город Томск |
|
1 марта 2024 г. |
Дело N А27-7731/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (N 07АП-389/2024) на решение от 13 декабря 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7731/2023 (судья Гатауллина Н.Н.,) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Киселевский водоснаб" (ОГРН 1164205072745, ИНН 4223104956) к комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (ОГРН 1024201261028, ИНН 4211003760) о признании незаконными решения, изложенного в письме от 20.03.2023 N 03-14/556, о признании незаконным бездействия,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Борисенко А. В. по дов. от 01.08.2023; Казакова Е. Н. по дов. от 05.07.2022, удостоверение адвоката,
От заинтересованного лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Киселевский водоснаб" (далее - заявитель, ООО "КВС") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - заинтересованное лицо, комитет) о невозможности заключения концессионного соглашения с ООО "КВС", оформленное письмом исх.N 03-14/556 от 20.03.2023; о признании незаконным бездействия комитета, выразившегося в отказе рассмотрения по существу проекта концессионного соглашения, направленного ООО "КВС" письмом от 02.03.2023 исх.N 68, повторно - письмом N100 от 28.03.2023, неисполнении обязанности, установленной частью 3.2 статьи 51 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Также заявитель просит обязать комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять одно из решений, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 3.3 статьи 51 Закона N 115-ФЗ, в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу решения суда по настоящему заявлению, о чем немедленно сообщить суду в порядке части 6 статьи 201 АПК РФ.
Решением от 13.12.2023 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным решение комитета о невозможности заключения концессионного соглашения с ООО "КВС", оформленное письмом исх. N 03-14/556 от 20.03.2023; признал незаконным бездействие комитета, выразившееся в отказе от рассмотрения по существу проекта концессионного соглашения, направленного ООО "КВС" письмом от 02.03.2023 исх.N 68, повторно - письмом N 100 от 28.03.2023, неисполнении обязанности, установленной частью 3.2. статьи 51 Закона N 115; обязал комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять одно из решений, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 3.3 статьи 51 Закона N 115-ФЗ, в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу, о чем сообщить суду в порядке части 6 статьи 201 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что письма, направленные ООО "КВС" за N 68 от 02.03.2023 и N 100 от 28.03.2023 о заключении концессионного соглашения идентичны; отказом от 03.04.2023 N 03-14/717 на письмо N 100 от 28.03.2023 комитет отказал и, соответственно, на письмо за N 68 от 02.03.2023; комитет не может повторно рассмотреть отказ на письмо за N 68 от 02.03.2023; отказ от 03.04.2023 N 03-14/717 на письмо N 100 от 28.03.2023 заявителем не оспорен, следовательно, заявитель с ним согласен, он соответствует закону и не нарушает его прав и законных интересов.
ООО "КВС" в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованного лица.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, 02.03.2023 заявитель направил в Комитет проект концессионного соглашения (исх.N 68).
22.03.2023 заявителем получено письмо Комитета исх. N 556 от 20.03.2023, из которого следует, что Комитет принял решение о невозможности заключения концессионного соглашения со ссылкой на абзац 2 пункта 3.3 статьи 51 Закона N 115-ФЗ.
28.03.2023 заявителем повторно направлено в Комитет заявление N 100 о заключении договора концессии в порядке статьи 51 Закона N 115-ФЗ.
Посчитав, что Комитетом допущено незаконное бездействие при решении вопроса местного значения об организации водоснабжения, в том числе путем неисполнения требований части 1 статьи 37, статьи 51 Закон N 115-ФЗ, указанные Комитетом решении, оформленном письмом исх.N 03-14/556 от 20.03.2023 замечания не должны препятствовать рассмотрению проекта концессионного соглашения, ООО "КВС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что мотивы решения о невозможности заключения концессионного соглашения приняты поспешно, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, указанное решение и бездействие подлежат признанию незаконными, как несоответствующие положениям Закона N 115-ФЗ и нарушающие права и законные интересы ООО "КВС" в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливают гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Законом N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 Закона N 115-ФЗ.
Пункт 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях предусматривает, что объектами концессионного соглашения в числе прочего являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем.
Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 названного Закона.
В отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, решение о заключении концессионного соглашения принимается органом местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 22 Закона N 115-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32, статьями 51 и 52.1 данного Закона, частями 2 и 4.10 указанной статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Согласно части 1 статьи 51 Закона N 115-ФЗ помимо оснований, указанных в части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, также может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и которое необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании одного или нескольких договоров аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:
1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором или договорами аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору или таким договорам, входит в состав системы централизованного теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) предназначено для использования по общему назначению с объектами теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и для обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения и иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом;
2) все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены в установленном порядке;
3) все договоры аренды, в соответствии с которыми у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключены до 1 января 2015 года;
4) отсутствует подтвержденная вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанная обеими сторонами договора аренды задолженность по арендной плате за имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения.
Основания для отказа в заключении концессионного соглашения перечислены в части 4.6 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Из материалов дела следует, что решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 24.10.2013 N 71-н утверждено положение "О комитете по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа". Разделом 2 положения "основные цели и задачи" предусмотрено, что комитет осуществляет полномочия собственника муниципального имущества в пределах и порядке, определенных нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Киселевского городского округа и правовыми актами главы Киселевского городского округа (пункт 2.1.2.). Обеспечивает эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом и контроль за его использованием (пункт 2.1.6.).
ООО "КВС" как самостоятельное общество образовано в 2016 году на базе Киселевского отделения АО "Производственное объединение "Водоканал", которое снабжало водой город Киселевск до преобразования почти 15 лет. Общество имеет в пользовании по долгосрочному договору аренды с ООО "ВИП и К" 17 сооружений, входящих в централизованную систему водоснабжения, это насосные станции, гидроузлы, резервуары чистой воды и т.п.
По договору аренды N 1-А2018 от 30.11.2017, зарегистрированному в Росреестре 11.12.2017, заявителю без конкурса передано во временное владение и пользование муниципальное имущество - водопроводные сети холодного водоснабжения, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (пункт 1.1., приложения 1,2 договора).
Дополнительным соглашением от 05.09.2019 в договор аренды N 1-А2018 от 30.11.2017, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135, включены водопроводные сети частного сектора, протяженностью 178 852 метра (пункт 1 и приложение 3, соглашение зарегистрировано в Росреестре 25.09.2019).
01.03.2020 стороны подписали дополнительное соглашение N 2 к договору аренды муниципального имущества N 1-А2018 от 30.11.2017, в пункте 4 продлили срок аренды по 31 декабря 2025 года (соглашение зарегистрировано в Росреестре 14.05.2020).
16.12.2020 стороны подписали сведения по объектам договора аренды муниципального имущества N 1-А2018 от 30.11.2017, в которых указаны их кадастровые номера, место положения, материал, технико-экономические показатели, начальная и остаточная стоимости, амортизация. Всего 693 объекта, составляющих более 348 километров водопроводных сетей Киселевского городского округа.
По договору аренды N 195 от 28.11.2017, обществу переданы во временное владение и пользование муниципальные объекты централизованной системы водоснабжения, технологически связанные с централизованной системой холодного водоснабжения Киселевского городского округа, находящейся во временном владении и пользовании Арендатора, пункт 1.1. договора (договор зарегистрирован в Росреестре 11.12.2017).
30.01.2020 стороны подписали дополнительное соглашение о продлении договора аренды N 195 от 28.11.2017 по 31 декабря 2025 года (соглашение зарегистрировано в Росреестре 17.04.2020).
Права аренды на муниципальные водопроводные сети и другие объекты водоснабжения по вышеуказанным договорам зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается, в том числе списком арендованного имущества, выгруженным с официального сайта Росреестра файлом формата CSV "my_objects" на 625 объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации Киселевского городского округа N 50-н от 22.03.2017 ООО "КВС", в установленном законом порядке, наделено статусом гарантирующей организации и осуществляет соответствующую деятельность в сфере водоснабжения.
Постановлением РЭК Кузбасса от 07.10.2021 N 405 для ООО "КВС" утверждены инвестиционная и производственная программы, а также тарифы в сфере водоснабжения до конца 2025 года.
Руководствуясь вышеуказанными нормами части 1 статьи 37, статьи 51 Закона N 115-ФЗ заявитель 02.03.2023 направил в комитет проект концессионного соглашения (исх.N68).
22.03.2023 заявителем получено письмо Комитета исх. N 556 от 20.03.2023, согласно которому общество уведомлено о невозможности заключения концессионного соглашения без проведения конкурса.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание письма исх. N 556 от 20.03.2023, обоснованно пришел к выводу о том, что мотивы решения о невозможности заключения концессионного соглашения не соответствуют фактическим обстоятельствам. Кроме того, указанные самим же комитетом в письме замечания не должны препятствовать рассмотрению проекта концессионного соглашения, а напротив, свидетельствуют о том, что проект концессионного соглашения подлежал рассмотрению в установленном законом порядке.
При этом судом правомерно принято во внимание, что объекты концессионного соглашения идентифицированы, обременения третьих лиц в отношении объектов концессионного соглашения отсутствуют; в 2021 году по результатам рассмотрения проекта концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения города Киселевска с ООО "КВС", КУМИ КГО было принято Решение 406-р от 27.05.2021 о возможности заключения концессионного соглашения в соответствии с аналогичным перечнем водопроводных сетей; техническое обследование объектов водоснабжения Киселевского городского округа проводилось, соответствующий акт находится в органах местного самоуправления; в приложении N 3 к проекту концессионного соглашения указаны существующие объекты водоснабжения, подлежащие реконструкции, необходимость которых определена в Схеме водоснабжения Киселевского городского округа; инвестиционная программа РЭК Кузбасса в отношении ООО "КВС" утверждена, оснований для ее отмены РЭК Кузбасса не усмотрел, что следует из представленных 29.11.2023 РЭК Кузбасса ответов (ответы на обращения Главы Киселевского городского округа от 11.09.2023 NМ-5-45/2603-01, от 08.11.2023 NМ-3-72/3484-01).
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Администрации КГО от 14.03.2022 N 27-н, верно указал на нарушение порядка принятия решения.
Судом также принято во внимание, что 06.07.2023 Кемеровским УФАС России комитету выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно комитет предупрежден о необходимости прекращения в срок до 15.09.2023 действий, которые содержат признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 путем повторного рассмотрения предложения ООО "КВС" (заявления от 02.03.2023 N68) о заключении концессионного соглашения в отношении муниципального имущества без проведения торгов и принятии соответствующего решения в соответствии с требованиями указанного закона. Сведений об обжаловании данного предупреждения комитетом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемого решения и бездействия требованиям действующего законодательства и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права; из материалов дела не следует, что заявитель соглашался с принятыми комитетом решениями, бездействием, представители общества в суде апелляционной инстанции подтвердили, что судом правомерно рассмотрены все его доводы и принято соответствующее закону решение.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13 декабря 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7731/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7731/2023
Истец: ООО "Киселевский водоснаб"
Ответчик: комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Кузбасса