г. Москва |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А40-162296/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2022 по делу N А40-162296/22 (84-1210)
по заявлению ПАО Сбербанк (ОГРН: 1027700132195, ИНН: 7707083893) в лице филиала - Московского банка ПАО Сбербанк
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третье лицо: ФГБУЗ ЦМСЧ N 119 ФМБА России (ОГРН: 1037739657075, ИНН:7715107139)
об оспаривании решения, изложенного в уведомлении, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Масленников Э.А. по доверенности от 13.09.2021; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по доверенности от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
Проходцева С.В. по доверенности от 22.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО Сбербанк (далее - заявитель, Общество, банк) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 06.06.2022 г. N КУВД-001/2022-21722272/2. Решением от 11.10.2022 г. заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя возражал по доводам Управления, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 29.04.2022 ПАО "Сбербанк России" и Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 119 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Третье лицо, Арендодатель, ФГБУЗ ЦМСЧ N 119 ФМБА России) заключили Договор N 50004145435 аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУЗ ЦМСЧ N 119 ФМБА России на праве оперативного управления (далее - Договор аренды).
Согласно пункту 1.1 Договора аренды Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование (в аренду) федеральное недвижимое имущество - часть здания общей площадью 1,85 кв. м (1 этаж, помещение N I, часть комнаты N 41), с кадастровым номером 77:02:0024027:1014, РНФИ П12770011612, по адресу: 127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 24 (лечебный корпус), с целью размещения банкоматов (далее - Объект).
Состав Объекта, передаваемого во временное владение и пользование (в аренду), предусмотрен в Приложении N 1 к Договору. К Договору аренды прилагаются:
1. Состав Объекта (перечень);
2. Схема передаваемого в аренду помещения;
3. Форма Акта приема-передачи.
Согласно приложению N 1 к Договору аренды во исполнение п. 1.1 Договора аренды стороны утверждают состав федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: 127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 24, для использования под размещение банкоматов, передаваемого во временное владение и пользование (в аренду). Общая площадь Объекта, передаваемого во временное владение и пользование (в аренду) составляет 1,85 кв.м.
Состав объекта (перечень): Часть здания по адресу: 127018, г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 24 (лечебный корпус);
Вид объекта: нежилое помещение (часть здания);
Кадастровый номер помещения: 77:02:0024027:1364;
Инвентарный номер помещения: I 05.04.2001 ГУП МосгорБТИ Местоположение помещения: Москва, Марьина Роща, ул. Сущевский вал, д. 24, пом. I;
Номер помещения согласно экспликации к поэтажному плану здания и этаж, на котором оно расположено: 1 этаж, помещ. I, часть комн. N 41;
Общая площадь помещения I: 1075,7 кв. м;
Назначение помещения согласно экспликации к поэтажному плану здания: Холл;
Кадастровый номер нежилого здания, в пределах которого находится помещение: 77:02:0024027:1014;
Площадь части здания для передачи в аренду, кв. м 1,85.
В Приложении N 2 к Договору аренды представлена Схема расположения передаваемого в аренду помещения, в которой указано, какая именно часть помещения передается для сдачи в аренду, индивидуальные характеристики передаваемого помещения, соответствующие сведениям из Приложений N 1 и N 3 к Договору аренды, а также схематическое указание на поэтажном плане, включая графическое обозначение места расположения банкомата.
26.05.2022 Банк обратился в Управление с заявлением N MFC0065/2022-92889-1 от 26.05.2022 о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг "Регистрация ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости".
06.06.2022 Уведомлением Управления Росреестра по Москве N КУВД001/2022-21722272/2 осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 02 сентября 2022 г. на основании п. 3, 5, 34 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В качестве правового обоснования для приостановления государственной регистрации регистрирующим органом указано следующие причины:
Помещение, передаваемое по договору, отображено в графической части, являющейся Приложением
2 к Договору. Графическая часть договора не соответствует графическим сведениям об объектах недвижимости, в связи с чем имеются противоречия между данными в договоре и данными в ЕГРН.
Предмет Договора аренды составляет часть комнаты, которая не выделена в натуре, т.е. не ограничена какими-либо строительными конструкциями, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на государственную регистрацию был представлен договор аренды на часть помещения, заключенного на пять лет, начиная с даты передачи имущества по Акту приема-передачи недвижимости (п. 2.1 Договора аренды).
В Договоре аренды и в Приложениях N 1, 2, 3 к Договору аренды, являющихся неотъемлемой его частью, дано описание передаваемой в аренду части помещения, номера этажа, помещения, общая площадь и иные идентифицирующие передаваемый Объект сведения, а также в представленных документах отражен поэтажный план здания. Соответственно, сторонами согласован предмет аренды, имеется его текстуальное и графическое описание.
Неопределенности в индивидуализации объектов у сторон сделки не имеется, права на предоставленные в аренду объекты недвижимости зарегистрированы в установленном порядке.
В части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. К таким основаниям в том числе относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об арендуемой части Здания, так как право собственности на Здание было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
В пункте 25 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2018) разъясняется, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, кадастровый учет частей объектов недвижимого имущества (например, части переданного в пользование помещения, части крыши, стены здания), не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. Арендатор вправе обратиться с заявлением об учете арендованной части нежилого помещения, преследуя цель отразить в государственном кадастре недвижимости сведения о переданной ему в пользование части недвижимой вещи. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта. При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
В настоящем случае Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве для регистрации Договора аренды части Здания, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет такой части Здания должен осуществляться одновременно с государственной регистрацией Договора аренды, определяющего эту часть Здания, без соответствующего заявления и представления дополнительных документов.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу, что Обществом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований, обязав Управление в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2022 по делу N А40-162296/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162296/2022
Истец: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 119 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"