г. Киров |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А29-8376/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя Кассина Д.И., действующего на основании доверенности от 25.08.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.10.2022 по делу N А29-8376/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН: 1101486244, ОГРН: 1041100438191)
об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права и обязании повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - ответчик, Управление, Управление Росреестра по РК) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по заявлению N КУВД-001/2021-55362570 и обязании повторно рассмотреть заявление ОАО "РЖД" о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 23.12.2021 N КУВД-001/2021-55362570.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество приводит доводы о его ненадлежащем извещении Управлением Росреестра по РК о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с чем Общество было лишено возможности повторно совершить необходимые действия и направить документы для устранения несоответствий в течение всего срока приостановления. Также податель жалобы указывает на отсутствие в материалах настоящего дела уведомления о неустранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права.
Более подробно позиция ОАО "РЖД" изложена в апелляционной жалобе.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица стороны апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований жалобы.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, 23.12.2021 Общество обратилось в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении сооружения протяженностью 2575,0 м, расположенного по адресу: Республика Коми, Удорский муниципальный район, с.п. Вожский, п. Вожский, образованного из состава сложной вещи с кадастровым номером 11:09:0101001:454 путем подачи соответствующего заявления в ГАУ АО "МФЦ" отделение по г. Котласу.
Управлением вынесено уведомление от 17.01.2022 о приостановлении государственной регистрации в связи с не представлением документов, необходимых для государственной регистрации - в представленном техническом плане неверно указана система координат и код системы координат, в которой ведется кадастровый учет на территории кадастрового квартала 11:09:0801001. Государственная регистрация приостановлена до 18.04.2022.
24.01.2022 Обществом через ГАУ АО "МФЦ" отделение по г. Котласу подано заявление о предоставлении дополнительных документов - технического плана сооружения от 17.12.2021.
Управлением Росреестра по РК рассмотрены дополнительные документы и вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 27.01.2022, поскольку сведения о наименовании сооружения, указанные в представленном техническом плане, не соответствуют сведениям технического паспорта данного объекта, составленного по состоянию на 04.02.2004, на основании которого было зарегистрировано право собственности Общества на сложную вещь с кадастровым номером 11:09:0101001:454. Также повторно указано, что координаты характерных точек контура сооружения представлены в техническом плане в системе координат, отличной от той, в которой ведется кадастровый учет на территории кадастрового квартала 11:09:0801001.
В связи с не устранением указанных нарушений Управление решением от 18.04.2022 отказало в государственной регистрации права в связи с истечением срока, на который приостанавливалась государственная регистрация права и осуществление кадастрового учета.
Полагая, что действия Управления являются незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления ОАО "РЖД".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статьи 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, помимо прочего, технический план.
Требования к техническому плану установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ.
Частью 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 43 Требований сведения о наименовании сооружения указываются, в случае если оно имеется в документах, на основании которых сведения об этом сооружении указаны в техническом плане.
Целью обращения Общества являлась постановка на государственный кадастровый учет сооружения, образованного в результате выдела из состава сложной вещи с кадастровым номером 11:09:0101001:454.
Из материалов настоящего дела следует, что 23.12.2021 ОАО "РЖД" в лице представителя Горбунова С.А., действующего по доверенности от 03.06.2020, подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, образованного в результате выдела из состава сложной вещи с кадастровым номером 11:09:0101001:454, о чем в книге учета входящих документов сделана соответствующая запись, выданы расписки в получении документов с заявлением.
Как указано Управлением, сведения о наименовании сооружения, указанные в представленном заявителем техническом плане, не соответствуют сведениям, указанным в техническом паспорте инв. N 87:000:001:005281740, составленном по состоянию на 04.02.2004, на основании которого было зарегистрировано право собственности Общества на объект недвижимости с кадастровым номером 11:09:0101001:454, что противоречит пункту 43 Требований.
Согласно сведениям представленного на регистрацию технического плана сооружение расположено в кадастровом квартале 11:09:0801001. Координаты характерных точек контура сооружения представлены в техническом плане в системе координат, отличной от той, в которой ведется кадастровый учет на территории кадастрового квартала 11:09:0801001, что не позволяет нанести контур сооружения на кадастровую карту данной территории.
Указанные обстоятельства послужили основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, оформленного уведомлением от 17.01.2022.
24.01.2022 Обществом через ГАУ АО "МФЦ" подано заявление о предоставлении технического плана сооружения от 17.12.2021.
Как следует из частей 2, 10 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей. В случае устранения причин, повлекших за собой приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, течение срока, установленного статьей 16 настоящего Федерального закона, возобновляется не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав документов, подтверждающих устранение причин, повлекших за собой приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на срок, оставшийся (неистекший) на дату приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 5.1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ при рассмотрении дополнительно представленных в орган регистрации прав документов, направленных в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, направление уведомления о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав допускается в случае, если в этих документах не устранены ранее выявленные причины такого приостановления или если при рассмотрении этих документов выявлены иные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В этом случае уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав направляется заявителю органом регистрации прав не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения таких документов и должно содержать указанные неустраненные основания приостановления, иные причины приостановления, связанные с такими дополнительно представленными документами.
Пунктом 239 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 также предусмотрено, что в случае если документы, дополнительно представленные заявителем, устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав возобновляются со дня представления дополнительных документов на срок, оставшийся (неистекший) до приостановления. В случае если документы, дополнительно представленные заявителем, не устраняют ранее выявленные причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены либо дополнительно представленные документы выявили новые основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием причин, препятствующих их осуществлению.
После представления Обществом 24.01.2022 дополнительных документов Управлением Росреестра по РК вынесено уведомление от 27.01.2022 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Оспаривая законность отказа в государственной регистрации прав, Общество настаивает, что оно не было в установленном законом порядке уведомлено о вынесении соответствующего уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с чем не имело возможности устранить соответствующие недостатки.
Отклоняя позицию Общества, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов" (действовавшим на момент принятия уведомления) (далее - Приказ N 173), если необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления о приостановлении государственной регистрации выдаются (направляются) заявителю одним из способов, указанных в заявлении: лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление; почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Закона N 210-ФЗ многофункциональные центры осуществляют выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по результатам предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, указанных в комплексном запросе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 (далее - Правила N 1376).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Правил N 1376 (действовавших в момент предоставления услуги) при организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре исключается взаимодействие заявителя с сотрудниками органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги. В многофункциональном центре организация предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется работниками многофункционального центра, которые осуществляют взаимодействие с заявителями в соответствии со стандартами обслуживания заявителей, утверждаемыми актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 3 Правил N 1376 предусмотрено, что в многофункциональном центре обеспечиваются прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов и выдача результатов предоставления государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В заявлении от 23.12.2021 Общество в качестве способа получения документов указало "лично", "в многофункциональном центре по месту представления документов". Таким образом, Обществом в установленном порядке был выбран один из способов получения документов, установленных пунктом 3 Приказа N 173.
Уведомление о приостановлении государственной регистрации Обществом было получено, далее 24.01.2022 были представлены дополнительные документы в целях устранения причин приостановления путем подачи документов в ГАУ АО "МФЦ" отделение по г. Котласу.
Как указано выше, статьей 26 Закона N 218-ФЗ установлены сроки возобновления государственной регистрации после представления дополнительных документов. Срок совершения регистрационных действий при условии устранения оснований для приостановления государственной регистрации также установлен нормативно.
Таким образом, действуя добросовестно и разумно, выбрав способ получения документов "лично", "в многофункциональном центре по месту представления документов", Общество имело возможность и должно было получить всю необходимую информацию в установленном порядке. Учитывая нормативно установленные сроки, Общество имело возможность получить информацию относительно поданного заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права с учетом дополнительно представленных документов. Доказательств осуществления соответствующих действий в пределах установленных сроков в материалах дела не имеется.
Срок вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации ответчиком не нарушен.
Доводы Общества о направлении уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав простым почтовым отправлением по почтовому адресу представителя Общества, не имеют определяющего значения в рассматриваемой ситуации, поскольку действовавшим на момент принятия уведомления пунктом 3 Приказа N 178 предусмотрено направление уведомления одним из способов, указанных в заявлении. В заявлении Общества указано на получение документов "лично", "в многофункциональном центре по месту представления документов".
Таким образом, оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права заявителя, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и отклоняются, как не основанные на имеющихся в материалах дела доказательствах с учетом установленного нормативного регулирования.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.10.2022 по делу N А29-8376/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная ОАО "РЖД" по платежному поручению от 01.12.2022 N 9744692 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.10.2022 по делу N А29-8376/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.12.2022 N 9744692.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8376/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги-Филиал РЖД
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми