г. Вологда |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А52-4115/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 января 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Псковской области от 04 октября 2022 года по делу N А52-4115/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области (адрес: 180017, г. Псков, ул. Спортивная, д. 5а; ОГРН 1046000330001, ИНН 6027086207; далее - УФНС по Псковской области) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (адрес: 173004, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Фёдоровский ручей, д. 6; ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051; далее - Теруправление) о возложении на ответчика обязанности в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять в казну Российской Федерации следующие объекты недвижимого имущества: нежилое помещение общей площадью 15,2 кв. м, расположенное по адресу: Псковская область, Бежаницкий район, п. Бежаницы, ул. Смольная, д. 20, пом. 1003 (кадастровый номер 60:01:0010231:235, РНФИ П13600001164); нежилое помещение общей площадью 440,7 кв. м, расположенное по адресу: Псковская область, Бежаницкий район, п. Бежаницы, ул. Смольная, д. 20, пом. 1004 (кадастровый номер 60:01:0010231:231, РНФИ П13600000628), и прекратить право оперативного управления на указанные нежилые помещения (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 04 октября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Теруправление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что сведений о техническом состоянии имущества истец не представил.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, за УФНС по Псковской области на праве оперативного управления закреплены следующие объекты недвижимости: нежилое помещение общей площадью 15,2 кв. м, расположенное по адресу: Псковская область, Бежаницкий район, п. Бежаницы, ул. Смольная, д. 20, пом. 1003 (кадастровый номер 60:01:0010231:235, РНФИ П13600001164); нежилое помещение общей площадью 440,7 кв. м, расположенное по адресу: Псковская область, Бежаницкий район, п. Бежаницы, ул. Смольная, д. 20, пом. 1004 (кадастровый номер 60:01:0010231:231, РНФИ П13600000628), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Поскольку указанные нежилые помещения в настоящее время истцом не эксплуатируются, иная заинтересованность в спорном недвижимом имуществе отсутствует, УФНС по Псковской области обратилось в Федеральную налоговую службу для согласования изъятия спорных объектов недвижимого имущества из владения истца и последующей передачи в государственную казну Российской Федерации (письмо от 09.06.2022 N 2.2.-03/06238@).
Федеральная налоговая служба 10.06.2022 согласовала передачу вышеназванного имущества в казну Российской Федерации (письмо N БС-4-10/7183@).
УФНС по Псковской области 14.06.2022 обратилось к Теруправлению по вопросу прекращения права оперативного управления на указанные объекты недвижимости и дальнейшей передачи их в казну Российской Федерации (письмо N 2.2-07/06350@).
Теруправление 13.07.2022 уведомило истца о том, что информация принята к сведению и учёту, проводится работа по перераспределению данных помещений между федеральными организациями. Для передачи указанного имущества в казну Российской Федерации необходимо дополнительно направить информацию об их техническом состоянии с приложением соответствующих фотоматериалов, а также сведения о заинтересованных физических и юридических лицах (письмо N 53-ТП/5348).
УФНС по Псковской области 27.07.2022 в адрес Теруправления направлены необходимые документы, в том числе акт от 27.07.2022 осмотра федерального недвижимого имущества, с приложением материалов фотофиксации (письмо N 2.2-07/07919@).
Вместе с тем вопрос о принятии нежилых помещений в казну Российской Федерации до настоящего времени не разрешен.
Полагая, что непринятие в казну Российской Федерации имущества, не используемого УФНС по Псковской области, противоречит полномочиям в сфере деятельности истца, нарушает права истца, осуществляющего содержание невостребованных объектов недвижимости за счет бюджетных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ.
Согласно абзацу восьмому названной статьи ГК РФ к числу таких способов относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу части 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, отказ УФНС по Псковской области от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или не используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 465 (далее - Положение), следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Сбор и представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информации и документов, необходимых для проведения продажи федерального имущества, также относится к компетенции Теруправления в силу пункта 4.1.21 Положения.
Материалами дела подтверждено, что закрепленные за истцом объекты недвижимого имущества им не эксплуатируются; иная заинтересованность в недвижимом имуществе отсутствует; согласование прекращения права оперативного управления на объекты недвижимости истцом получено.
При указанных обстоятельствах, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности УФНС по Псковской области; отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность уклонения уполномоченного органа от изъятия имущества из оперативного управления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 25.02.2019 N304-ЭС19-841, от 31.01.2019 N 304-ЭС18-25102.
Сведения о техническом состоянии имущества, вопреки доводам апеллянта, ответчику были предоставлены.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 04 октября 2022 года по делу N А52-4115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4115/2022
Истец: Управление Федеральной Налоговой службы по Псковской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях