными органами Росприроднадзора полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает единые правила осуществления территориальными органами Росприроднадзора полномочий главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, порядок осуществления территориальным органом Росприроднадзора в отношении закрепленных за ним источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации следующих бюджетных полномочий администратора доходов соответствующего бюджета, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 255, при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 (1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18 (2) настоящих Правил.
Согласно пункту 12 Правил N 255, при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 (1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18 (2) настоящих Правил.
В силу пункта 21 Правил N 255, плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12 (1) настоящих Правил (Ппр), рассчитывается по формуле:
где:
Mпрi - платежная база за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между объемом или массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ при превышении их количества, установленного комплексным экологическим разрешением для объектов I категории либо указанного в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, объемом или массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, определенных указанными документами, тонна (куб. м);
Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Правила) федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности, формируют и утверждают перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (вместе с "Порядком осуществления территориальными органами Росприроднадзора полномочии главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации") Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования наделено полномочиями главного администратора доходов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду на территории Краснодарского края, Республике Адыгея, Республики Крым и города Севастополя.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г.
N 370" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником формирования неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемым Росприроднадзором в рамках осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 476, управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что ООО "СЖК "Радуга" на государственный учет поставлены объекты НВОС: N 03-0123-005732-П (Промплощадка Площадка N 6, СТФ - 2), N 03-0123-005547-П (Площадка N 7, СТФ - 3.), N 03-0123-005544-П (Площадка N 1, СТФ - 1). Указанные объекты отнесены к 1-ой категории НВОС. Данная информация размещена в программно-техническом обеспечении ведения государственного реестра объектов.
05.03.2021 обществом в адрес управления представлены декларации о плате за НВОС за 2020 год.
Из представленных обществом деклараций о плате за НВОС за 2020 год следует, что ответчиком применен коэффициент к ставке платы за выброс, равный 25.
Вместе с тем, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2020 году у общества отсутствовало. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Таким образом, при расчете суммы платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на объектах 1-ой категории N 03-0123-005732-П (Промплощадка Площадка N 6, СТФ - 2), N 03-0123-005547-П (Площадка N 7, СТФ - 3.), N 03-0123-005544-П (Площадка N 1, СТФ - 1) в столбце (12) коэффициент к ставке платы за выброс (Сверх ВРВ, НДВ ТН (Кср / Кпр) должен применяться коэффициент 100, так как в отчетный период общество осуществляло свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, вместе с тем, итоговая сумма платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух начислена без применения коэффициента 100.
На основании изложенного, ненадлежащее исполнение обществом обязанности по уплате сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждается материалами дела.
Таким образом, учитывая допущенные при произведении расчета платы ошибки, сумма доначисления и довнесения в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, согласно расчетам, произведенным Южным межрегиональным управление Росприроднадзора и за вычетом ранее внесенных платежей, составляет 276 553,14 рубля.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о непринятии уточненной декларации 25.07.2022, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку расчет управления произведен в соответствии с положениями Правил N 255, размер задолженности общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждается материалами дела и исчислен управлением по тем показателям загрязняющих веществ, сведения об объемах которых были представлены обществом.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2022 по делу N А32-8261/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8261/2022
Истец: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ЮМУ Росприроднадзора
Ответчик: ООО "Сельскохозяйственно-животноводческий комплекс "Радуга", ООО "СЖК "Радуга"