г. Самара |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А65-14947/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корастелева В.А., Харламова А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
с участием:
от заявителя - Сабитова Р.Н., доверенность от 14 февраля 2022 года, Сабирова А.И., доверенность от 28 октября 2022 года,
от ответчика - Абдуллина А.Р., доверенность от 01 февраля 2022 года, Закиров И.И., доверенность от 01 февраля 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2022 года по делу N А65-14947/2022 (судья Хамидуллина Л.В.),
по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849), город Казань Республики Татарстан,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Тукаевский Племрепродуктор" (ОГРН 1111650003596, ИНН 1650221270), город Набережные Челны Республики Татарстан,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Тукаевский Племрепродуктор" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 165 182 руб. 67 коп. и пени в размере 20 751 руб. 99 коп.
Решением суда от 17.10.2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просили и представители управления.
Представители общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при проведении в отношении общества контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 - 2021 г., управлением было выявлено:
Эксплуатация объекта N 92-0116-003348-П 1 категории ООО "Тукаевский Племрепродуктор" (ИНН 1650221270) проводилась в отсутствие комплексного экологического разрешения (КЭР) или Декларации о воздействии на окружающую среду, а также при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО "Тукаевский Племрепродуктор" (ИНН 1650221270) использовал коэффициент 25, вместо 100. Для объектов 1 и 2 категории в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации о воздействии на окружающую среду, согласно п. 5 ст. 16.3 Федерального закона N 7 от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" и примечанию по заполнению формы применяется коэффициент равный 100. Управлением произведен перерасчет всей суммы в соответствии с фактическими данными по формуле п. 21 (1) Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду":
По N 92-0116-003348-П - объект 1 категории в размере 220 243 руб. 38 коп., с учетом оплаты ООО "Тукаевский Племрепродуктор" (ИНН 1650221270) платежными поручениями N505 от 20.04.2020 г. на сумму 10 149 руб. 88 коп., N 994 от 16.07.2020 г. на сумму 10 149 руб. 88 коп., N 33557 от 08.10.2020 г. на сумму 19 466 руб. 23 коп., N 260 от 26.02.2021 г. на сумму 10 000 руб., N 274 от 01.03.2021 г. на сумму 5 294 руб. 72 коп. задолженность по внесению платы за 2020 г. составляет 165 182 руб. 67 коп. и пени в размере 20 751 руб. 99 коп.
В исковом заявлении управление указало, что общество обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. в размере 165 182 руб. 67 коп. и пеней в размере 25 751 руб. 99 коп., в том числе:
- 165 182,67 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 г.;
- 20 751,99 руб. - пени за несвоевременное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 г.
Управлением, в рамках досудебного урегулирования спора, в адрес общества было направлено претензионное требование от 30.03.2022 г. N 09-2975 о необходимости погашения задолженности по внесению платы за 2020 г. и соответствующей ей суммы пени в добровольном порядке, которое оставлено обществом без исполнения, что и послужило основанием для обращения управления в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе управлению в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О "По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие ч. 1 НК РФ" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством РФ.
Данным определением Конституционного Суда РФ подтверждено, что полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров предоставлены Правительству РФ.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ N 913 от 13.09.2016 г. "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", Приказом Минприроды России от 09.01.2017 г. "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Во исполнение Указа Президента РФ от 23.06.2010 г. N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. N 717 внесены изменения в раздел I приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными организациями государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным Банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ", полномочия главного администратора по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Судом установлено, что на территории Республики Татарстан территориальным органом Росприроднадзора в настоящее время является Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 г. N 259 (ред. от 17.02.2014 г.) наделено полномочиями, в том числе, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, по взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются Законом N 7-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 (действовавшим до 16.03.2017 г.) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В силу п. 1 названного Порядка он распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием и оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду.
Приказом Ростехнадзора N 557 от 08.06.2006 г. был установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признавался календарный квартал.
Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, в частности, он дополнен ст. 16.1, согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Также Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ Закон об охране окружающей среды дополнен ст. 16.2, определяющей порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, и ст. 16.3, устанавливающей порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ, определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством РФ по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного п. 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. ст. 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), согласно п. 32 которых отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу п. 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду IV категории.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 5 Правил N 255).
Пунктом 7 Правил N 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (п. 8 Правил N 255).
Основным критерием определения лица, обязанного вносить плату за загрязнение окружающей среды является то, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Нормами действующего законодательства прямо установлена обязанность лица, чьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на государственный учет, уплачивать плату за НВОС.
Судом установлено, что общество является самостоятельным юридическим лицом, при осуществлении деятельности которого оказывалось негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 5 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ, п. 35 постановления N 255 не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (п. 37 постановления N 255).
Пунктом 5 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ установлено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами;
коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Согласно п. 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в п. 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в п. 18(2) данных Правил.
Из абз. 3 п. 12 (1) Правил N 255 следует, что при превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в п. 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил. В указанных формулах предусмотрено применение сверхлимитного коэффициента.
Согласно пункту 21 Правил N 255 плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) настоящих Правил (Ппр), рассчитывается по формуле:
где:
Mпрi - платежная база за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между объемом или массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ при превышении их количества, установленного комплексным экологическим разрешением для объектов I категории либо указанного в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, объемом или массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, определенных указанными документами, тонна (куб. м).
Лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, платежная база за выбросы или сбросы 1-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов в количестве, превышающем объем или массу выбросов или сбросов 1-го загрязняющего вещества, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, тонна (куб. м);
Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего 1-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100.
В пункте 21 (1) Правил установлено, что при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по формуле:
где Mсрi - фактический объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, тонна (куб. м).
На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) коэффициент Кср равен 1.
Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, коэффициент Кср с 1 января 2020 г. применяется равным 25.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что у общества за спорный отчетный период отсутствовало комплексное экологическое разрешение на выбросы по объекту 1 категории.
Из буквального толкования приведенных положений Правил N 255 следует, что для расчета платы при отсутствии разрешений, выданных в установленном законом порядке для объектов I категории, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, согласно Правилам, необходимо применять формулу 21 (1) Правил N 255.
Именно указанным пунктом Правил N 255 (21 (1)) руководствуется управление, производя доначисление обществу платы за НВОС за 2020 г. с применением повышающего коэффициента 100, о чем представителями истца были даны пояснения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Вместе с тем, проанализировав положения п. 21 (1) в совокупности с материалами дела, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при расчете платы в соответствии с названным пунктом коэффициент 100 вовсе не предусмотрен.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что ООО "Тукаевский Племрепродуктор" правомерно применило при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ при отсутствии разрешений, выданных в установленном законом порядке для объектов I категории, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, формулу п. 21(1) Правил N 255, с применением повышающего коэффициента 25.
В этой связи ссылки управления в обоснование своих требований на то, что обществу необходимо было произвести перерасчет всей суммы в соответствии с фактическими данными по формуле п. 21 (1) Правил N 255 с применением коэффициента 100, несостоятельны и обоснованно отклонены судом первой инстанции ввиду неверного толкования положений названных Правил.
Так, по мнению судов, коэффициент 100, применяемый управлением при доначислении обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен только п. 21 Правил N 255, который применяется при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории.
Вместе с тем, как установлено судами, у общества в спорный период отсутствовало комплексное экологическое разрешение на выбросы, что не было опровергнуто представителями управления в ходе рассмотрения дела. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции Управления, осуществление выбросов в отсутствие указанного комплексного экологического разрешения расценивается им как осуществление выбросов в целом как сверхлимитное, поскольку нормативы выбросов в данном случае не установлены.
Между тем, указанное произвольное толкование управлением п. 21 (1) Правил N 255 судами признаётся неверным, поскольку случаи сверхлимитных выбросов, установленных комплексным экологическим разрешением и выбросов, производимых в отсутствие указанного разрешения, прямо предусмотрены разными пунктами названных Правил и предусматривают применение различных формул и коэффициентов при расчете платы в обоих указанных случаях.
Ссылки управления на судебные акты по делам N А65-25965/2021 и N А65-32734/2021 также не принимаются и отклоняются судами, поскольку они вынесены при иных обстоятельствах дела.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае возложение управлением на общество обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и пени в исчисленном размере не соответствует требованиям действующего законодательства, а поэтому исковые требования управления являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе управлению в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по другим делам не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, которая не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2022 года по делу N А65-14947/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14947/2022
Истец: Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора), г.Казань
Ответчик: ООО "Тукаевский Племрепродуктор", г.Набережные Челны
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10208/2024
22.05.2024 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-14947/2022
12.04.2024 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 27-ПЭК24
13.04.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2456/2023
12.01.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19879/2022
17.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-14947/2022