г. Киров |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А29-9846/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Немчаниновой М.В. и Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кряжевой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства здравоохранения Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2022 по делу N А29-9846/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мособлфарм" (ИНН: 5032194206; ОГРН: 1155032000287)
к Министерству здравоохранения Республики Коми (ИНН: 1101486491; ОГРН: 1061101037370)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мособлфарм" (далее - Общество, Поставщик, Истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми (далее - Суд) с иском о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство, Заказчик, Ответчик, Заявитель) 185 821 руб. 08 коп. пени (далее - Пеня), которые были удержаны Министерством из денежных средств, подлежащих уплате Обществу за товар (далее - Товар), поставленный Поставщиком Заказчику по государственным контрактам от 14.12.2020 N 0307200030620002526, от 21.12.2020 N 0307200030620002629, от 30.12.2020 N 0307200030620002725, от 29.12.2020 N 0307200030620002745 и от 24.12.2020 N 0307200030620002663 (далее - Контракты).
Решением Суда от 03.10.2022 (далее - Решение) иск Общества удовлетворен.
Не согласившись с Решением, Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска Общества.
В обоснование Жалобы Заявитель указывает, в частности, что в соответствии с частью 42.1 статьи 112 (в редакции, которая действовала в период с 01.01.2021 по 29.12.2021) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), а также согласно утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (в редакции, которая действовала в период с 27.04.2020 по 07.01.2022) Правилам осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила), списанию подлежали пени, которые были начислены в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением предусмотренных контрактами обязательств в 2015, 2016 и 2020 годах. Таким образом, на момент расчетов за Товар основания для списания Пени отсутствовали, в связи с чем Заказчик правомерно удержал Пеню из денежных средств, подлежащих уплате Поставщику за Товар, а с претензиями о возврате суммы Пени Общество обратилось в Министерство только в апреле 2022 года (спустя 8-11 месяцев после оплаты по Контрактам).
Истец в отзыве на Жалобу просит оставить Решение без изменения, а Жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в это судебное заседание не обеспечили.
В связи с этим в соответствии со статьями 123, 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что Поставщик поставил Заказчику Товар с нарушением предусмотренных Контрактами сроков, в связи с чем Заказчик начислил предусмотренную Контрактами Пеню за просрочку поставки Товара, суммы которой (Пени) не превышали 5 % цены соответствующего Контракта, и удержал Пеню из денежных средств, подлежащих уплате Обществу за Товар.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
При этом, исходя из содержания статьи 10 Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая вступила в силу с 30.12.2021, положения названной статьи (применительно к коррекции части 42.1 статьи 112 Закона) должны применяться и к правоотношениям, возникшим до 30.12.2021, поскольку эти положения регламентируют правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2021 году, что следует также и из правовой позиции, изложенной, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561.
Кроме того, Правила (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783") не содержат ограничений, которые касаются списания неустоек (штрафов, пеней), начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренных контрактом обязательств лишь в определенные периоды времени (как это было предусмотрено ранее действовавшими редакциями Правил).
Напротив, в соответствии с пунктом 11 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
В связи с этим указанные выше изменения Закона и Правил подлежат применению при рассмотрении спора, являющегося предметом настоящего дела, а доводы Заявителя об обратном не могут быть приняты во внимание.
Ссылка Заявителя на то, что с претензиями о возврате суммы Пени Общество обратилось в Министерство только в апреле 2022 года (спустя 8-11 месяцев после оплаты по Контрактам), также не может быть принята во внимание, поскольку определение момента принятия мер по защите своих прав и законных интересов является прерогативой кредитора.
Прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.
Поэтому, изучив доводы Жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, условия Контрактов, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.
Следовательно, Решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2022 по делу N А29-9846/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9846/2022
Истец: ООО МОСОБЛФАРМ
Ответчик: Министерство здравоохранения Республики Коми