г. Москва |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А40-132332/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Свиридова, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Эксмаш"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2022 по делу N А40-132332/22
по заявлению АО "Эксмаш" (ИНН 6901090201)
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (7705596339)
об оспаривании требования,
при участии:
от заявителя: |
Фомина М.А. по доверенности от 02.08.2021; |
от заинтересованного лица: |
Сушильников И.С. по доверенности от 21.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ЭКСМАШ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - заинтересованное лицо, Минпромторг России) о признании незаконным требования от 25.03.2022 N 24910/07, о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 108 683 руб. 33 коп.
Решением суда от 10.10.2022 заявление АО "ЭКСМАШ" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось АО "ЭКСМАШ" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что общество не допускало просрочки в предоставлении отчётности в рамках заключенного между сторонами соглашения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель заинтересованного лица поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.04.2021 между Минпромторгом России и АО "ЭКСМАШ" заключено Соглашение N 020-11-2021-807 от 28.04.2021 о предоставлении субсидии из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования (далее - Соглашение).
25.03.2022 заинтересованным лицом в адрес общества аправлено Письмо N 24910/07 с требованием об уплате штрафа за просрочку предоставления вышеуказанных отчётности в рамках вышеуказанного Соглашения на общую сумму 1 108 683,33 руб.
Как ссылается заявитель, в целях продолжения сотрудничества, оговорённого в рамках Соглашения, общество вынуждено, не признавая требования Минпромторга от 25.03.2022 N 24910/07, уплатить назначенный штраф, что подтверждается Платежными поручениями N 1139 от 26.04.2022 иN 1138 от 26.04.2022. В противном случае, в соответствии с п. 4.1.11.1.4 Соглашения, Минпромторг могло принять решение об отказе в предоставлении обществу субсидии в связи с наличием у него просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, определенным в статье 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заявитель указал, что ввиду того, что основанием для уплаты штрафа обществом являлось Соглашение N 020-11-2021-807 от 28.04.2021 о предоставлении субсидии, которое имеет частно-правовую природу и основано на нормах гражданского права РФ, уплаченный заявителем штраф в сумме 1 108 683,33 руб. следует квалифицировать как неосновательное обогащение заинтересованного лица.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В 2021 году Минпромторгом России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2020 г. N 823 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2323 на момент заключения соглашения) (далее - Правила) было заключено соглашение о предоставлении субсидии от 28 апреля 2021 г. N 020-11-2021-807 с АО "Эксмаш" (далее - Соглашение, копия Соглашения и копии дополнительных соглашений к нему прилагаются). На основании Соглашения АО "Эксмаш" в 2021 году была предоставлена субсидия в размере 111 800 000,00 руб.
Согласно пунктам 4.3.3 и 4.3.3.1 Соглашения Получатель обязуется представлять в Минпромторг России отчеты о достижении значений результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, указанных в реестре получателей субсидии и установленных в приложении N 2 к Соглашению, в соответствии с пунктом 4.1.5.1 Соглашения не позднее 25 рабочего дня со дня окончания финансового года получения субсидии по форме, установленной приложением N 3 к Соглашению.
В приложении N 3 к Соглашению приведены две разные формы отчетности. Один отчет (одна форма) - отчет о достижении значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, по состоянию на 31 декабря, и второй отчет (вторая форма) - отчет о достижении значения результата предоставления субсидии.
В пункте 4.3.3.1 Соглашения, а также в пункте 27 Правил указан срок представления отчетности - не позднее 25 рабочего дня со дня окончания финансового года. Необходимо отметить, что в действующей редакции Правил от 15.02.2022 срок уменьшился до 15 рабочих дней. Таким образом, при получении субсидии в 2021 году срок представления отчетов - 11 февраля 2022 года.
Согласно пункту 4.1.9 Соглашения документы и информация, направляемые Получателем, рассматриваются Минпромторгом России в течение 30 рабочих дней со дня их получения с уведомлением Получателя о принятом решении (при необходимости).
Согласно пунктам 7.5, 7.5.1 и 7.5.2 Соглашения соответственно документы и иная информация, предусмотренные Соглашением, направляются сторонами следующим(ми) способом(ами):
путем использования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее -система "Электронный бюджет");
заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручением представителем одной стороны подлинников документов, иной информации представителю другой стороны.
В случае направления отчетов в Минпромторг России посредством системы "Электронный бюджет" они представляются по формам приложения N 3 к Соглашению в соответствии с загруженными в системе шаблонами. В системе "Электронный бюджет" предусмотрено два разных шаблона: один - для отчета о достижении результата предоставления субсидии и второй - для отчета о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии.
Приказом Минпромторга России от 29 января 2021 г. N 294 "Об организации работы в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования" утвержден Порядок организации работы в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению субсидий из федерального бюджета производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 20 Порядка Минпромторг России рассматривает в порядке поступления поступившие отчет о достижении результата предоставления субсидии и отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней и по результатам проверкиутверждает.
Согласно пунктам 4.1.5 и 4.1.5.1 Соглашения Минпромторг России обязуется осуществлять оценку достижения Получателем значений результата предоставления Субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления Субсидии, указанных в приложении N 2 к Соглашению, на основании отчетов о достижении результата предоставления Субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления Субсидии, указанных в реестре получателей субсидии и установленных в приложении N 2 к Соглашению, представляемых в соответствии с пунктом 4.3.3.1 Соглашения по формам, установленным приложением N 3 к Соглашению.
В соответствии с пунктом 27 Правил, пунктами 4.3.3.1 и 7.5 Соглашения АО "Эксмаш" обязано было в течение 25 рабочих дней со дня окончания финансового года получения субсидии (то есть не позднее 11 февраля 2022 г.) представить в Минпромторг России следующие отчеты:
отчет о достижении результата предоставления субсидии;
отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии.
Согласно пункту 5.7 Соглашения Получатель несет ответственность за достоверность сведений, представляемых в Минпромторг России, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на основании пунктов 4.1.5 и 5.7 Соглашения в случае выявления при проверке недостоверной или некорректной информации, представленной в отчетах, до их утверждения они не могут быть утверждены и отправлены Получателю с учетом необходимости устранения замечаний.
АО "Эксмаш" представило в Минпромторг России посредством системы "Электронный бюджет" отчеты по некорректной форме, а именно: не было заполонено поле "причина отклонения".
Позже АО "Эксмаш" представило в Минпромторг России корректную отчетность, которая была проверена и утверждена Минпромторгом России, посредством системы "Электронный бюджет":
отчет о достижении результата предоставления субсидии - 1 марта 2022 г., что на 18 дней позже установленного срока (11 февраля 2022 г.);
отчет о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии - 28 февраля 2022 г., что на 17 дней позже установленного срока (11 февраля 2022 г.).
Данный факт подтверждается, скриншотами из системы "Электронный бюджет" с датами представления отчетов АО "Эксмаш", приложенными к материалам дела.
Согласно пункту 31 Правил и пункту 5.8 Соглашения в случае нарушения Получателем срока представления в Минпромторг России отчета, предусмотренного пунктом 27 Правил, Получатель уплачивает штраф за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей по состоянию на 26 рабочий день со дня окончания финансового года получения субсидии, от объема полученной субсидии в доход федерального бюджета.
Поскольку отчетов два, и для них предусмотрены две разные формы, положения пункта 31 Правил и пункта 5.8 Соглашения применяются к каждому из отчетов.
На основании того, что отчеты были представлены в разные дни (1 марта 2022 г. и 28 февраля 2022 г.), и при расчете размера штрафа учитывается количество дней просрочки, общий размер штрафа был рассчитан за просрочку представления каждого из отчетов с учетом количества дней просрочки.
Учитывая изложенное, Минпромторгом России направлено в адрес АО "Эксмаш" требование от 25 марта 2022 г. N 24910/07 (далее - требование, копия прилагается) об уплате штрафа в доход федерального бюджета в общем размере 1 108 683.33 рублей, в том числе:
штраф за просрочку представления отчета о достижении результата предоставления субсидии - в размере 570 180,00 рублей (формула расчета: размер полученной субсидии (111 800 000,00 рублей) * 1/300 ключевой ставки (8.5% о ставка) * 18 дней просрочки);
штраф за просрочку представления отчета о достижении показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, - в размере 538 503,33 рублей (формула расчета: размер полученной субсидии (111 800 000,00 рублей х 1/300 ключевой ставки (8,5% ставка) * 17 дней просрочки).
Пунктом 4.1.10. Соглашения предусмотрена обязанность Минпромторга России направлять разъяснения Получателю по вопросам, связанным с исполнением настоящего Соглашения, в течение 30 рабочих дней со дня получения обращения Получателя в соответствии с пунктом 4.4.2 Соглашения. Такого обращения в Минпромторг России не поступало.
АО "Эксмаш" письмом от 27 апреля 2022 г. N 2-965 представило пояснения по поступившему требованию Минпромторга России. Вместе с тем письмом от 27 апреля 2022 г. N 2-969 АО "Эксмаш" направило в адрес Минпромторга России копии платежных поручений об оплате штрафа в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведенные выше, подтверждают соответствие действий Минпромторга России требованиям законодательства Российский Федерации.
Исходя из изложенного, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 1 108 683.33 руб., также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 32 и 33 разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженных в постановлении от 28.06.2022 N 21, положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрены особенности рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным полностью или в части, на что должно быть указано в резолютивной части решения по делу. Ненормативный правовой акт (отдельные его положения), признанный недействительным, не подлежит применению (часть 2, пункт 3 части 4 и часть 8 статьи 201 АПК РФ).
В случае, когда помимо оспаривания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) заявителем в рамках данного или другого дела предъявлено требование имущественного характера, оплаченное государственной пошлиной в соответствующем размере (например, одновременно с оспариванием решения налогового органа по результатам налоговой проверки заявлено требование о возврате излишне взысканного налога, о возмещении налога), суд вправе рассмотреть эти требования в рамках одного дела, как носящие взаимосвязанный характер, а при необходимости также вправе выделить имущественное требование в отдельное производство (части 1 - 3 статьи 130 АПК РФ). Рассмотрение имущественных требований производится по правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему основательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке. Однако Соглашение является действующим. В установленном законом порядке сторонами не расторгалось.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 29.06.2004 N 3771/04 по делу N А40-37529/03-64-392 указал, что если правоотношения сторон урегулированы нормами, обязательственного права, требования о применении положений законодательства о неосновательном обогащении неправомерны. Верховный Суд Российской Федерации в определении 24.05.2022 N 39-КГ22-2-К1 подтвердил данную позицию: "Если доступен иск, вытекающий из договорных правоотношений, то материальным законом исключается применение кондикционного иска, который имеет субсидиарный характер по отношению к договорным обязательствам".
Ссылка АО "Эксмаш" на п. 3 абз. 1 ст. 1103 ГК РФ несостоятельна, так как из названной нормы права следует, что неосновательным обогащением следует считать не то, что исполнено в силу обязательства, а лишь то, что получено стороной в связи с этим обязательством и явно выходит за рамки его содержания (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017).
При таких обстоятельствах положения ст. 1102 ГК РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат, поскольку Соглашение является действующим, положения о штрафе признаны недействительными не были.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.10.2022 по делу N А40-132332/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132332/2022
Истец: АО "ЭКСМАШ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ