город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2023 г. |
дело N А32-16563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "АР Пэкэджинг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.11.2022 по делу N А32-16563/2021
по заявлению акционерного общества "АР Пэкэджинг"
(ИНН 2353017002, ОГРН 1022304838863)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АР "Пэкэджинг" (далее - заявитель, общество, АО "АР "Пэкэджинг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) N 10309000-778/2021 от 02.04.2021 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в однократном размере суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин, в размере 40 648,93 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АР "Пэкэджинг" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что судом не дана оценка представленному письменному заключению специалиста ООО "Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга" от 08.12.2021 N 107. Заявленные транспортные расходы на перевозку товара по иностранной территории не превышают среднюю (обычную, рыночную) стоимость перевозки, что подтверждает отсутствие состава административного правонарушения в действиях общества. В обоснование недостоверности сведений о транспортных расходах таможня сослалась на отсутствие сведений о вознаграждении экспедитора, а также не разделении фактическими перевозчиками товаров транспортных расходов на расходы по перевозке товаров до границы ЕАЭС и по территории ЕАЭС до пункта назначения. Вместе с тем, согласно пояснениям экспедитора ООО "Прайм-Рут", изложенным в письме от 09.09.2020 N 1, при осуществлении перевозки товаров от мест погрузки в населенных пунктах Мустола, Иматра, Коувола, общество и ООО "Прайм-Рут" согласовали стоимость перевозки до границы ЕАЭС в размере 100 евро до 05.11.2019. Указание на необходимость отражения суммы в 100 евро не свидетельствует о недостоверности стоимости транспортных расходов по перевозке товаров до границы ЕАЭС, обусловлено поручениями общества ООО "Прайм-Рут" - экспедитору. Таможней не приведено данных, свидетельствующих о несоответствии размера транспортных расходов данным иных участников внешнеэкономической деятельности.
Также в апелляционной жалобе общество ссылается положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и полагает, что в связи с тем, что в рамках третьей камеральной проверки Краснодарской таможней в 2021 - 2022 годах было вынесено 563 постановления о привлечении к административной ответственности АО "АР Пэкэджинг" по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть из которых вступила в законную силу и по ним произведена оплата административного штрафа, то оспариваемое постановление не подлежит исполнению.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В материалы дела от АО "АР Пэкэджинг" поступили письменные пояснения к апелляционной жалобе. Пояснения приобщены к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений к ней, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, АО "АР Картон" на основании решения от 04.02.2020 единственного акционера общества, компании "A&P КАРТОН ХОЛДИНГ ГМБХ" (A&R CARTON HOLDING GMBH), учрежденной и действующей в соответствии с законодательством Австрии, зарегистрированной под номером 217226А, имеющей зарегистрированный офис по адресу: Гриллвег 15, 8053, г. Грац, Австрия изменило фирменное наименование на акционерное общество "АР Пэкэджинг". 20.02.2020 Межрайонной ИФНС N 16 по Краснодарскому краю внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица за государственным регистрационным N 2202300212530.
В ходе камеральной таможенной проверки было установлено, что АО "АР Пэкэджинг" (АО "АР Картон" до 20.02.2020) в регионе деятельности Краснодарской таможни в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" задекларирован товар "картон типа "TAMFOLD", многослойный, мелованный, со всеми белеными слоями...", по ДТ N 10309203/110419/0001761 в подсубпозиции 4810921000 ТН ВЭД ЕАЭС (далее - товар).
Таможенное декларирование товара осуществлено декларантом на Прикубанском таможенном посту (ОТО и ТК N 3) Краснодарской таможни в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 17.09.2013 N 1761 "Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля". (зарег. В Минюсте России 28.02.2014 N 31465).
АО "АР Пэкэджинг" во исполнение контракта от 26.01.2018 N EN 2018-05, заключенного с компанией "Stora Enso Ingerois Oy" (Финляндия), ввезло и задекларировало товар в количестве брутто/нетто 20293 кг, фактурной стоимостью 17243,07 Евро на условиях поставки FCA КОУВОЛА (Финляндия) (Инкотермс 2010). Заявленные сведения в ДТ N 10309203/110419/0001761 о стоимости и количестве товара подтверждены следующими документами: контрактом от 26.01.2018 N EN 2018-05, дополнительными соглашениями к контракту, инвойсом от 08.04.2019 N 308879-973, экспортной декларацией от 10.04.2019 N 19FI000000315850E0.
Контракт от 26.01.2018 N EN 2018-05 принят на учет (обслуживание) уполномоченным банком АО "ЮниКредит Банк" 18.06.2019 с присвоением уникального номера N 18024001/0001/0000/2/1.
Оплата по настоящей поставке в рамках контракта от 26.01.2018 N EN 2018-05 АО "АР Пэкэджинг" осуществлена по платежному поручению от 05.06.2019 N 284.
Согласно ведомости банковского контроля с уникальным номером контракта N 18024001/0001/0000/2/1 платеж по контракту от 26.01.2018 N EN 2018-05 осуществлен 05.06.2019.
Сведения, заявленные в ДТ N 10309203/110419/0001761 о фактурной стоимости и количестве ввезенного товара, подтверждены документально.
Согласно пункту 4.1 контракта от 26.01.2018 N EN 2018-05 товары поставляются на условиях поставки FCA Коувола, (Финляндия) (в соответствии с ИНКОТЕРМС 2010).
АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") заключило договор от 11.01.2016 N 11-01/2016Т на оказание транспортно-экспедиционных услуг (далее - договор ТЭУ) с ООО "Прайм-Рут" именуемый Экспедитор (ИНН 7813378169, г. Санкт-Петербург, Россия). В соответствии с договором ТЭУ экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (АО "АР Пэкэджинг") организовать перевозку груза (в международном или внутрироссийском сообщении, включая морские, воздушные, автомобильные, железнодорожные и мультимодальные перевозки) и транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой груза.
Согласно пунктам 2.2, 6.1 и 6.2 договора ТЭУ стоимость услуг экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении экспедитору по каждой поставке. Основанием для расчета стоимости услуг, проставляемых экспедитором клиенту, являются ставки, определяемые в Приложениях по стоимости услуг к договору ТЭУ, и согласованные сторонами в поручении экспедитору. В случае определения ставок экспедитора в условных единицах (доллары США или евро) счета оплачиваются в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
Согласно международной товарно-транспортной накладной - CMR от 10.04.2019 N 1552-34973-01, осуществлена международная перевозка товаров в количестве 20806 кг/брутто на 27 местах, автомобильным транспортом с гос. номером M809PE10/AH053910 на условиях поставки FCA Коувола (Финляндия). Фактическим перевозчиком товара, задекларированного по ДТ N 10309203/110419/0001761, является ИП Стариков Алексей Алексеевич (ИНН 100100689355 г. Петрозаводск, Россия).
В целях выполнения требований пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, в части подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости, при таможенном декларировании АО "АР Пэкэджинг" представлены следующие документы: договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 N 11-01/2016Т, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 09.04.2019 N 571Э на общую сумму 168300,00 руб., с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза, акт выполненных работ от 11.05.2019 N 571Э.
Маршрут перевозки по договору ТЭУ |
Стоимость в руб. |
ТЭО по маршруту Коувола (Финляндия) - граница РФ п/п Торфяновка |
11 957, 96 |
ТЭО по маршруту граница РФ п/п Торфяновка - г. Тимашевск |
156 342, 04 |
ИТОГО: |
168 300,00 |
Согласно ДТС-1 к ДТ N 10309203/110419/0001761 декларантом в структуру таможенной стоимости товаров, ввезенных автомобильным транспортом на условиях поставки FCA, включены расходы по его транспортировке до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (пункт пропуска "МАПП Торфяновка" (таможенный пост Выборгской таможни)) в сумме 11 894, 24 руб. (гр.17 ДТС-1) по курсу Евро, установленному ЦБ РФ, на дату подачи ДТ.
Оплата за транспортно-экспедиционное обслуживание по счету от 09.04.2019 N 571Э подтверждается платежным поручением от 24.04.2019 N 2368.
В представленном счете на оплату от 09.04.2019 N 571Э также отсутствуют реквизиты договора ТЭУ.
Согласно пунктам 1.1, 2.2 договора ТЭУ Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку груза. Стоимость услуг экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении экспедитору по каждой поставке.
В ходе камеральной таможенной проверки ООО "Прайм-Рут" представило документы, где экспедитором выступает ООО "Прайм-Рут", клиентом - АО "АР Пэкэджинг":
- договор от 11.01.2016 N 11-01/2016Т на оказание транспортно-экспедиционных услуг;
- поручение экспедитору от 05.04.2019 N 014/04/19 и экспедиторская расписка от 05.04.2019 N 014/04/19, в которых указана стоимость услуг авто по ставке 168 300,00 рублей;
- счет на оплату от 09.04.2019 N 571Э с разбивкой стоимости перевозки до границы ЕАЭС п/п Торфяновка (11 957, 96 руб.) и после границы ЕАЭС (156 342, 04 руб.);
- акт выполненных работ/услуг от 11.04.2019 N 571Э, согласно которому ТЭО по маршруту Коувола (Финляндия) - граница РФ п/п Торфяновка - г. Тимашевск выполнены полностью и в срок;
- платежное поручение от 24.04.2019 N 2368 по оплате за ТЭО, в том числе по счету от 09.04.2019N 571Э;
- CMR от 10.04.2019 N 1552-34973-01 на осуществление международной перевозки товара в количестве 20806,000 кг/брутто.
В представленных документах отсутствуют реквизиты договора ТЭУ.
В соответствии с представленным договором ТЭУ распределение транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза не предусмотрено.
Также договором ТЭУ не оговорена сумма вознаграждения экспедитора.
В представленных документах отсутствуют сведения о вознаграждении экспедитора.
В соответствии с пунктом 2 информационного письма от 09.09.2020 N 1 приложенного к письму ООО "Прайм-Рут" от 11.09.2020 N 029/09/2020, места перехода границы автомобильным транспортом осуществляется через 3 пограничных перехода: Торфяновка, Брусничное, Светогорск.
Согласно информационному письму от 09.09.2020 N 2, приложенного к письму ООО "Прайм-Рут" от 11.09.2020 N 029/09/2020, в случае организации перевозки грузов в автомобильном сообщении ООО "Прайм-Рут" привлекает транспортные компании.
При осуществлении перевозки от мест погрузки транспортного средства г. Коувола, г. Иматра, Мустола (г. Лаппеенранта) до пункта пересечения границы Таможенного Союза, стороны согласовали стоимость услуг, выполняемых на территории Финляндии до прибытия транспортного средства на границу Таможенного Союза, в размере 100 евро (7 000,00 руб.) до 05.11.2019, если не оговорено иное. С 05.11.2019 в связи с продолжительным стабильным курсом рубля и во избежание курсовых разниц была согласована для клиента (АО "АР Пэкэджинг") ставка транспортных расходов 7 500,00 руб., до границы Таможенного союза, включая вознаграждение экспедитора (ООО "Прайм-Рут") 500,00 руб. Общая стоимость услуг согласовывается в поручениях экспедитору и указывается в счетах, направляемых в адрес клиента в день отгрузки товара с термина в Финляндии.
Общая стоимость перевозки грузов согласовывается сторонами в каждом конкретном случае в заявке на перевозку грузов.
В ходе камеральной таможенной проверки ООО "Прайм-Рут" представило заявку от 05.04.2019 N 077/04 к договору международной перевозки грузов N 16-04/2014 от 16.04.2014, где заказчиком выступает ООО "Прайм-Рут", а исполнителем - ООО "Кимиол" (ИНН 6732064324, г. Смоленск, Россия).
Согласно указанной заявке местом погрузки является склад, расположенный в Steveco Oy Kouvola Terminal, ставка за перевозку - 138 000,00 руб. Отдельным пунктом в указанной заявке ООО "Прайм-Рут" указано "просим сегодня обязательно выслать по электронной почте счет с разбивкой до границы 100 евро".
Согласно акту от 09.04.2019 N 19740156, подписанному Steveco Oy и ООО "Прайм-Рут" (заказчик), документооформление на терминале в Коувола 63,00 евро.
Согласно счету, выставленному ООО "Кимиол" на оплату от 09.04.2019 N 77, стоимость перевозки с учетом разбивки до границы ЕАЭС МАПП Торфяновка (7 336, 17 руб.) и после границы ЕАЭС МАПП Торфяновка - г. Тимашевск (130 663, 83 руб.), составила 138 000 руб.
Понесенные расходы до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ в сумме 168300 руб., указанные ООО "Прайм-Рут" в счете на оплату от 09.04.2019 N 571Э.
В свою очередь, согласно документам, имеющимся в распоряжении Краснодарской таможни (счет на оплату, счет-фактура, акт выполненных работ), ООО "Кимиол" (Россия) не представило документы, подтверждающие расходы по доставке товаров, разбивку транспортных расходов на стоимость услуг по транспортировке до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до момента разгрузки на территории РФ. Более того, ООО "Прайм-Рут" до момента оказания транспортной услуги указал в заявке ООО "Кимиол" какой размер стоимости транспортных услуг последний должен указать в коммерческих документах (счет на оплату, счет-фактура, акт выполненных работ/услуг).
Согласно представленным документам в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что ООО "Кимиол" заключил договор с непосредственным перевозчиком ИП Стариков Алексей Алексеевич (ИНН 100100689355, г. Петрозаводск, Россия) на перевозку товара, задекларированного по ДТ N 10309203/110419/0001761.
Таким образом, транспортные услуги по перевозке товара задекларированного по вышеуказанной ДТ осуществлялись следующими транспортными компаниями: ООО "Прайм-Рут" > ООО "Кимиол" > ИП Стариков Алексей Алексеевич.
На основании статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
К расходам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, следует относить все расходы, связанные с организацией (осуществлением) перевозки товаров, в том числе вознаграждения посредникам, оплаченные покупателем на организацию перевозки (транспортировки) товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
По запросу Краснодарской таможни от 16.10.2020 N 55-15/20324 ИП Стариков Алексей Алексеевич выступающий перевозчиком товаров представил следующие документы: счет на оплату N 7824 от 11.04.2019, акт N 7824 от 11.04.2019, платежное поручение N 147 от 07.06.2019. Анализ представленных документов и сведений показал, что ИП Стариков Алексей Алексеевич разбивку транспортных расходов до границы ЕАЭС и после границы ЕАЭС не производил.
Таким образом, представленные ИП Стариковым А.А. документы и сведения подтверждают тот факт, что фактический перевозчик товара, задекларированного по ДТ N 10309203/110419/0001761, разбивку транспортных расходов на стоимость услуг по транспортировке до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ не производил.
В ходе камеральной таможенной проверки ни декларантом АО "АР Пэкэджинг", ни экспедиторами, ни перевозчиком не представлены документально подтвержденные сведения о видах и стоимости/себестоимости расходов по перевозке товара, задекларированного по ДТ N 10309203/110419/0001761, что носит документально неподтвержденный характер разделения стоимости транспортировки до границы таможенного Союза и после пересечения границы Союза до места прибытия.
Учитывая результаты анализа документов, полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки, установлено, что АО "АР Пэкэджинг" при таможенном декларировании, в нарушение требований пунктов 9 и 10 статьи 38 ТК ЕАЭС заявлены сведения о таможенной стоимости товаров с использованием произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров на основании недостоверной, количественно неопределенной и документально неподтвержденной информации.
По результатам анализа документов, полученных в ходе проведения таможенной проверки, таможенная стоимость товаров может быть принята с применением метода таможенной оценки в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС с включением в структуру таможенной стоимости оцениваемых товаров, как составляющую стоимости сделки, расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия товаров на таможенную территорию Союза до места разгрузки в РФ.
Расчет таможенной стоимости товара необходимо произвести на основании счета на оплату от 09.04.2019 N 571Э, акта выполненных работ от 11.04.2019 N 571Э о понесенных транспортных расходах в полном объеме (расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по территории иностранных государств, не являющихся членами ЕАЭС, до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ).
ТС = 17 243, 07 * 72, 9460 + ТР (168300,00) = 1 426 112, 98 рублей.
Принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309203/110419/0001761, повлечет доначисление таможенных платежей в сумме 40 648, 93 рублей без учета пеней.
09.03.2021 Краснодарской таможней в отношении АО "АР Пэкэджинг" выставлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей N 10309000/У2021/0000656 от 09.03.2021 на сумму 40648,93 рублей.
Таким образом, в действиях АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") установлены признаки административного правонарушения в части "заявления декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, которые послужили основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов", ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
29.03.2021 по факту выявленных нарушений таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ (М.Д., л.д. 1-6).
02.04.2021 таможней в отношении общества принято постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-778/2021, которым юридическое лицо АО "АР Пэкэджинг" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, назначено в виде административного штрафа в однократном размере суммы подлежащей уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 40 648,93 руб. (М.Д., л.д. 87-92).
Несогласие с указанным постановлением таможенного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в заявлении декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, а именно в действиях нарушающих требования таможенного законодательства Таможенного союза регламентирующих заявление точных сведений о декларируемых товарах и (или) транспортных средствах необходимых для таможенных целей.
Субъектом правонарушения являются декларант либо таможенный представитель.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления: расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, до места, определенного Комиссией.
В развитие подпункта 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС принят Порядок заполнения ДТС-1, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (действовал до 01.07.2019).
Пунктом 22 Порядка заполнения ДТС-1 установлен порядок заполнения графы 17 ДТС-1, в которой заявляется таможенная стоимость в части понесенных транспортных расходов, а также расходов по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС установлено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможней установлено заявление обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости товара по спорной ДТ.
Материалами дела подтверждается, что общество заключило с ООО "ПраймРут" (далее - экспедитор) договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 N 11-01/2016Т (далее - договор), согласно которому ООО "ПраймРут" обязуется за вознаграждение и за счет клиента (общества) организовать перевозку груза (в международном или внутрироссийском сообщении, включая морские, воздушные, автомобильные, железнодорожные и мультимодальные перевозки) и транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой груза.
В силу пунктов 2.2 и 6.1, 6.2 договора стоимость услуг экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении экспедитору по каждой поставке. Основанием для расчета стоимости услуг, поставляемых экспедитором клиенту, являются ставки, определяемые в приложениях по стоимости услуг к договору и согласованные сторонами в поручении экспедитору.
В случае определения ставок экспедитора в условных единицах (доллары США или евро) счета оплачиваются в российских рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату платежа.
В соответствии с представленным договором распределение транспортных расходов по иностранной территории и территории ЕАЭС не предусмотрено.
Также договором не оговорена сумма вознаграждения экспедитора.
Из представленных в материалы дела доказательств также не следует подтверждение выплаты обществом вознаграждения ООО "Прайм-Рут" как экспедитору.
Пунктом 2.4 договора установлено, что экспедитор может осуществлять действия, в том числе заключать от собственного имени договоры на перевозку и хранение груза клиента от собственного имени или от имени клиента.
В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС фактически понесенные расходы по доставке задекларированного товара до соответствующего пункта пропуска не подтверждены обществом документально.
В указанные расходы не включено вознаграждение посреднику, оплаченное покупателем за организацию перевозки (транспортировки) до места прибытия товара на таможенную территорию Союза.
Само по себе указание в счете раздельно указанных услуг без документального подтверждения заявленного размера услуг к оплате не свидетельствует о подтверждении несения спорных расходов в указанной сумме, как и указание на соответствия цены транспортировки вне территории таможенного союза рыночному уровню.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами таможенного органа о том, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС фактически понесенные расходы по доставке задекларированного товара до соответствующего пункта пропуска не подтверждены обществом документально.
В нарушение положений пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС сведения о транспортной составляющей в структуре заявленной обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Расходы по перевозке товара до места прибытия на единую таможенную территорию ЕАЭС, заявленные обществом при декларировании товара, документально не подтверждены, что является нарушением пункта 10 статьи 38, пунктов 1, 3 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС.
С учетом изложенного таможенным органом в отношении общества доказан состав административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившееся в заявлении декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, которые послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Ссылка общества на письменное заключение специалиста ООО "Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга", что подтверждает отсутствие состава административного правонарушения, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку указанное не подтверждает достоверность сведений, заявленных декларантом.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что для того чтобы транспортно-экспедиционные расходы могли быть вычтены из таможенной стоимости товаров необходимо соблюдение одновременно следующих условий: расходы должны быть выделены из цены подлежащей уплате; расходы должны быть заявлены декларантом при декларировании; расходы должны быть документально подтверждены декларантом. Если какое-либо из условий не соблюдается, указанные расходы остаются включенными в таможенную стоимость оцениваемых товаров, как составляющая стоимости сделки.
В рассматриваемом случае указанные сведения в структуре заявленной обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что не позволяет осуществить заявляемый обществом вычет расходов.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом не допущено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности таможенным органом не пропущен.
Исходя из размера административного штрафа и отсутствия доказательств наличия обстоятельств, указанных в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, применение части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ по настоящему делу невозможно.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разделе II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии всей совокупности обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 1) лицо, в отношении которого ведется административное производство, является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) совершение административного правонарушения впервые; 3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.
Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые. При этом, при рассмотрении вопроса о возможности замены штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому административному правонарушению.
Кроме этого, условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего нарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают.
При этом необходимо отметить, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, считается оконченным с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения.
Соответственно, регистрация каждой таможенной декларации, поданной обществом и содержащей недостоверные сведения, является самостоятельным правонарушением, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, и образует оконченный состав административного правонарушения.
Следовательно, положения статьи 4.4 КоАП РФ, в данном случае не подлежат применению.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что примененное к обществу наказание в виде административного штрафа в размере 40 648,93 руб. соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Основания для признания правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом пренебрежительного отношения к исполнению публично-правовых обязанностей, общество не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о том, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-778/2021 от 02.04.2021 является законным и отказал в удовлетворении заявления общества.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы общества вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, таможней по аналогичным обстоятельствам, но по иным ДТ вынесены постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В настоящем споре необходимо учитывать, что назначение наказания для юридических лиц по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ осуществляется в виде штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин. При этом ограничение штрафа какой-либо фиксированной минимальной или максимальной суммой не предусмотрено. Таким образом, размер штрафа не зависит от количества принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности. При объединении всех эпизодов правонарушений в один протокол и постановление штраф подлежит исчислению от суммы подлежащий уплате таможенных пошлин.
В связи с этим основания для применения положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в отношении заявителя жалобы отсутствуют.
Ссылка общества в письменных пояснениях к жалобе на иную судебную практику судом отклоняется, поскольку фактические обстоятельства, установленные судом в рамках настоящего спора, и дела, приведенного обществом в обоснование своей позиции, не являются аналогичными.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2022 по делу N А32-16563/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16563/2021
Истец: АО "АР Пэкэджинг"
Ответчик: Краснодарская таможня