г. Москва |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А40-184027/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Москва Китчен Хаус"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-184027/22
по заявлению ООО "Москва Китчен Хаус" (ИНН 5262218324)
к ИФНС России N 31 по г. Москве (ИНН 7731154880)
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Кириллова Е.Г. по доверенности от 31.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Москва Китчен Хаус" (далее - заявитель, ООО "Москва Китчен Хаус", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 31 по г.Москве о признании незаконными действий ИФНС России N 31 по г. Москве (далее также - ответчик, Инспекция) и ее должностных лиц, выразившихся в отказе заявителю в приеме документов от 27.05.2022 по заявлениям о представлении справки об исполнении налогоплательщиком своей обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за 2013, 2014, 2015 гг.; действий по отказу в приеме документов от 27.05.2022 по заявлениям о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за 2013, 2014, 2015 гг.; действий по отказу в предоставлении заявителю справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за 2013, 2014, 2015 гг.; действий по отказу в предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за 2013, 2014, 2015 гг.; обязании налогового органа принять запрос заявителя на предоставление справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за 2013, 2014, 2015 гг.; обязании налогового органа принять запрос заявителя на предоставление справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за 2013, 2014, 2015 гг.; обязании налогового органа направить заявителю справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за 2013, 2014, 2015 гг.; обязании налогового органа направить заявителю справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за 2013, 2014, 2015 гг. с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Инспекции возражал по доводам жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя в соответствии со статьями 123, 156, 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что отсутствуют основания для отмены решения (изменения) суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 27.05.2022 заявителем в адрес Инспекции направлены заявления о представлении справок об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за период с 2013 по 2015 годы включительно. В то же время, 30.05.2022 налоговый орган отказал заявителю в предоставлении испрашиваемой им справки, сославшись на неверное имя файла и неправильное указание отчетного года.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, заявитель 27.05.2022 также обратился в налоговый орган за предоставлением справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 2013 по 2015 гг. включительно. В ответ на указанный запрос Инспекцией в адрес заявителя был направлен отказ в предоставлении испрашиваемых справок с обоснованием: "КРСБ не ведутся". Решением УФНС России по г. Москве от 22.07.2022 N 21-10/087668@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением с указанными выше требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, полагает, что совокупность необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствует.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны по запросу налогоплательщика представлять ему справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Согласно Единым требованиям к порядку формирования информационных ресурсов налоговых органов, утвержденным приказом ФНС России от 18.01.2022 N ЯК-7-1/9@, база данных карточек состояния расчетов с бюджетом налогоплательщиков хранится в течение 5 лет.
В соответствии с пунктом 191 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного приказом ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@, срок хранения карточки состояний расчетов с бюджетом налогоплательщиков после закрытия налогового обязательства в территориальном налоговом органе составляет 5 лет.
Как установлено судом, заявитель с 07.04.2022 состоит на налоговом учете в ИФНС России N 31 по г. Москве.
27.05.2022 налогоплательщиком в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи направлены запросы о предоставлении справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам перед бюджетом и справок об исполнении налогоплательщиком обязанности об уплате налогов, сборов, пени и штрафов за налоговые периоды 2013, 2014 и 2015 годы.
В свою очередь, инспекцией сформированы квитанции об отказе в приеме электронных документов: "Неверное имя файла. Отчетный год указан неправильно".
С учетом изложенного суд пришел к выводу об обоснованности действий налогового органа по отказу в предоставлении запрашиваемых справок, поскольку в контексте вышеупомянутых приказов ФНС России налоговый орган мог предоставить испрашиваемые справки только за период с 2016 по 2020 гг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденный Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@, не содержит указаний на возможность отказа налогового органа в приеме документов в связи с истечением срока хранения, отклоняются.
Согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус" в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По мнению суда апелляционной инстанции, установление приказами ФНС России пятилетнего срока хранения карточек КРСБ относится к регулированию внутренней деятельности ФНС России, ее территориальных органов и подведомственных организаций, осуществлено в пределах компетенции ФНС России и не изменяет законодательство о налогах и сборах.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявителем в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями ответчика, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-184027/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184027/2022
Истец: ООО "МОСКВА КИТЧЕН ХАУС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 31 ПО ЗАПАДНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ