г. Москва |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А41-64156/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ГКУ МО "Мособллес" - Карев Е.Г. представитель по доверенности от 22.11.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2022 года по делу N А41-64156/22 по заявлению Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" (ОГРН 1025004910237, ИНН 5038004331)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299) о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления об отказе в государственном кадастровом учете Управления Росреестра по Московской области от 08.07.22г. N КУВД-001/2022-22462870/3 незаконным, обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2022 года по делу N А41-64156/22 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ГКУ МО "Мособллес" владеет на праве оперативного управления объектом недвижимости с кадастровым номером 50:30:0000000:1500, расположенным по адресу: Московская область, р-н Егорьевский, городское поселение Рязановский, п. Рязановский, ул. Песочная, д. 7 (контора Радовицкого лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес").
21.04.2021 ГКУ МО "Мособллес" заключен Государственный контракт N 102181-21 на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов объектов недвижимости Егорьевского филиала ГКУ МО "Мособллес" для внесения изменений в сведения о местоположении и площади здания с кадастровым номером 50:30:0000000:1500.
Кадастровым инженером подготовлен технический план объекта недвижимости для внесения соответствующих изменений.
31.05.2022 заявитель через отделение "Лесной городок" МКУ "МФЦ Одинцовского городского округа Московской области" подал заявление N MFC 0555/2022-1315075-1 для оказания государственной услуги по государственному учёту изменений объекта недвижимого имущества, приложив технический недвижимости для внесения изменений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:30:0000000:1500, расположенного по адресу Московская область, р-н Егорьевский, городское поселение Рязановский, п. Рязановский, ул. Песочная, д. 7, в том числе площади здания.
08.06.2022 Межмуниципальным отделом по Егорьевскому и Шатурском Управления Росреестра по Московской области принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, оформленное уведомлением N КУВД-001/2022/22465956/1, Управление Росреестра указало, что произошло изменение параметров объекта капитального строительства, в связи с чем, изменилась площадь объекта строительства по причине проведения реконструкции.
Согласно заключению кадастрового инженера, уменьшение площади на 1,9 кв.м. связано с текущей хозяйственной деятельностью Егорьевского Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", так как в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик закрепленного помещения был проведен капитальный ремонт данного объекта. В результате проведенного капитального ремонта все помещения были отделаны современными долговечными экономичными материалами, улучшающими их эксплуатационные показатели. За счет этого внутренние линейные размеры помещений изменились. При этом конструктивные элементы здания (помещений) затронуты не были.
Капитальный ремонт данного объекта проводился по Государственному контракту N 0348100011915000022 от 07.09.2015 г.
Из письма Минстроя России N 6470-ИФ-09 от 26.02.2020 г. следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства Заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме. К заявлению приложен технический план здания от 07.06.2021 года, выполненный кадастровым инженером Литвинчуком П. Согласно заключению кадастрового инженера площадь здания изменилась в результате проведения работ по капитальному ремонту, проведенных на основании государственного контракта.
08.07.2022 Управлением Росреестра по Московской области было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, оформленное уведомлением N КУВД 001/202222462870/3 по тем же основаниям.
Указанный отказ заявитель считает незаконными и не соответствующими требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов. осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту. устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях. сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу частей 1. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов. поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Пунктом 6 ч. 5 указанной нормы предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
К заявлению приложен технический план объекта (который сам по себе является документом - основанием для государственного учета), подготовленный кадастровым инженером. Заключение кадастрового инженера содержит сведения о проведении фактических обмеров объекта, сведения о его площади, схему расположения на земельном участке.
Согласно заключению кадастрового инженера, площадь здания изменилась в результате проведения работ по капитальному ремонту, проведенных на основании государственного контракта.
Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 N 90 площадь нежилого здания определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей, включая технический, мансардный, цокольные и иные, а также эксплуатируемой кровли.
С учетом изложенного, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы для совершения регистрационных действий, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем на основании части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя с возложением расходов по госпошлине на заинтересованное лицо.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перепланировка помещений со сносом снос перегородок между ними является реконструкцией, требующей разрешения на реконструкцию, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку документально не подтверждён.
Так, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией признаётся изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высота, количество этажей, площади, объёма), возведение надстройки, переустройство, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В материалах дела отсутствует технический паспорт от 15.11.2007, на который ссылается апеллянт, а из представленного технического плана от 07.06.2021 не усматривается изменения планировки помещений в связи со сносом несущих конструкций, на что ссылается апеллянт.
Письмо Министерства жилищной политики Московской области от 09.08.2021 N 13ИСХ-12985 в материалах дела также отсутствует. Имеющееся в материалах дела письмо Министерства жилищной политики Московской области от 14.06.2022 N 13ИСХ-8034 не подтверждает доводов управления поскольку оно мотивировано ссылками на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.01.2017 N 2146-АГ/08 "О квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей между лоджиями и комнатами, частей несущих конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства", тогда как в рассматриваемом случае речь идёт о нежилом помещении, при этом невозможно установить, какая именно документация была представлена Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях получения указанного ответа.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2022 года по делу N А41-64156/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64156/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСОБЛЛЕС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МО
Третье лицо: Управление Росреестра Егорьевский отдел, Управление Росреестра по МО