г. Москва |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А40-115276/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лизинговая компания "РС Лизинг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-115276/22,
по заявлению ООО "Лизинговая компания "РС Лизинг"
к 1. ДГИ г. Москвы, 2. АО "МР Групп",
об оспаривании распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Щербакова Н.А. по доверенности от 09.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
1. Полещук С.С. по доверенности от 22.12.2022; 2. Гужвий В.А. по доверенности от 19.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лизинговая компания "РС Лизинг" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ДГИ г.Москвы, АО "МР Групп" об оспаривании Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 23.03.2022 N 14090 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда от 19.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
ДГИ г.Москвы и АО "МР Групп" возражают против доводов апелляционной жалобы, просят отказать в ее удовлетворении. АО "МР Групп" представило письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Лизинговая компания "РС Лизинг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:105, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 32, корпус 23,31, а также нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:04:0001018:1203 и 77:04:0001018:1201, расположенных на нем.
05.04.2022 Обществом путем почтовой корреспонденции было получено Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 23.03.2022 N 14090 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества".
Согласно п.1 указанного Распоряжения было принято решение изъять для государственных нужд - для целей строительства улично-дорожной сети для обслуживания многофункционального жилого комплекса, расположенного по адресу: г.Москва, Волгоградский проспект, вл. 32/5 (вторая очередь), у правообладателей объекты недвижимого имущества (земельные участки).
Согласно приложению к Распоряжению у ООО "ЛК "РСЛ" планируется к изъятию часть земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:105, в связи с чем ООО "ЛК "РСЛ" считает указанные действия незаконными и нарущающими законные права и интересы собственника недвижимого имущества.
Согласно данным с сайта Федеральной антимонопольной службы, АО "МР ГРУПП" не относится к субъектам естественной монополии, по сведениям из открытых источников не является уполномоченной организацией для обеспечения которой в соответствии со ст.49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не является недропользователем, а так же организацией с которой заключен договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Со стороны АО "МР ГРУПП" не представлено доказательств наличия государственной либо муниципальной нужды в изъятии испрашиваемых земельных участков.
Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы, издавая оспариваемое Распоряжение, не установил наличие правовых оснований для изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, имеющийся при этом публичный интерес, а также соразмерность вмешательства муниципального органа в частные интересы для достижения публичных целей, не обеспечил тем самым необходимый баланс интересов и нарушили имущественные права, гарантированные ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, Департамент городского имущества города Москвы не уведомил ООО "ЛК "РСЛ" в установленном законом порядке о планируемом изъятии земельного участка.
Таким образом, ООО "ЛК "РСЛ" считает, что Распоряжение от 23.03.2022 N 14090 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" является незаконным и подлежащим отмене.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято Департаментом в пределах предоставленных полномочий, официально опубликовано и направлено правообладателю изымаемого объекта недвижимости с соблюдением всех процедур, установленных Законом N 43-ФЗ.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы заявителя о том, что изъятие земельного участка произведено в частных интересах, а не публичны, отклоняется судом.
Пункт 4 ст.2 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что строительство осуществляется на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п.1 ст.9 ГрК РФ).
Исходя из положений ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" органы государственной власти города Москвы в том числе участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы.
Во исполнение обязанностей по совершенствованию транспортной системы города Москвы издано Постановление Правительства Москвы от 02.09.2011 N 408-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы".
В качестве одной из целей Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" декларируется строительство и реконструкция автомобильных дорог, выполнение ежегодного объема ремонта объектов дорожного хозяйства и инженерно-транспортных сооружений в соответствии с нормативными транспортно-эксплуатационными требованиями.
В том числе развитие улично-дорожной сети на территории, ограниченной улицами Новоостаповская, 2-1 улицы Машиностроителей и Волгоградским проспектом декларируется в качестве одной из задач ППТ в пояснительной записке.
В свою очередь под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности (п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
Необходимо также принять во внимание, что исходя из положений подп.20 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Таким образом, довод о преобладании частных интересов изъятия недвижимости является несостоятельным, так как обеспечение и совершенствование уличной системы города Москвы и ее отдельных районов, а также обеспечение полноценного развития территорий бывших промышленных зон является публичной обязанностью данного субъекта Российской Федерации, поэтому в большей мере отвечает именно публичным интересам.
В свою очередь для АО "МР Групп" строительство данной инфраструктуры является обременением, которое возложено на компанию в связи со строительством Многофункционального комплекса.
Также заявитель, ссылаясь на положения ч.12.6. ст.45 Градостроительного кодекса РФ, указывает на незаконность оспариваемого распоряжения уполномоченного органа.
Между тем в силу положения п.1 ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В свою очередь порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован положениями одноименно главы VII.1 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, порядок и основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, вопреки позиции заявителя, урегулирован земельным законодательством, но не градостроительным.
Более того, исходя из положений ст.4 Градостроительного кодекса РФ также усматривается, что законодательство о градостроительной деятельности имеет иной предмет регулирования.
Исходя из положений п.3 данной статьи, к градостроительным отношениям применяется земельное законодательство, а не наоборот.
Поскольку градостроительное законодательство не содержит специальных положений, о действии такого законодательства во времени, необходимо руководствоваться общеправовым принципом, о действии закона на момент возникновения соответствующих правоотношений.
Само решение об изъятии спорного земельного участка было принято уполномоченным органом власти 23.03.2022, поэтому необходимо руководствоваться положениями земельного законодательства, действующего на дату принятия такого решения.
В свою очередь, на дату принятия указанного решения, положениями ч.12.6. ст.45 Градостроительного кодекса РФ изложено в редакции Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЗ, установлен шестилетний срок изъятия земельного участка.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-115276/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115276/2022
Истец: ООО "ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "РС ЛИЗИНГ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "МР ГРУПП"