г. Москва |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А40-226860/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Елоева А.М.,
судей: Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Центртрейс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-226860/21 по иску ИП Соболева Евгения Олеговича (ОГРНИП: 320774600022447) к ООО "Центртрейс" (ОГРН: 1089848001055) о взыскании.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Тамарова А.А. по доверенности от 10.09.2021,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Соболев Евгений Олегович (далее - истец, ИП) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "ЦентрТрейс" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 368 310 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 15 801 рублей по договору от 19 мая 2020 года N Д19/05/20, а также судебных расходы на оплату услуг представителя в размере 150 000 рублей.
В обосновании заявленных требований истец указал, что ответчик в нарушении принятых на себя обязательств по Договору от 19 мая 2020 года N Д19/05/20 оказанные услуги не оплатил, в результате чего образовалась задолженность в заявленном размере.
Так, в иске отмечается, что с момента заключения Договора исполнителем выполнены, но ООО "ЦентрТрейс" не оплачены следующие работы на общую сумму 1 368 310 рублей: 1) оказание услуг по сопровождению программного продукта "CenterTrace:Pharm" по проекту "ФармЗащита", разработка нового аутентификации на сумму 19 600 рублей; 2) оказание услуг по сопровождению программного продукта CenterTrace:Pharm" по проекту "ФармЗащита" на сумму 41 850 рублей; 3) РУДН, переход на новый протокол 1.36 на сумму 122 100 рублей; 4) оказание услуг по сопровождению программного продукта "CenterTrace:Pharm" по проекту "Добролек" на сумму 445 800 рублей; 5) оказание услуг по доработке программного продукта "CenterTrace:Pharm" по проекту "Добролек" на сумму 233 200 рублей; 6) работы по обслуживанию программного продукта "CenterTrace:Pharm" на сумму 315 680 рублей; 7) оказание услуг по сопровождению программного продукта "CenterTrace:Pharm" по проекту "Эвалар" на сумму 190 080 руб.
В этой связи к взысканию в порядке статьи 395 ГК РФ начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 02.08.2021 по 04.10.2021 в размере 15 801 рублей.
Направленная истцом в адрес ответчика 18 сентября 2021 года претензия в порядке досудебного урегулирования оставлена последним без ответа и удовлетворения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 октября 2022 года по делу N А40-226860/21-85-1517 ООО "ЦентрТрейс" в пользу ИП Соболева Евгения Олеговича задолженность в размере 1 368 310 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 15 801 рубля, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 90 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 26 841 рубля. В остальной части взыскания судебных расходов отказано.
Не согласившись с принятым решением ООО "ЦентрТрейс" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы применить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, не дал должной оценки доводам ответчика, представленным в материалы дела актам. А также не учёл поступившие в материалы дела ответы заказчиков. Так, несмотря на то, что в рамках дела заявлялось о неоказании истцом услуг, суд первой инстанции пришёл к выводу о надлежащем оказании услуг со стороны истца. Также Арбитражный суд города Москвы не оценил тот факт, что истцом не доказано оказание услуг заказчику ФГУП НПЦ "Фармзащита" ФМБА России по поручению ответчика в рамках Договора. Ответчик настаивает на том, что те услуги, которые истцом были оказаны, ответчиком оплачены, задолженности по договора от 19 мая 2020 года N Д19/05/20 не имеется.
В представленной письменной позиции на апелляционную жалобу истец ссылается на материалы дела, которыми опровергается довод о том, ответчик не выдавал заявок на выполнение работ, в частности, представленными заявками и перепиской сторон. Также материалами дела опровергается довод ответчика на фактическое прекращение спорных правоотношений в рамках договора ФГУП НИЦ "Фармзащита" ФМБА России, поскольку договор на оказание услуг по технической поддержке между ИМ Соболевым Е.О. и ФГУП НПЦ "Фармзащита" ФМБА России N 5 подписан 29 апреля 2021 года, то есть после прекращения договорных отношений с ООО "ЦентрТрейс". В тоже время работы по сопровождению программного продукта "CenterTrace:Pharm" по проекту "ФармЗащита" оказаны Соболевым Е.О. в период с 16 марта по 07 апреля 2021 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменной позиции на жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ИП Соболевым Е.О. (исполнитель) и ООО "ЦентрТрейс" (заказчик) заключён договор от 19 мая 2020 года N Д19/05/20 (далее - Договор), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по технической поддержке системы CenterTrace: Pharm. Состав услуг, порядок их оказания, а также стоимость, срок и порядок оплаты их заказчиком определены в Приложениях NN1 и 2 к Договору.
Согласно пункту 2.5. Договора заказчик обязуется своевременно принять и оплатить оказанные исполнителем услуги в размере и сроки согласно Приложению N 1 к Договору. Пунктом 2.1. Приложения N 1 к Договору установлено, что фактическая стоимость оказанных в течение периода услуг по Договору определяется на основании подписанных сторонами листов учёта рабочего времени и выполненных заявок на доработку.
В соответствии с пунктом 2.2. Приложения N 1 к Договору стоимость одного часа рабочего времени специалиста исполнителя определяется исходя из приоритетного статуса, указанного в заявке "Низкий"/ "Средний"/ "Высокий". Приоритетный статус определяется заказчиком.
Стоимость услуг для компании ЗАО "Эвалар":
Приоритетный статус "Низкий" стоимость одного часа рабочего времени специалиста исполнителя составляет 2500 рублей.
Приоритетный статус "Средний" стоимость одного часа рабочего времени специалиста исполнителя составляет 3000 рублей.
Приоритетный статус "Высокий" (Запрос связан со срочными операциями, требующими быстрого решения. Время реакции исполнителя на запрос - 3 рабочих часа), стоимость одного часа рабочего времени специалиста исполнителя составляет 3500 рублей.
Стоимость услуг для прочих компаний:
Приоритетный статус "Низкий" стоимость одного часа рабочего времени специалиста исполнителя составляет 2800 рублей. Сумма НДС не облагается (на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Приоритетный статус "Средний", стоимость одного часа рабочего времени специалиста исполнителя составляет 3200 рублей.
Приоритетный статус "Высокий" стоимость одного часа рабочего времени специалиста исполнителя составляет 3500 рублей.
В рамках разрешения спора во исполнение определения Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2022 года в суд письмом от 29 июня 2022 года N 55 НПЦ "Фармзащита" ФМБА России сообщило, что предприятие осуществляет эксплуатацию системы "CentrTrace:Pharm".
В период за январь 2021 года и с 29 марта по 01 апреля 2021 года ООО "ЦентрТрейс" (исполнитель), в рамках заключённого с предприятием договора, оказывало следующие услуги по доработке программного продукта "CenterTrace: Pharm": консультация по входящим квитанциям; формирование нового раздела в упаковке для монокоробов; удаление подписи ЕЦЦП в 1С Admin (userska); удаление тормозов при открытии больших отгрузок; формирование идентичного короба в 915 форме; таймаут между 10311 и 915; реализация входящей квитанции 607; переход на протокол 1.36, обновление продукта; тестирование; корректировка после обновления - возврат колонки Сумма, Контрагент, Заказ клиента; корректировка связных документов - связные документы - окончание; - отправка квитанций; - прикреплённые файлы; - корректировка после обновления, ошибка в квитанции 915; - корректировка после обновления изъятие и перекладка; - корректировка поступления начало разработка модуля авторизации; - тестирование на песке с заказчиком; - обновление продукта.
В процессе оказания вышеуказанных услуг, сотрудники предприятия осуществляли взаимодействие с сотрудниками исполнителя, а именно Красниковым Р. И Репкиной Т.А. Контактные данные указанных сотрудников были переданы предприятию ООО "ЦентрТрейс", в рамках выполнения работ по сопровождению программного продукта "CenterTrace:Pharm" и использовались предприятием при переписке с представителями ООО "ЦентрТрейс".
Из письма ЗАО "Эвалар" от 17 июня 2022 года следует, что ЗАО "Эвалар" пользуется системой "CenterTrace.Pharm" в ходе осуществления своей деятельности. В период с 12 марта по 17 июня 2021 года ведущим программистом Красниковым Романом (адрес электронной почты rm@rk-soft.ru) и руководителем проектов Репкиной Татьяной Александровной (адрес электронной почты tta91@yandex.ru) оказывалась техническая поддержка системы "CenterTrace:Pharm" - обновление продукта - переход на динамический токен; - переход на новый протокол 1.36 в объеме 57,6 часов. Сотрудничество с указанными специалистами осуществлялось в рамках Договора от 19 мая 2020 года N 19/05/2020, заключённого ЗАО "Эвалар" с ООО "ЦентрТреис".
Письмом от 29 июня 2022 года ООО "Добролек" указало, что пользуется системой "CenterTrace.Pharm" в ходе осуществления своей деятельности. В период с января по декабрь 2020 года Красниковым Романом и Репиной Татьяной оказывалась техническая поддержка системы "CenterTrace: Pharm" в рамках заключённого договора между ООО "ЦентрТреис" и ООО "Добролек" от 20 марта 2020 года N 2003/2020, в том числе: Интеграция с OCS (оборудование для маркировки); Поступление и обработка документа 601/603; Обеспечение интеграции с оборудованием на производственной линии поставщика Original Group - Интеграция iTrack; Обеспечение выгрузки сведений об отгрузке в формате invoce.xml - формирования файла по отгрузке серии ЛП; Обеспечение работы с двумя сериями к одному лекарственному препарату - Анализ и проектирование; Настройка справочника "Лекарственные препараты" и обработка выгрузки данных на оборудование; Внутреннее тестирование и сдача; Настройка документа "Отгрузка" для обработки видов операций "Передача собственнику до выпускающего контроля" и "Продажа" - Анализ и проектирование, Настройка обработчиков формирования квитанций в СМДЛП, Разработка документации по тестированию, Внутреннее тестирование и сдача.
Работы принимались поэтапно 08 апреля и 08 декабря 2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заключению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно разъяснениям, изложенным в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг", договор возмездного оказания услуг может считаться заключённым, если в нём перечислены определённые действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определённая деятельность, которую он обязан осуществить. В том случае, когда предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определён на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делового оборота, последующего поведения сторон и т.п. (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Цена не является существенным условием договора возмездного оказания услуг. При отсутствии данного условия цена договора определяется по правилам пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению, указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.), считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие договора не лишает исполнителя права на оплату фактически оказанных и полученных заказчиком услуг (работ).
Принимая во внимание изложенное, фактические обстоятельства, приведённые нормы права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что фактическое наличие правоотношений между истцом и ответчиком подтверждается частичной оплатой ответчиком оказанных истцом услуг, в том числе представленным в материалы дела платёжным поручением от 31 декабря 2020 года N 227 по оплате счёта от 25 декабря 2020 года N 311 на сумму 257 600 рублей за оказанные истцом услуги по Договору в отношении РУДН; платёжным поручением от 13 октября 2020 года N 172 на сумму 209 440 рублей за оказанные истцом услуги по настройке информационного взаимодействия с 1С:Фармпроизводство; платёжным поручением от 04 декабря 2020 года N 202 на сумму 228 800 рублей за оказанные истцом услуги по доработке программного продукта "CenterTrace:Pharm" по проекту Фармзащита; платёжным поручением от 21 декабря 2020 года N 228 на сумму 253 250 рублей за оказанные истцом услуги по доработке программного продукта "Эвалар" за ноябрь 2020 года.
Согласно пункту 3.8 Договора при наличии претензий к исполнителю заказчик обязан в течение 3 рабочих дней с момента получения акта предоставить исполнителю письменный мотивированный отказ от приёмки оказанных услуг. Основанием для
отказа от приёмки оказанных услуг по настоящему Договору могут являться невыполнение требований, непосредственно указанных в заявке, а также имеющиеся в ЛУРВах замечания о недостатках по оказанным услугам. После получения письменного мотивированного отказа заказчика от приёмки оказанных услуг заказчик и исполнитель составляют в согласованные сторонами сроки акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения или исполнитель предоставляет заказчику обоснование невозможности устранения указанных недостатков.
В соответствии с пунктом 3.9 Договора в случае не предоставления заказчиком в срок, указанный в пункте 3.8 Договора, письменного мотивированного отказа от подписания акта и невыполнения им требований пункта 3.7. настоящего Договора, считается, что исполнитель сдал, а заказчик принял оказанные услуги согласно акту в полном объёме без претензий, и заказчик обязан не позднее 3 рабочих дней с даты получения акта произвести с исполнителем окончательные расчёты.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в отношении ФГУП НПЦ "Фармзащита" истцом были оказаны услуги по сопровождению программного продукта "CenterTrace: Pharm" на основании заявки ответчика от 17 марта 2021 года, направленной на электронной адрес. Факт оказания услуг подтверждается актом от 07 апреля 2021 года N 119 и счётом на оплату от 07 апреля 2021 года N 115, которые направлены ответчику 30 августа 2021 года, а также письменными пояснениями ФГУП НПЦ "Фармзащита" данными в ходе судебного разбирательства. Ответчик, в свою очередь, мотивированных возражений в отношении оказанных услуг в порядке пунктов 3.8, 3.9 Договора не заявлял, что, как обоснованно указал суд первой инстанции, свидетельствует о надлежащем оказании услуг со стороны истца.
В отношении ЗАО "Эвалар" истцом оказаны услуги по сопровождению программного продукта "CenterTrace: Pharm" на основании заявки ответчика от 09 марта 2021 года направленной в электронном виде. Факт оказания услуг подтверждается актом от 09 июля 2021 года N 236 и счётом на оплату от 09 июля 2021 года N 232, которые направлены ответчику 30 августа 2021 года, а также письменными пояснениями ЗАО "Эвалар", данными в ходе судебного разбирательства. Ответчик мотивированных возражений в отношении оказанных услуг в порядке пунктов 3.8, 3.9 Договора также не заявлял, что позволило суду первой инстанции прийти к выводу о надлежащем оказании услуг со стороны истца.
В отношении ООО "Добролек" были оказаны услуги по работе программного продукта "CenterTrace: Pharm" по проекту "Добролек", по сопровождению программного продукта "CenterTrace: Pharm". Факт оказания услуг подтверждается актом от 17 августа 2021 года N 203 и счётом на оплату от 17 августа 2021 года N 171, актом от 30 декабря 2020 года N 313 и счётом на оплату от 30 декабря 2020 года N 324, которые направлены ответчику 30 августа 2021 года, а также письменными пояснениями ООО "Добролек" данным в ходе судебного разбирательства. Ответчик мотивированных возражений в отношении оказанных услуг в порядке пунктов 3.8, 3.9 Договора не заявлял, в связи с чем суд первой инстанции правильно признал оказание услуг со стороны истца надлежащим.
Также из материалов дела следует, что истцом осуществлялись услуги в рамках проекта ООО "ЦентрТрейс" Развитие, Биотики, что подтверждается актом от 02 сентября 2020 года N 199 и счётом на оплату от 02 сентября 2020 года N 183, которые направлены в адрес ответчика 30 августа 2021 года. Ответчик мотивированных возражений в отношении оказанных услуг в порядке пунктов 3.8, 3.9 Договора не заявлял, следовательно оказание услуг со стороны истца подлежит признанию надлежащим.
На основании заявки ответчика от 05 марта 2021 года истцом осуществлены работы по РУДН переходу на новый протокол 1.36 на сумму 122 100 рублей, что подтверждается актом от 19 июля 2021 года N 243 и счётом на оплату от 19 июля 2021 года N 240, направленными в адрес ответчика 30 августа 2021 года, на которые ответчиком мотивированные возражения в порядке пунктов 3.8, 3.9 Договора не заявлялись. Как следствие, оказание услуг со стороны истца также подлежит признанию надлежащим.
Принимая во внимание обозначенное, имеющиеся в материалах дела доказательства, включая электронную переписку сторон, совершение ими конклюдентных действий, письменные пояснения ООО "Добролек", ЗАО "Эвалар", ФГУП НПЦ "Фармзащита", правовое регулирование спорных правоотношений и непредставление ответчиком доказательств, свидетельствующих об обратном, Арбитражный суд города Москвы обоснованно отклонил доводы ответчика об отсутствии обязательств перед истцом ввиду не направления заявок в адрес последнего на оказание услуг и признал наличие у ответчика перед истцом задолженности по Договору в размере 1 368 310 рублей, а также правомерность требований о взыскании начисленных истцом процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 02 августа по 04 октября 2021 года в размере 15 801 рубля.
Таким образом, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная же оценка представленных в дело доказательств, действий сторон в рамках договорных правоотношений и толкование норм материального права сама по себе не является поводом для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-226860/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-226860/2021
Истец: Соболев Евгений Олегович
Ответчик: ООО "ЦЕНТРТРЕЙС"
Третье лицо: МИФНС России N 16 по г. Санкт-Петербург, ООО "Добролек"