город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2023 г. |
дело N А32-41374/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "РесторанСервис Плюс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.10.2022 по делу N А32-41374/2022
по заявлению Военной прокуратуры Новороссийского гарнизона
к обществу с ограниченной ответственностью "РесторанСервис Плюс"
(ИНН 7802210076, ОГРН 1037804042704)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от ООО "РесторанСервисПлюс": представитель Зимнюкова Н.А. по доверенности от 01.10.2022,
от Военной прокуратуры Южного военного округа г. Новороссийск посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": помощник военного прокурора Басич С.И. по доверенности от 06.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Военная прокуратура Новороссийского гарнизона (далее - заявитель, прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РесторанСервис Плюс" (далее - общество, заинтересованное лицо, ООО "РесторанСервис Плюс") к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2022 ООО "РесторанСервис Плюс" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 700 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РесторанСервис Плюс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в деяниях общества отсутствуют событие и вина вменяемого административного правонарушения.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что рыбная продукция предназначена для технологического процесса приготовления пищи в течение дня, а не для ее хранения. Обстоятельства того, что рыбная продукция не хранилась, а находилась в процессе технологического процесса приготовления пищи, подтверждается представленными документами: раскладкой продуктов на дату 20.07.2022; накладными на выдачу продуктов со склада в столовую N N 125,123; книгой контроля за качеством приготовления пищи форма N 33 за 20.07.2022. По мнению общества, факт отсутствия маркировки на продукции животного происхождения не подтвержден материалами дела. Судом не дана оценка представлению об устранении нарушений закона N 4568 от 16.08.2022, объяснениям военнослужащего Клименко P.M. от 26.07.2022.
В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с государственным контактом от 27.12.2021 N 271221/ВП на оказание услуг по организации питания для нужд Минобороны России, заключенным указанным ведомством с АО "Военторг", и договором на оказание услуг по организации питания для нужд Минобороны России от 27.12.2021 N ОП-22-7, заключенным АО "Военторг" с ООО "РесторанСервис Плюс", последнее оказывает услуги питания военнослужащим, в том числе войсковой части 90921, в столовой N 13/18, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумское шоссе, д. 47 военный городок N 10. Пищевая продукция, предназначенная для оказания услуг питания, в том числе для приготовления пищи военнослужащим войсковой части 90921 хранится в помещениях столовой N 13/18, а также на продовольственном складе.
Прокуратурой 20.07.2022 с участием специалистов Южного межрегионального управления Россельхознадзора в отношении общества проведена выездная проверка исполнения должностными лицами войсковой части 90921 требований закона в сфере контроля полноты и качества оказания услуг.
В ходе проверочных мероприятий прокуратурой установлено, что ООО "РесторанСервис Плюс" допущены нарушения технических регламентов, обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью военнослужащих войсковой части 90921.
Прокуратурой установлено, что в производственном (рыбном) цехе столовой, в холодильной камере, при температуре +4 С°, хранилась не переработанная рыбная продукция общим весом 56,16 кг, помещенная в 4 металлические емкости (бака). Продукция подверглась размораживанию, о чем свидетельствует скопление жидкости в баке. На не переработанной рыбной продукции отсутствовала маркировка, содержащая в том числе информацию об условиях хранения и сроках годности данного товара.
Прокуратурой также установлено, что на продовольственном складе в низкотемпературной камере, при температуре -18 С°, на поддоне в гофрированной упаковке хранилась продукция животного происхождения общим весом 4,7 кг, без маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, т.е. не было информации о наименовании товара, о количестве продукции в упаковке, о дате выработки, о сроке годности, об условиях хранения, о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, нет единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Выявленное квалифицировано прокуратурой в качестве нарушения п. 3 ст. 16, п. 9 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), п. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011), п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021 по делу N А32-42544/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, ООО "РесторанСервис Плюс" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем 20.07.2022 общество повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В связи с выявленным уполномоченным должностным лицом Военной прокуратуры Новороссийского гарнизона в отношении ООО "РесторанСервис Плюс" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.08.2022 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ, статьей 202 АПК РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения заявления о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ устанавливает, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа.
Частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
При проведении проверочных мероприятий прокуратурой установлено, что ООО "РесторанСервис Плюс" допущены нарушения требований технических регламентов, согласно которым пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции, а также иметь маркировку, содержащую сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевые продукты, которые не соответствуют представленной информации, в том числе, которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, а также не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы.
Пунктом 3 статьи 16 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, а также пунктом 4 главы VI Технического регламента "О безопасности рыбы и рыбной продукции" ТР ЕАЭС 040/2016, утвержденного решением Совета Евразийского экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 установлено, что отходы, образующиеся в процессе производства, должны быть помещены отдельно в закрываемые, водонепроницаемые промаркированные емкости и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов. Рыбные отходы должны храниться отдельно от сырья и готовой продукции.
Согласно пункту 9 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
В силу пункта 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе сведении о дате изготовления пищевой продукции и сроке годности пищевой продукции.
Согласно пункту 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции; рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; показатели пищевой ценности пищевой продукции; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Нарушение обществом требований указанных технических регламентов подтверждается составленной в ходе проверки справкой от 20.07.2022 (л.д. 23), фиксацией в фототаблице (л.д. 24-26).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о грубых нарушениях обществом требований технических регламентов при реализации продукции военнослужащим, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновению, распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021 по делу N А32-42544/2021 ООО "РесторанСервис Плюс" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем 20.07.2022 общество повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов, или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, создавшее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: справками от 28.06.2021, от 20.07.2022 (л.д. 16, 23); фотоматериалами (л.д. 24-26); объяснениями от 26.07.2022 (л.д. 29-31); другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могли являться основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", прокуратурой не допущено.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности по 3 статьи 14.43 КоАП РФ, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ООО "РесторанСервис Плюс" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
В данном случае в результате совершения обществом правонарушения создается существенная угроза жизни и здоровью граждан, в связи с чем правонарушение не может быть признано малозначительным. Кроме того, имеет место повторность совершения правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 КоАП РФ, что также исключает малозначительность.
Согласно статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
В силу пункта 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно пункту 2 указанной статьи в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
При назначении административного наказания судом первой инстанции принято во внимание, что ООО "РесторанСервис Плюс" не включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, указанный в статье 4.1.2 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что назначенное судом первой инстанции административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 3 статьи 14.43 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в деяниях общества отсутствуют событие и вина вменяемого административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы ООО "РесторанСервис Плюс" направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалованного судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2022 по делу N А32-41374/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41374/2022
Истец: Военная прокуратура Новороссийского гарнзона Южного военного округа, Военная прокуратура Новороссийского гарнизона, ООО "РесторанСервисПлюс"
Ответчик: ООО "РесторанСервисПлюс"