город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2023 г. |
дело N А53-18022/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от ответчика: представителя Пашкова А.Н. по доверенности от 08.07.2022,
от третьего лица: представителя Безбородова А.А. по доверенности от 19.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 октября 2022 года по делу N А53-18022/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Согласие" к администрации города Ростова-на-Дону при участии третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Согласие" (далее - ООО "УО "Согласие", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к администрации города Ростова-на-Дону (далее - администрация) о взыскании задолженности в размере 41 333 руб. 61 коп. за период с 01.04.2019 по 01.04.2022, неустойки в размере 7 162 руб. 83 коп. за период с 11.05.2019 по 01.04.2022 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по внесению платы за оказанные истцом услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, 17/9 (нежилое помещение площадью 87,80 кв.м.).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2022 исковые требования удовлетворены частично, с администрации в пользу общества взыскано 41 333 руб. 61 коп. задолженности за период с 01.04.2019 по 01.04.2022, 7 151 руб. 09 коп. неустойки за период с 11.05.2019 по 31.03.2022, 1 999 руб. 51 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части требований отказано. Орловой О.В. из федерального бюджета возвращено 251 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 15.07.2022 за ООО "УО "Согласие".
Решение мотивировано тем, что муниципальное образование "Город Ростов-на-Дону" является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет ООО "УО "Согласие". Материалами дела подтверждается факт оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также факт неисполнения ответчиком обязательств по их оплате. Суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении истцом срока исковой давности по заявленным требованиям. Суд первой инстанции скорректировал расчет неустойки с учетом действия моратория на начисление штрафных санкций, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку функции по реализации полномочий органа местного самоуправления города Ростова-на-Дону по обеспечению необходимых условий для решения вопросов организации нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и составляющих казну города Ростова-на-Дону, является Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, который в том числе осуществляет и функции главного распорядителя бюджетных средств по статьям жилищно-коммунального хозяйства. Истцом пропущен срок исковой давности по исковым требованиям.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Представитель третьего лица возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Истец в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УО "Согласие" с 27.08.2015 осуществляет управление многоквартирным домом, находящимся по адресу:
г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, 17/9. По инициативе собственников с 01.08.2020 выбран способ непосредственного управления с заключением договора на техническое обслуживание многоквартирного дома с ООО "УО "Согласие" (на основании протокола общего собрания N 2 от 13.07.2020).
Нежилое помещение площадью 87,80 кв.м., расположенное по пер. Братскому, 17/9, находится в собственности муниципального образования "Город Ростова-на-Дону", о чем в государственный реестр недвижимости внесена запись N 61-61-01/328/2011-769 от 07.09.2011.
В соответствии с распоряжением Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 09.04.2019 N 453 в казну города Ростова-на-Дону изъято нежилое помещение, площадью 87,8 кв.м., кадастровый номер 61:44:0050618:17, правообладатель - муниципальное образование "Город Ростов-на-Дону".
По указанному нежилому помещению числится задолженность за период с 01.04.2019 по 01.04.2022 в общей сумме 41 333 руб. 61 коп.
Также за несвоевременную оплату истцом была начислена неустойка в размере 7 162 руб. 83 коп. за период с 11.05.2019 по 01.04.2022.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия, которая оставлена ответчиком без финансового удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
На основании статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
ООО "УО "Согласие" с 27.08.2015 осуществляет управление многоквартирным домом, находящимся по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Братский, 17/9. По инициативе собственников с 01.08.2020 выбран способ непосредственного управления с заключением договора на техническое обслуживание многоквартирного дома с ООО "УО "Согласие" (на основании протокола общего собрания N 2 от 13.07.2020).
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Бремя расходов по содержанию общего имущества возлагается на всех собственников как жилых, так и нежилых помещений, независимо от того, заключили они или не заключили договор с управляющей компанией. Отсутствие договора в виде документа, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества.
Собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
По правилам пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Отсутствие заключенного между управляющей компанией и собственником помещения договора на управление, возмещение коммунальных расходов, не освобождает собственника помещения от внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, содержание общего имущества дома. В этом случае обязанность возникает в силу указанных выше положений закона (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу закона организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, вправе требовать, а собственник помещения в таком доме обязан нести расходы на содержание помещения, находящегося в индивидуальной собственности, а также расходы по содержанию общего имущества в установленных размерах.
Нежилое помещение площадью 87,80 кв.м., расположенное по пер. Братскому, 17/9, находится в собственности муниципального образования "Город Ростова-на-Дону", о чем в государственный реестр недвижимости внесена запись N 61-61-01/328/2011-769 от 07.09.2011.
В соответствии с распоряжением Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 09.04.2019 N 453 в казну города Ростова-на-Дону изъято нежилое помещение, площадью 87,8 кв.м., кадастровый номер 61:44:0050618:17, правообладатель - муниципальное образование "Город Ростов-на-Дону".
Согласно выписке из ЕГРН от 16.12.2021 N 99/2021/438704326 спорное нежилое помещение в спорный находилось в собственности муниципального образования "Город Ростов-на-Дону".
Таким образом, собственник помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества и вносить плату за коммунальные услуги.
Довод администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком, был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, от имени муниципальных образований.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
С учетом положений статей 125, 126, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация участвует в рассматриваемом деле в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества муниципального образования и, являясь надлежащим ответчиком, представляет не интересы собственно администрации города, а интересы муниципального образования "Город Ростов-на-Дону".
Исполнительным органом общей компетенции, участвующим в гражданском обороте от имени собственника в рассматриваемом случае, является администрация. В структуру администрации муниципального образования входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования "Город Ростов-на-Дону.
Отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования "Город Ростов-на-Дону являются департаменты, управления и отделы администрации муниципального образования "Город Ростов-на-Дону. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования "Город Ростов-на-Дону, являющиеся юридическими лицами, действуют на основе положений, утверждаемых Городской Думой.
Согласно Положению о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (утвержденному решением Городской Думы N 138 от 21.06.2011) департамент является отраслевым (функциональным) органом администрации по обеспечению необходимых условий для решения вопросов местного значения в области развития жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, то есть названный департамент является органом специальной компетенции (уполномоченным на совершение исключительно тех действий, которые прямо предписаны статусным нормативным актом данного органа).
Между тем, анализ вышеуказанного Положения (пункты 1.1, 2.1 - 2.3) не позволяет прийти к выводу о том, что к компетенции названного департамента отнесено несение расходов на содержание муниципального имущества казны города.
Согласно абзацу 7 пункта 2.3 Положения Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, формирование бюджетной политики в части потребности в средствах по статьям жилищно-коммунального хозяйства, в сфере водопроводно-канализационного хозяйства, а также обеспечения учета объектов инженерной инфраструктуры города. Из указанного Положения не следует возложение на департамент обязанности по несению расходов на содержание муниципальных нежилых помещений.
Доказательства того, что соответствующее расходное обязательство в спорный период было обязательством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, ответчик в материалы дела не представил.
Таким образом, муниципальное образование "Город Ростов-на-Дону" в лице администрации города установлено как субъект, на который возложена обязанность по внесению оплаты за коммунальный ресурс спорного помещения.
Таким образом, взыскание задолженности надлежит осуществлять непосредственно с администрации.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом. Аналогичная норма содержалась ранее и в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, определен статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в которой установлено, какие сведения и кому предоставляются регистрирующим органом.
Выписка, содержащая общедоступные сведения ЕГРН, содержит в числе прочего зарегистрированные права на него.
Действующее законодательство не устанавливает сроков совершения действий по государственной регистрации права оперативного управления и наступления определенных правовых последствий для субъектов их не совершивших.
Учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом возникает с момента регистрации такого права, лицом, обязанным вносить соответствующие платежи является собственник - муниципальное образование "Город Ростов-на-Дону" в лице администрации.
В материалы дела не представлено доказательств передачи спорного нежилого помещения в оперативное управление Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
Согласно расчету истца размер задолженности за период с 01.04.2019 по 01.04.2022 составил 41 333 руб. 61 коп.
Размер оплаты установлен в пределах тарифов, утвержденных постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 28.11.2008 N 1265, за период с 01.04.2019 по 01.11.2020: тариф 11,41 руб. х площадь 87,8 кв.м. = 1 001 руб. 80 коп. в месяц и дополнительно расходы за коммунальные услуги (СОИД).
Размер оплаты установлен в пределах тарифов, утвержденных постановлением администрации от 12.10.2020 N 1054, за период с 01.11.2020 по 01.04.2022: тариф 14,94 руб. х площадь 87,8 кв.м. = 1 311 руб. 73 коп. в месяц и дополнительно расходы за коммунальные услуги (СОИД).
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 по делу N А71-9485/2009, расчет стоимости услуг управляющей организации представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы утвержденного тарифа (платы за содержание и ремонт жилого помещения) на площадь помещения и соответствующее число месяцев. С учетом того, что в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества, размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. По общему правилу, срок исковой давности составляет три года. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статьи 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 12, 15 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" Пленум Верховного Суда Российской Федерации (далее - постановление Пленума N 43) разъяснил, что пропуск стороной по делу срока исковой давности при наличии заявления надлежащего лица о ее применении позволяет суду отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке, то, в силу пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса, течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры. Частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса установлен тридцатидневный срок со дня направления претензии, по истечении которого спор из гражданских правоотношений может быть передан на разрешение арбитражного суда.
В пункте 16 постановления Пленума N 43 разъяснена применимость нормы о приостановлении течения срока исковой давности в случае, если стороны прибегли к обязательному претензионному порядку. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2017 N 309-ЭС17-11333 приведена правовая позиция, согласно которой течение срока исковой давности приостанавливается на тридцать календарных дней со дня направления претензии в порядке досудебного урегулирования спора.
Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (пункт 24 постановления Пленума N 43).
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
На основании изложенного, обязанность ответчика по внесению платы за период апрель 2019 года возникла после 10.05.2019. С учетом соблюдения истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора, срок исковой давности начал течь с 11.06.2019 и истек 11.06.2022. Поскольку исковое заявление подано в суд 01.06.2022, истцом соблюден срок исковой давности.
На основании изложенного, суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании задолженности в размере 41 333 руб. 61 коп.
Истцом также было заявлено требование о взыскании неустойки в размере 7 162 руб. 83 коп. за период с 11.05.2019 по 01.04.2022.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Факт нарушения срока платы за содержание и ремонт общего имущества подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, ответчиком в установленном законом порядке не оспорен.
При проверке расчета неустойки, выполненного истцом, суд первой инстанции установил, что истец применил ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации в размере 6% и 7,5%, тогда как на дату вынесения решения ставка составляла 7,5%.
Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, законная неустойка подлежит взысканию по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату вынесения резолютивной части решения.
Судом первой инстанции принято во внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (с 01.04.2022 по 01.10.2022).
В силу статьи 9.1 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают следующие последствия: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Таким образом, в силу указанного постановления Правительства N 497, с 01.04.2022 по 01.10.2022 невозможно начисление и взыскание каких-либо финансовых санкций, начисленных на задолженность ответчика по иску.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции признал правомерными требования истца о взыскании неустойки за период с 11.05.2019 по 31.03.2022. Суд произвел перерасчет неустойки, исключив из периода начисления неустойки один день - 01.04.2022, с учетом действовавшей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации на дату вынесения резолютивной части решения, согласно которому сумма подлежащей взысканию неустойки за период с 11.05.2019 по 31.03.2022 составляет 7 151 руб. 09 коп.
Суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, в апелляционной жалобе отсутствуют доводы, свидетельствующие о несогласии с решением суда в данной части.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 октября 2022 года по делу N А53-18022/2022 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18022/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СОГЛАСИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ