город Ростов-на-Дону |
|
13 января 2023 г. |
дело N А32-22991/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Экологическая медицина"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.10.2022 по делу N А32-22991/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологическая медицина"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: государственного бюджетного учреждения
здравоохранения "ДГП N 4 г. Краснодара" МЗ Краснодарского края;
акционерного общества "ТЭК-Торг"
об оспаривании решения,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Экологическая медицина" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Медведев М.А. по доверенности от 23.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологическая медицина" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭКОМЕД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Краснодарскому краю) об оспаривании решения от 05.05.2022 N 290/2022 по делу N 023/06/42-1705/2022.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЭКОМЕД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на процессуальные нарушения, допущенные, по его мнению, антимонопольным органом при рассмотрении жалобы: в нарушение пункта 3.30 Административного регламента не проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; антимонопольным органом не рассмотрены доводы общества, изложенные в абз. 6-9 стр. 6 жалобы, чем нарушен пункт 3.37 Административного регламента.
По существу спора доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что к участию в аукционе ограничен круг лиц, осуществляющих предоставление во временное пользование специализированных холодильников и поставку таких товаров по договорам купли-продажи (производителей контейнеров и одноразовых пакетов, торговых организаций), а также специализированных транспортных организации, не осуществляющих деятельность по поставке товаров. Как указывает общество, тот факт, что объединение в один лот указанных видов деятельности с услугами по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов и поставки морозильного, холодильного оборудования может привести к ограничению конкуренции также подтверждается письмом ФАС России N ПИ/78590/22 от 19.08.2022 о рассмотрении обращений ООО "Экологическая медицина" от 26.07.2022 N 28, от 26.07.2022 N 27. Кроме того, об ограничении круга лиц на аукционе свидетельствует то обстоятельство, что при проведении спорной закупки на участие в данной закупке по окончании срока была подана только одна заявка (ООО "ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ").
От УФАС по Краснодарскому краю в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также от УФАС по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле. Суд счел данное ходатайство подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель ООО "ЭКОМЕД" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "ЭКОМЕД" обратилось в УФАС по Краснодарскому краю с жалобой от 25.04.2022 на положения извещения об осуществлении закупки N 0318300172622000007.
По результатам рассмотрения жалобы УФАС по Краснодарскому краю вынесено решение от 05.05.2022 N 290/2022 по делу N 023/06/42-1705/2022 о признании жалобы заявителя необоснованной.
Несогласие с указанным решением антимонопольного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Судом первой инстанции правильно квалифицированы правоотношения сторон с учетом положений статей 198 - 200 АПК РФ и определена надлежащая легитимация антимонопольного органа с учетом положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих обстоятельств дела и норм права.
Апелляционная коллегия не принимаются доводы жалобы о процессуальных нарушениях, которые допущены антимонопольным органом при рассмотрении жалобы, в виде не проведения внеплановой проверки, проведение которой предусмотрено частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Пунктом 1 статьи 25.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее также - проверяемое лицо).
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 25.1 Закона N 135-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки являются сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Системное толкование изложенных норм права позволяет делать вывод о том, что проведение внеплановой проверки является правом антимонопольного органа, которое может быть реализовано в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.
При этом, антимонопольный орган вправе не проводить внеплановую проверку, если установит, что сообщение, поступившее в порядке подпункта 2 пункта 4 статьи 25.1 Закона N 135-ФЗ, не содержит достоверных и достаточных сведений о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства внеплановая проверка не проводится.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2015 N 305-ЭС15-8430 по делу N А40-161484/2012, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.09.2011 N 3913/11 по делу N А51-7722/2010.
При обратном толковании проведение внеплановых проверок являлось бы обязательным на основании всех поступивших, и опубликованных в средствах массовой информации сообщений, выражающих мнение о нарушении тех или иных норм антимонопольного законодательства.
Кроме того, положения Закона N 44-ФЗ не ограничивают полномочия антимонопольного органа по осуществлению контроля в сфере закупок только посредством проведения проверок.
Пунктом 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ установлено, что при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона (пункт 8 статьи 106 Закона N 44-ФЗ).
В настоящем случае реализация антимонопольным органом контрольных полномочий была осуществлена посредством рассмотрения жалобы заявителя, без проведения внеплановой проверки.
При этом положения части 2 статьи 39 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб посредством возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства также не содержат указания на обязательный порядок проведения проверки для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Более того, результаты проверки указаны лишь в качестве одного из пяти оснований для возбуждения дела.
Утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14 Административный регламент по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации также не содержит каких-либо указаний о необходимости обязательного проведения проверки.
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи предписания;
4) получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных антимонопольным органом при рассмотрении жалобы заявителя, отклоняются апелляционной коллегией как основанные на неверном толковании норм права.
Из обстоятельств дела следует, что заявитель обжаловал "Описание объекта закупки", а именно: заказчиком в "описании объекта закупки" установлены требования, которые ограничивают потенциальных участников закупки.
Так, заказчиком - ГБУЗ "Детская ГП N 4 г. Краснодара" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов" (номер извещения N 0318300172622000007).
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 428 814,85 руб.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" заказчиком установлены следующие требования:
Описание объекта закупки (Оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов)
ОКПД 2 - 38.12.11.000
1. Наименование оказания услуг:
N п/п |
Наименование оказываемых услуг |
Единица изм. |
1. |
Услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б |
кг |
2. |
Услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса В |
кг |
* Класс Б (эпидемиологически опасные отходы): Инфицированные и потенциально инфицированные кровью и другими биологическими жидкостями отходы, в том числе: тара стеклянная из-под биологических материалов;
использованный медицинский одноразовый мягкий инвентарь (отходы полиэтилена в виде пленки, изделия из нетканого материала); использованные медицинские инструменты одноразового применения; использованные медицинские шприцы, системы для внутривенных инфузий, полимерные изделия; использованный медицинский острый инструментарий; использованные медицинские резиновые изделия; отходы перевязочных материалов патологоанатомические и органические отходы.
* Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы):
- материалы, контактировавшие с людьми, зараженными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории; отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 1-2 групп патогенности, в том числе:
- инфицированные и потенциально инфицированные кровью и другими биологическими жидкостями отходы;
- использованный медицинский одноразовый мягкий инвентарь (отходы полиэтилена в виде пленки, изделия из нетканого материала);
- использованные медицинские инструменты одноразового применения;
- использованные медицинские шприцы,
- использованный медицинский острый инструментарий;
- использованные медицинские резиновые изделия;
- контаминированная кровью и другими биологическими жидкостями одежда.
2. Место оказания услуг:
ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 4 города Краснодара" МЗ КК, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 59.
3. Общие требования к оказанию услуг.
Оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов осуществляться в строгом соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
2.Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
4. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
5. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ.
6. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
7. Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 (ред. от 24.01.2020) "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
8. Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств" от 15.09.2020 N 1447.
9. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" от 28.12.2020 N 2314.
10. ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
11. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
12. Технический регламент Таможенного союза "Т" "О безопасности колесных транспортных средств".
13. Постановление Правительства РФ требования "Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации" от 22 декабря 2020 года N 2216.
4. Сроки и порядок оказания услуг.
Исполнитель приступает к оказанию услуг с момента подписания контракта по 31.12.2022 года.
Исполнитель обязан осуществлять вывоз из мест временного хранения и транспортировку отходов специализированным транспортом согласно СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Транспортирование медицинских отходов класса Б и медицинских отходов класса В из мест их сбора, временного хранения и накопления производится исполнителем один раз в неделю в рабочие часы с 08.00 до 17.00 в соответствии с согласованным между заказчиком и исполнителем графиком. Погрузка осуществляется силами исполнителя.
Кратность вывоза рассчитывается в соответствии с количеством образующихся отходов, но не менее 4 раз в месяц.
Исполнитель должен гарантировать бесперебойное оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения и обезвреживания медицинских отходов класса "Б" и "В" в течение всего срока действия Контракта.
Все работники исполнителя должны выполнять требования по профилактике и недопущению возникновения на территории поликлиники чрезвычайных ситуаций. Работники исполнителя должны принимать меры к недопущению проведения на территории поликлиники террористических актов, соблюдать правила внутреннего распорядка поликлиники.
5. Условия оказания услуг.
Исполнитель должен предоставить заказчику во временное пользование промаркированный контейнер "Отходы класса "Б", специализированное холодильное оборудование для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "Б" и "В", предусматривающее размещение холодильного оборудования вне помещений, и одноразовую тару для накопления и временного хранения опасных медицинских отходов.
Предоставляемое исполнителем оборудование и одноразовый расходный материал должны быть предназначены для использования в медицинских учреждениях и иметь соответствующие документы (сертификат соответствия, декларацию соответствия и регистрационное удостоверение). Замена непригодных к эксплуатации контейнеров должна производиться своевременно.
Вывоз с территории заказчика и транспортирование должны осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Право собственности на медицинские отходы класса "Б" и "В", в том числе обязанности по уплате налогов за негативное воздействие на окружающую среду, переходит от заказчика к исполнителю в момент подписания сторонами акта "сдачи-приема" медицинских отходов класса "Б" и "В".
Исполнитель должен гарантировать бесперебойное обеспечение расходными материалами для сбора медицинских отходов класса "Б" и "В".
Исполнитель обеспечивает соответствие результатов услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья.
В процессе оказания услуг исполнитель должен предусмотреть мероприятия, исключающие загрязнение прилегающей территории отходами.
6. Перечень и требования к товару, поставляемому при оказании закупаемых услуг:
1. Специализированный холодильное оборудование для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "Б" (п. 201. СанПиН 2.1.3684-21) со встроенной бактерицидной лампой - 1 шт.
Специализированный накопитель-морозильник является вспомогательным оборудованием при осуществлении услуг, оказываемых заказчику, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ-44, и передается в течение 5 календарных дней с момента заключения государственного контракта по акту приема-передачи оборудования во временное пользование. После окончания срока действия контракта основные средства возвращаются исполнителю в течение 5 дней после окончания срока действия государственного контракта по акту приема-передачи оборудования.
Специализированный накопитель-морозильник имеет следующие габаритные размеры:
- высота не менее 1800 мм, не более 2100 мм;
- ширина не менее 600 мм, не более 650 мм;
- глубина не менее 610 мм, не более 650 мм;
В составе каждого устройства должно быть:
- рабочая камера объемом не менее 380, не более 400 дм3;
- устройство вентиляции;
- в составе каждого устройства (при отсутствии у заказчика специально оборудованного бактерицидной установкой помещения для хранения опасных медицинских отходов) должен быть источник ультрафиолетового излучения мощностью не менее 6 Вт, не более 10 Вт отвечающей требованиям уровня бактерицидной эффективности по золотистому стафилококку, предусмотренной п. 5.10. Р3.5.1904-04, с оформленным актом ввода его в эксплуатацию и передачей Заказчику журнала регистрации и контроля по формам приложений N N 2, 3 к Р3.5.1904-04;
- контроллер температуры.
Специализированный накопитель-морозильник имеет желтый цвет, который согласно п. 175. СанПиН 2.1.3684-21 позволяет идентифицировать его, как место сбора и накопления медицинских отходов класс "Б".
Место установки: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 59.
Срок установки: в течение 5 календарных дней с даты заключения контракта, но не позднее одного дня до начала оказания услуг.
2. Специализированный холодильное оборудование для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "В" (п. 201. СанПиН 2.1.3684-21) со встроенной бактерицидной лампой - 1 шт.
Специализированный накопитель-морозильник является вспомогательным оборудованием при осуществлении услуг, оказываемых Заказчику и описанных в данном разделе, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ, и передается в течение 5 календарных дней с момента заключения государственного контракта по акту приема-передачи оборудования во временное пользование. После окончания срока действия контракта основные средства возвращаются Исполнителю в течение 5 дней после окончания срока действия государственного контракта по акту приема-передачи оборудования.
Специализированный накопитель-морозильник имеет следующие габаритные размеры:
- высота не менее 1200 мм, не более 1400 мм;
- ширина не менее 590 мм, не более 610 мм;
- глубина не менее 600 мм, не более 620 мм;
В составе каждого устройства должно быть:
- рабочая камера объемом не менее 240 дм3, не более 260 дм3;
- устройство вентиляции;
- в составе каждого устройства (при отсутствии у заказчика специально оборудованного бактерицидной установкой помещения для хранения опасных медицинских отходов) должно быть источник ультрафиолетового излучения мощностью не менее 6 Вт, не более 10 Вт отвечающей требованиям уровня бактерицидной эффективности по золотистому стафилококку, предусмотренной п. 5.10. Р3.5.1904-04, с оформленным актом ввода его в эксплуатацию и передачей Заказчику журнала регистрации и контроля по формам приложений N N 2, 3 к Р3.5.1904-04;
- контроллер температуры.
Специализированный накопитель-морозильник имеет маркировку и красный цвет, что в соответствии с п. 175. СанПиН 2.1.3684-21 позволяет идентифицировать его, как место сбора и накопления медицинских отходов класса "В".
Места установки: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 59.
Срок установки: в течение пяти календарных дней с даты заключения контракта, но не позднее одного дня до начала оказания услуг.
3. Поставка расходных материалов, одноразовой упаковки для обращения с медицинскими отходами:
- многоразовый красный бак с крышкой: 12 л - 1 шт.;
- одноразовые пакеты желтого цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса Б (с маркировкой "Отходы. Класс Б" и герметично упаковывающиеся (согласно п. 175. СанПиН 2.1.3684-21): 500*600 мм - 200 (+/- 5%) штук в месяц;
- одноразовые пакеты красного цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса В (с маркировкой "Отходы. Класс В" и герметично упаковывающиеся (согласно п. 175. СанПиН 2.1.3684-21): 500*600 мм - 35 (+/- 5%) штук
в месяц;
- одноразовые не прокалываемые влагостойкие контейнеры желтого цвета с иглоотсекателями для сбора острых отходов с плотно прилегающими крышками, исключающими возможность самопроизвольного вскрытия, маркированные "Отходы. Класс Б" (согласно п. 175. СанПиН 2.1.3684-21) с объемом:
- 0,5 л - 25 (+/- 5%) штук в месяц;
- 1 л - 20 (+/- 5%) штук в месяц;
- 1,5 л - 15 (+/- 5%) штук в месяц
Адрес поставки: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 59.
Срок поставки одноразовой тары - ежемесячно, до 10-го числа месяца.
Заявитель указывает, что заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает количество участников закупки, а именно:
- исполнитель должен предоставить заказчику во временное пользование промаркированный контейнер "Отходы класса "Б", специализированное холодильное оборудование для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "Б" и "В", предусматривающее размещение холодильного оборудования вне помещений, и одноразовую тару для накопления и временного хранения опасных медицинских отходов.
- исполнитель должен гарантировать бесперебойное обеспечение расходными материалами для сбора медицинских отходов класса "Б" и "В".
- специализированный холодильное оборудование для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "Б" (п. 201. СанПиН 2.1.3684-21) со встроенной бактерицидной лампой - 1 шт.
- специализированный холодильное оборудование для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "В" (п. 201. СанПиН 2.1.3684-21) со встроенной бактерицидной лампой - 1 шт.
Оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения и уничтожения медицинских отходов класса "Б" и "В" - это процесс, который состоит из различных этапов, включающий в себя совокупность организационных, технических, материальных, трудовых ресурсов, в конечно итоге направленных на достижение цели максимально эффективного обеспечения безопасности человека и окружающей среды в процессе взаимодействия с такими отходами.
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
СанПиН 2.1.3684-21 указывает, что надлежащая упаковка медицинских отходов является ответственностью исполнителя по контракту. Поэтому, если заказчик будет производить закупку расходных материалов самостоятельно, то исполнителю, во избежание возможности ответственности за ненадлежащую упаковку медицинских отходов, придется упаковывать отходы в собственный расходных материал, что существенно отразится на стоимости услуг исполнителя контракта.
Согласно ч. б и г п. 201 СанПиН 2.1.3684-21 хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов. Накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов "Б" осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов "Б" в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.
Изложенное свидетельствует, что все требования, установленные заказчиком в документации - установлены для обеспечения порядка обращения с медицинскими отходами в том числе, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, направлены на поддержание надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния в лечебном учреждении и связаны между собой единой технологической цепью и функциональным назначением.
Медицинская организация имеет самостоятельное право выбора способов сбора, хранения, обезвреживания и утилизации медицинских отходов. При выборе оптимального способа, медицинская организация ориентируется исключительно на собственные потребности и вопросы санитарно-эпидемиологической безопасности сотрудников, пациентов и населения. Медицинская организация имеет право выбрать один из способов обращения с медицинскими отходами, разрешенными согласно действующему законодательству Российской Федерации.
При условии ежедневного вывоза медицинских отходы специализированной организацией медицинское учреждение может хранить их на территории медицинской организации. Однако согласно правилам внутреннего распорядка персоналу медицинского учреждения запрещено в течение дня покидать стерильные помещения. Значит все отходы в течение 24 часов будут накапливаться внутри учреждения и только после окончания смены выноситься на улицу в установленные на улице хранилища. Использование холодильного оборудования дает возможность максимальным образом обеспечить выполнение требований по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния населения, санитарно-эпидемиологической обстановки, снижению вредного воздействия на человека, а также способствуют выполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, расходные материалы (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.) и холодильное оборудование для хранения медицинских отходов, являются используемым при оказании услуг товаром и не являются поставкой. Данные категории связаны между собой технологически и функционально и образуют единую комплексную услугу по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению медицинских отходов класса Б.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что, приобретая комплексную услугу по организации обращения с медицинскими отходами с применением собственных расходных материалов и холодильного оборудования исполнителя, заказчик не нарушает законодательство.
Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
В письме ФАС России от 21.02.2022 N ПИ/13237/22 рассматривался вопрос об оснащении участка по обращению с отходами и автотранспортного средства камерами видеорегистрации, а также предоставлению заказчику расходных материалов (одноразовых пакетов, контейнеров).
Из данного письма следует, что указание заказчиками в документациях о закупках особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может квалифицироваться как ограничение круга потенциальных участников закупки при условии, что совокупность таких характеристик соответствует товару нескольких производителей.
При осуществлении закупки заказчик наделен правом объединения в составе одного лота функционально связанных между собой объектов.
Для формирования НМЦК заказчиком был проведен запрос коммерческих предложений с учетом предоставления необходимых контейнеров, специализированной холодильной камеры, баков для хранения медицинских отходов во временное пользование, а также одноразовых пакетов желтого цвета и одноразовых не прокалываемых влагостойких контейнеров.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что аукционная документация составлена с учетом потребностей заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
В рассматриваемом деле не представлено доказательств того, что закупка необоснованна, а сформулированные заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и приводят к необоснованному ограничению количества участников.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Довод о том, что на участие в данной закупке по окончании срока была подана только одна заявка, не свидетельствует о том, что объединение в один лот услуг ограничило конкуренцию и нарушило принципы статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, исследовав материалы дела и заслушав доводы, участников дела пришел к правомерному выводу о том, что при проведении спорной закупки учреждением не было допущено факта ограничения конкуренции, а требования к используемому при оказании услуг товару установлены таким образом, чтобы получить товар с теми характеристиками, которые необходимы заказчику и соответствуют его потребностям, а услуга была оказана в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2022 по делу N А32-22991/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22991/2022
Истец: ООО "ЭКОМЕД"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: АО ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ТЭК-ТОРГ, АО "ТЭК-Торг", ГБУЗ "ДГП N 4", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "ДГП N 4 г. Краснодара" МЗ Краснодарского края, ООО ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА, УФАС по КК